Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии кризисного консультирования
1. Под кризисным консультированием понимается разновидность психологического консультирования, где предметом терапевтической работы является клиент в состоянии кризиса. Кризис понимается как определенное психологическое состояние, вызванное какой-либо ситуацией, событием, жизненным этапом и т. п. и для которого характерно блокирование целенаправленной жизнедеятельности человека, наличие комплекса негативных эмоций, чувств и мыслей, отражающихся в его поведении и общем самочувствии. Выделяются следующие виды кризисов: • детские возрастные кризисы, связанные с особенностями развития ребенка в тот или иной возрастной период; • возрастные кризисы у взрослых, связанные со спецификой: - жизненного пути; - развития человека; - отношения к жизни; - ценностей; - профессии; - социальным статусом и т. п.; • ценностно-мотивационные кризисы, основанные на изменениях в ценностной системе человека, в иерархии его мотивов, когда возникает неудовлетворенность старыми ценностями, мотивами и при этом отсутствует или недостаточно сформирована новая система идеалов и ценностей; • кризисы, вызванные определенными ситуациями в жизни человека, например: - смертью или болезнью близкого человека; - разводом; - выходом на пенсию; • кризисы, вызванные негативными событиями в жизни человека: - насилием; - автокатастрофой; - аварией и т. п. Последствия кризиса могут быт различными — от снижения об щей жизненной активности до угрозы социальной дезадаптации, суицида, нервно- психического или соматического расстройства. Наибольшее негативное влияние ситуация кризиса оказывает на людей со следующими личностными особенностями: • незрелое инфантильное мировоззрение, характеризующееся инфантилизмом, однонаправленностью, негармоничностью семейных, профессиональных и жизненных установок; • наличие акцентуации характера; • неспособность к самостоятельности в принятии решений; • экстернальный, внешний локус контроля; • восприятие кризиса как тупика, делающего дальнейшую жизнь бессмысленной и ненужной, а не как трудного и ответственного периода, прохождение которого помогает личностному развитию. Кризисное консультирование может осуществляться: • как самостоятельный процесс, если локус проблемы клиента лежит в данной области, например затруднения клиента связаны с прохождением возрастного кризиса или с каким-то жизненным событием, вызвавшим кризис; • как часть процесса психологического консультирования, цель которого — работа с более глубинными слоями личности; • через телефон доверия, где часто клиентами являются люди, находящиеся в ситуации кризиса непосредственно в момент обращения за психологической помощью; • как вид психотерапии при серьезных последствиях кризиса, например при ситуации, когда человек выжил в автокатастрофе, и т. п. 2. Выделяются следующие условия эффективности кризисного консультирования: • уважение, то есть отношение к клиенту как к нормальному человеку и принятие его проблемы как заслуживающей внимания безусловно; • добродушие, понимаемое как человечность, подлинность консультанта; • эмпатия, то есть способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно, умение встать на позицию клиента; • правильное слушание клиента, включающее в себя: - демонстрацию поддержки, установление контакта с клиентом - через принятие и уважение; - безоценочность суждений консультанта в отношении идей или поступков клиента; - систематичность, постоянное и максимальное понимание; - умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи; - умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства; - воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений; - предоставление возможностей выговориться, задать полезные вопросы и проявить ответные реакции; - предоставление клиенту независимости и автономии. 3. Выделяются 4 стадии процесса кризисного консультирования: • первая стадия, главная задача которой — принятие клиента, установление контакта с клиентом, так как в начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины, вызванными кризисной ситуацией в его жизни, и в этом случае консультант должен оказать поддержку клиенту, безоценочно выслушать его; • вторая стадия, задачей которой является помощь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта, связанных с кризисом, и в конце клиент должен обозначить свою проблему; • третья стадия, задачи которой — облегчение клиенту исследования возможных альтернатив, возможных последствий кризиса: - важно при этом не давать клиенту советов, как выйти из кризиса, а формировать у него способность к самостоятельному поиску решений через нахождение и использование собственных внутренних ресурсов; - консультант должен сформировать у клиента отношение к его кризису не как к концу всего и потере смысла существования, а как к важному и ответственному периоду в его жизни, способствующему переходу клиента на более высокий уровень личностного развития, как к событию, способствующему его личностному росту; - если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам, а это и есть глобальная цель психологической помощи; • четвертая стадия, для которой характерно принятие решения, которое приходит, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь. Прохождение данной стадии — обязательное условие эффективности консультативного процесса.
|