![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика в профориентационном консультировании
1. Профориентационное консультирование — это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости: • выбор профессии; • определение профиля профессионального обучения; • трудоустройство; • смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации. Профессиональное консультирование может быть: • индивидуальным, когда работа по профориентации осуществляется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей индивидуальной занятости, и в данном случае используются соответствующие методы и техники работы: - беседы с профконсультантом; - диагностические процедуры; - информационные методы; - специальные упражнения и домашние задания и т. п.; • групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в режиме группового профориентационного тренинга, и этом случае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В связи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования: - профориентация в школе; - профориентация в службе занятости. 2. Так как профориентационное консультирование предполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьезная ответственность. Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и определяющие деятельность консультанта: • принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций; • принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практической подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям. В связи с этим профконсультант обязан: - постоянно повышать свою квалификацию; «знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности; - выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования; • принцип добровольности, предполагающий личное желание клиента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин; • принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. Также суждения и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений; • принцип активности, предполагающий, что клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профконсулътанта — оказание информационной и психологической помощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения; • принцип позитивности, означающий, что профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и слабых местах и поддерживает и стимулирует поисковую активность клиента; • принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, являются приоритетными. 3. Консультанту, занимающемуся профориентационной деятельностью, необходимо структурировать процесс консультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позволяющую организовывать адекватное взаимодействие с клиентом на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи. Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации: • подготовительный этап, где главная задача консультанта — составление общего представления о проблеме клиента. Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия: - анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента; - подбирает справочно-информационный материал, соответствующий запросу клиента; «подбирает необходимые диагностические методики; - продумывает общую стратегию работы; • первый этап, в процессе которого решается задача формулирования профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента. Данный этап имеет следующие характеристики: - должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопасности и формирования доверия клиента к консультанту; - консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консультирования по следующим критериям: = в чем заключается проблема клиента; = каково отношение клиента к консультации и профконсультанту; = каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента; = каков внутренний мотив обращения к консультанту; = каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность; = насколько данная ситуация и проблематика клиента соответствуют профессиональной квалификации и компетентности консультанта, какова готовность консультанта к консультированию; • второй этап предполагает решение задачи выдвижения и проверки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется следующими способами: - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста; - уточнение либо изменение предварительной гипотезы; - определение пути совместного решения проблемы; - разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения; • третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть: - информационно-справочной; - диагностико-рекомендательной; - диагностико-корректирующей; - формирующей; • четвертый этап, предполагающий совместную работу консультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от поставленной цели консультант может применять и использовать: - психодиагностические методики; - наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценкой; - постановку профориентационных задач; - совместное обсуждение различных ситуаций; - профориентационные игры и упражнения; • пятый этап предполагает совместное подведение итогов консультации, которые могут быть окончательными или промежуточными. Эта задача решается с помощью постановки консультантом специальных вопросов клиенту: - каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала; - достигнуты ли поставленные вначале цели; - какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел; - в случае многоразовой консультации консультант и клиент определяют пути дальнейшей работы и намечают цели; - в случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана; • завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запротоколировать следующие сведения: - анкетные данные клиента; - общие выводы по предварительным данным; - первоначальное понимание клиентом своей проблемы; - гипотезу профконсультанта; - совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения; - итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; - примечания. 4. В профессиональном, профориентационном консультировании, в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консультирования, предполагающего изучение и работу с такими характеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и способностей личности и соответствие их выбираемой профессии. Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели: • выявление актуальных способностей и качеств личности клиента; • выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценностных установок', • определение склонностей и интересов клиента; • выявление задатков и потенциала личности, который при определенном воздействии может быть развит; • выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характеристик клиента, которые необходимо скорректировать; • сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией; • осуществление поиска подходящей профессии на основе выявленных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента. Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям: • познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.; • личностные особенности, куда входят: - эмоционально-волевая сфера; - мотивационно-потребностная и ценностная сфера; - самооценка и уровень притязаний; - темперамент, черты характера; • интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализовать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая грамотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п. Психодиагностические методики в профориентаиионном консультировании делятся: • на общие, то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изучение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество методов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тесты Айзенка), мышления и других познавательных и личностных способностей, различные проективные методики, изучающие общие свойства и черты личности; • специальные, куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу деятельности (ДДО, Карта интересов и др.); • компьютерные, которые могут быть как общими, предназначенными не только для профконсультирования, так и специальными, разработанными именно для целей профконсультации; • игровые, которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить: - ролевые позиции участников; - способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения; - области коррекции поведения участников, которые могут помешать реализации себя в той или иной профессиональной деятельности. Существуют следующие правила и принципы применения психодиагностических процедур в профориентационном консультировании: • принцип добровольности, означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры; • принцип компетентности и профессиональности, означающий, что: - все методики и тесты, которые использует консультант, должны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены; - профконсультант должен быть компетентен в применении диагностических методик, в том числе компьютерных; • принцип системности, предполагающий, что результаты психодиагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основано только на результатах психодиагностики, без учета информации, полученной с помощью других способов изучения личности и проблем клиента.
|