Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучающие тренинги
1. Под психологическом тренингом понимается разновидность группового взаимодействия, вмещающая в себя совокупность различных психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие и формирование у участников группы навыков самопознания и рефлексии, эмоциональной и физиологической саморегуляции и самоконтроля, коммуникативных и межперсональных навыков взаимодействия, а также коммуникативных и профессиональных умений. Выделяются следующие специфические черты психологического тренинга: • соблюдение ряда принципов групповой работы; • оказание участникам группы психологической помощи в саморазвитии в большей степени через других членов группы; • относительное постоянство состава группы; • четкая пространственная организация группы; • акцент на взаимоотношениях участников группы в контексте " здесь и теперь"; • применение активных методов работы, предполагающих участие всех членов группы; • озвучивание участниками своих чувств в контексте групповой работы, ориентация на вербализацию своих внутренних состояний; • создание чувства безопасности через атмосферу раскованности и свободы общения между участниками группы. В тренинге всегда отражается определенная парадигма, или теоретическая ориентация, руководителя группы, которая и является канвой, основой тренинга. Критерии для классификации парадигм тренинга: • степень директивности и манипулятивности стиля ведения группы; • уровень ответственности участников группы за происходящее в групповом пространстве; • степень осознанности участников группы. Выделяются следующие парадигмы тренинга: • жесткий тренинг (с целью внушения, создания установок) — манипулятивные методы руководства, минимальная ответственность и степень осознания проблем участниками тренинга; • тренинг-тренировка (не имеет цели внушения, формирования навыков " извне") — ориентация на отработку, развитие уже имеющихся навыков, средний уровень ответственности и осознания проблем участниками тренинга. 2. На сегодняшний день в литературе не существует единой классификации видов психологических тренингов, но можно выделить следующие наиболее популярные виды групповой тре-нинговой работы: • тренинга развития саморегуляции; • коммуникативные тренинга; • тренинги личностного роста; • обучающие тренинги. 3. Тренинги развития саморегуляции представляют собой специально организованные группы, целью которых является: • развитие у участников группы самоконтроля и управления своими физиологическими функциями; • оптимизация эмоционального состояния и снижение уровня психологического напряжения; • формирование стрессоустойчивости, толерантности к стрессовым воздействиям окружающей среды через физиологическую и психологическую саморегуляцию. 4. Коммуникативные тренинги представляют собой группы, имеющие довольно обширную область прорабатываемых проблем, связанных с взаимодействием человека со средой и окружающими его людьми. Психосоциальный тренинг, или тренинг социальной компетентности, ориентированный на работу со здоровыми людьми, не имеющими серьезных психических или невротических расстройств, и поэтому использующий менее жесткие и директивные методы воздействия. Психосоциальный тренинг решает следующие задачи: • повышение социальной чувствительности (сензитивности) участников, предполагающей умение более тонко понимать окружающих и быть более гибким в общении, оценке и принятии других людей; • формирование у них умения строить более продуктивные взаимоотношения с окружающими; • развитие у участников группы навыков общения и использования более адекватных способов адаптации в среде. Существуют следующие компоненты проведения социально-психологического тренинга: • ролевая игра, ориентированная на отработку какого-либо навыка или исследование какой-то части себя; • групповая дискуссия, предполагающая обсуждение эмоций, чувств, откликов, вызванных проведенной ролевой игрой; • поведенческий тренинг, чаще направленный на коррекцию нежелательных или неадаптивных форм поведения, чаще используется в группах, участники которых имеют определенные психические или невротические нарушения, и предполагает более директивные, жесткие методы руководства и воздействия, часто основанные на различного рода подкреплениях. 5. Тренинги личностного роста представляют собой тренинговые занятия, ориентированные на развитие отдельных сторон личности участников и имеющие различные теоретические основы, которые и определяют понятие личностного роста и параметры развития в данной конкретной группе. Выделяют следующие теоретические основы и соответственно разновидности, тренингов личностного роста: • динамическая, к которой относятся психодраматическое группы; • гуманистическая, где основными являются группы встреч Роджерса, гешталът-группы Перлза и группы экзистенциального тренинга; • когнитивная, где основной упор направлен на развитие когнитивных компонентов самопознания и осознавание неадаптивных форм поведения. В рамках тренинга личностного роста выделяются следующие самостоятельные тренинги. ориентированные на развитие конкретных параметров роста: • тренинг уверенности в себе, основанный на положениях поведенческой психотерапии и следующих выдвигаемых ею предпосылках: - самоутверждение, выраженное в действиях индивида, определяет его самоуважение и служит формированию позитивной. Я-концепции; - поведение тесно связано с внутренним самоощущением, уверенное адекватное поведение основано на чувстве уверенности в себе; • тренинг самоутверждения, имеющий сходные характеристики с тренингом повышения уверенности в себе и свои отличительные особенности: - уверенность в себе понимается как умение определять и выражать свои желания, потребности, чувства, любовь к другому человеку, раздражение, критику; - имеет четкую пошаговую структуру, когда участникам предлагается вначале составить список ситуаций, в которых они испытают неуверенность, затем выбрать несколько возможных поведенческих реакций на данную ситуацию и отработать эти поведенческие реакции на практике в специально разработанных упражнениях; • тренинг сензитивности, основанный на гуманистических тенденциях в групповой психотерапии и ориентированный на достижение следующих целей: - общее развитие компетентности в общении; - усиление чувства самоидентичности; - развитие у участников способности понимать других людей: видеть, слышать и чувствовать другого человека, запоминать его поведение; - развитие способности предсказывать мысли, чувства и поведение других людей, запоминать и использовать для понимания других людей их личностные характеристики. 6. Обучающие тренинги представляют собой краткосрочные или долгосрочные группы, ориентированные на совершенствование различных профессиональных навыков, необходимых для общения с людьми, при этом обучение участников происходит на основе приобретения ими нового опыта. В обучающих тренингах существуют следующие разновидности групп: • группы для повышения навыков психотерапевтов и психологов; • группы повышения профессионального уровня тренеров, работающих с различными психологическими группами; • обучающие группы для управленческого персонала, включающие в себя тренинг управления, тайм-менеджмента, различные ролевые игры для оценки способностей и потенциала работников и др.; • обучающие группы для линейного персонала, предполагающие отработку навыков взаимодействия с людьми, например тренинг продаж или тренинг телефонных переговоров и т. п.
|