![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми
1. Психологическая работа психолога с детьми осуществляется: • в школе; • детском саду; • других воспитательно-образовательных учреждениях. Детский психолог осуществляет свою работу в следующих направлениях: · консультативная работа с родителями; · консультативная работа с педагогами; · консультативная работа с детьми различных возрастов. Консультативная работа с родителями предполагает индивидуальное или групповое консультирование родителей по проблемам их детей, среди которых можно выделить: • предоставление психологической информации о различных аспектах развития детей; • развитие навыков успешного родителя; • работа с группой родителей, имеющих схожие проблемы со своими детьми; • индивидуальное консультирование родителя по проблемам ребенка. Консультативная работа с педагогами подразумевает индивидуальное или групповое консультирование, ц елью которого может являться: • предоставление информации; • работа с конкретной проблематикой, связанной с поведением одного или нескольких детей; • обучение, выработка успешной и эффективной стратегии работы с детьми. Консультативная работа с детьми различных возрастов предполагает групповое или индивидуальное консультирование детей, включающее в себя следующие функции: • диагностическую, предполагающую изучение следующих характеристик: - - способности и задатки ребенка; - актуальные возможности и умения ребенка, или зона актуального развития; - зона ближайшего развития, понимаемая как способность ребенка выполнять какие-либо задания не самостоятельно, но с помощью взрослого; семейная проблематика и ситуация; - особенности протекания возрастных кризисов, прохождения тех или иных возрастных периодов развития; проблемы в учебе; - проблемы и особенности социальной адаптации в детском коллективе; • развивающую, позволяющую сформировать и развить у ребенка различные умения, способности, навыки, необходимые ему для успешной адаптации и успешного развития; • коррекционную, ориентированная на коррекцию возникающих у ребенка трудностей, обусловленных внешними и внутренними причинами. Коррекция может осуществляться в следующих сферах личности ребенка: - познавательной, где могут возникнуть проблемы, связанные с развитием у ребенка различных когнитивных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения; - эмоционально-волевой, нарушения в развитии которой могут привести к различным проблемам: = трудности в обучении; = двигательная и эмоциональная расторможенность; = отсутствие самоконтроля; = проблемы в социальной адаптации; - работа с проблемами, связанными с акцентуациями характера; - проблемы со здоровьем, имеющие психосоматический характер; • информационную, ориентированную на предоставление различной информации, которая может быть связана с профессиональным выбором учащегося, различной психологической информации, ориентированной на познание и изучение себя, своих качеств и способностей. Психолог-консультант может работать со следующими возрастными группами детей: • дети дошкольного возраста; • дети младшего школьного возраста; • подростки; • юношество. 3. Для эффективной работы с детьми психолог-консультант должен обладать определенным набором качеств: • личностные качества: - любовь к детям, принятие, безоценочность; -искренность, честность; - отсутствие патологического стремления к власти и самоутверждению; • умения и навыки: - умение установить контакт с ребенком и обеспечить безопасность; - умение ненавязчиво оказывать воздействие на ребенка; «умение завоевать авторитет у ребенка; • теоретические и практические знания в следующих областях. - возрастная, детская психология, знание особенностей развития ребенка и протекания возрастных кризисов; - психологическое консультирование, знание принципов консультативной работы, механизмов и техник воздействия; - специальная психология и коррекционная педагогика, знание основ медицинской психологии, различных нарушений, связанных с отставанием в развитии; - теории личности, знание различных подходов к развитию личности; - знание особенностей поведения и диагностических критериев акцентуаций характера и других психических и психологических отклонений; - психодиагностика, знание различных методик получения диагностических данных и сбор анамнеза; - психотерапия и психологическая коррекция, знание различных методик развития личности, коррекции недостатков в развитии и функционировании.
|