![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62
1. В жизни взрослого человека существует несколько возрастных периодов, в которые с ним могут происходить глобальные личностные и жизненные изменения. Эти периоды являются переходными и могут сопровождаться различными эмоциональными переживаниями и трудностями, разрешение которых — основа для перемен. Под возрастным кризисом понимается определенный возрастной этап, способствующий качественным изменениям личности. Возрастной кризис возникает при переходе с одного возрастного этапа на другой и может иметь различные проявления: • изменения в общем психоэмоциональном фоне: - состояние подавленности, депрессии; - возникновение страха будущего; - чувство неуверенности в себе; - повышенная тревожность, немотивированное чувство беспокойства; • изменения в поведении и эмоционально-волевой сфере: - несдержанность или, наоборот, замкнутость; - раздражительность; - проявления скрытой или открытой агрессии и конфликтности в первую очередь по отношению к близким людям; • соматические проявления: - ухудшения общего самочувствия; - обострение старых и возникновение новых заболеваний; • изменения в мировоззрении: - частные и глубокие раздумья о своей жизни, ее качестве; - критическая оценка своих достижений на текущий жизненный момент; - переосмысление своего места и предназначения в этом мире; - переосмысление своей картины мира; - желание или, наоборот, страх перед переменами; • изменения в мотивационной сфере: - переоценка своих ценностей, ценностный кризис; - анализ существующих мотивов деятельности, кризис мотивации; • изменения в социальной и профессиональной сферах". - критический анализ старых контактов и взаимоотношений; - разрыв или смена партнера, развод; - анализ своих профессиональных достижений; - смена профессиональной деятельности; - снижение профессиональной активности. 2. Выделяется следующая периодизация возрастных этапов и соответствующих им возрастных кризисов: • кризис встречи со взрослой жизнью (18—25 лет): - конец учебной и начало трудовой деятельности; - высокий уровень притязаний и связанный с этим выбор социальных ролей, которые могут поддерживаться или не поддерживаться окружающими; - необходимость совершать профессиональный выбор, к которому человек не всегда готов; - возникновение большего числа обязательств и ограничений по сравнению с предыдущим годами (женитьба, замужество, рождение детей, активная карьера); • кризис 30 лет: - переоценка ценностей на пороге 30-летия; - изменение мотивации в сфере отношений, когда на смену романтике приходят более практичные ценности; - изменения в мотивации труда, когда на первый план выходят материальные поощрения - необходимость подведения итогов своей жизни за определенный период; - оценка своих профессиональных достижений, которые могут не соответствовать поставленным ранее целям или которых вообще может не быть из-за рождения детей и ухода за ними; - отсутствие постоянного партнера или семьи к этому возрастному периоду может негативно сказаться на самооценке и общем психоэмоциональном состоянии; • кризис середины жизни, кризис зрелости (может начаться между 35 и 45 годами): - возникновение первых серьезных заболеваний; - ориентация на реализацию себя в профессиональной деятельности и связанные с этим проблемы: = возможное несоответствие уровня притязаний реальным возможностям; = возрастные ограничения; = ограничения по здоровью; = нехватка необходимых личностных качеств; = сравнение себя с более молодыми сотрудниками и конкуренция; - озабоченность жизнью будущих поколений; - для некоторых — достижение руководящих высот, повышенная социальная активность и связанные с этим проблемы; - для других — осознание ограниченности своих возможностей для реализации себя в обществе, " уход в себя" в разных формах (например, повышенная " защищенность" на комфорте, путешествиях, сексе и т. д.); • кризис встречи со старостью (между 50 и 65 годами): - осознание близости окончания трудового пути; «понижение сексуальной активности как у мужчин, так и у женщин; - взросление детей, уменьшение необходимости постоянной заботы о детях; - появление большого количества свободного времени; - как правило, потеря интереса к карьере, активной общественной жизни; - большее стремление к спокойствию, созерцательности; • кризис наступления старости (между 65 и 80 годами): - осознание близости окончания жизненного пути; - прекращение активной трудовой деятельности; - угасание сексуальных инстинктов; - часто — одиночество, полный уход детей в собственную жизнь; - ухудшение физического самочувствия; - ухудшение морального здоровья (это может быть связано как со старением мозга и его расстройствами, так и с неудовлетворенностью прожитой жизнью, осознание того, что на ситуацию (доход, дети, здоровье) повлиять практически невозможно); - наоборот — самомнение, " старческая мания величия", чувство превосходства, стремление к крайностям и экстремальным поступкам (данное поведение, как правило, свойственно старым людям, по какой-то причине попавшим в иные условия по сравнению с их сверстниками (находятся на руководящих постах, слишком богаты и т. д.) — для таких людей часто свойственны гипертрофированная тяга к путешествиям, экстремальным формам отдыха (покорение горных вершин, плавание на дальние расстояния), новые браки с партнерами, на 30—50 лет младшими по возрасту, стремление работать, несмотря на физическое и умственное состояние); • кризис преодоления старости (обычно долгожители, сумевшие перейти 90-летний рубеж) — как правило, у людей данной категории появляется " второе дыхание" (вытесняется кризис старости) — в психике появляется много черт, свойственных молодым: - преимущественно оптимистическое настроение; - игнорирование болезней (90-летние чувствуют себя " более молодыми", чем 75-летние); - потеря прежних страхов, свойственных 65-80-летним; - видение перспектив (90-летние и более старые люди при относительно нормальном здоровье более склонны думать о будущем, чем 70-летние); - повышенная тяга к общению (особенно с молодыми), и, если позволяет здоровье, — к социальной активности. 3. Консультант, работающий с проблематикой возрастного кризиса, должен ориентироваться на следующие аспекты: • анализ силы и глубины переживаний, вызванных прохождением возрастного кризиса, а также того, какие слои личности затронуты; • анализ исходной причины возрастного кризиса; • исследование жизненной ситуации клиента до вступления им в кризисный период; • сбор анамнестических данных; • анализ жизненного стиля клиента, его установок, стереотипов, используемых механизмов защиты и способов построения взаимоотношений с окружающими и адаптации в среде; • опора на психологические знания специфики и преодоления возрастного кризиса, в котором пребывает клиент; В процессе консультативной работы, связанной с преодолением возрастного кризиса, консультант ставит следующие терапевтические цели и решает следующие задачи: • оказание поддержи и принятия клиента через демонстрацию важности проблемы клиента и желание помочь в ее разрешении; • расширение взгляда клиента на свои проблемы через изменение его взгляда на проблему возрастного кризиса, в котором он находится. Задачей консультанта является показать клиенту, что возрастной кризис — это не жизненный тупик, после которого ничего нет, а нормальный закономерный период развития, предполагающий решение определенных задач и при успешном прохождении оказывающий позитивной влияние на личностный рост человека; • помощь в выработке новых ценностей и установок, если клиент чувствует потребность в их изменении; • коррекция жизненного стиля в том случае, если он не актуален для данного возрастного этапа; • укрепление ресурсности личности через нахождение позитивных сторон жизненного периода, в котором находится клиент; • помощь и оказание поддержки клиенту в ситуации принятия жизненно важных решений (развод, женитьба, смена профессиональной деятельности, рождение ребенка и т. п.); • формирование толерантности к жизненным и возрастным кризисам; • информативная функция, то есть предоставление клиенту необходимой информации психологического характера о специфике возрастных кризисов. Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма " Класс", 2000. 2. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Питер, 2002. 3. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1999. 4. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО " МОДЭК", 2003. 5. Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: ЗАО " Издательство " Питер", 1999. 6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 7. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. чл.-корр. РАО А.А. Реана. СПб.: " Прайм-Еврознак", 2003. 8. Психотерапия: Учеб. для вузов / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. СПб.: Питер, 2003. 9. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998. 10. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2003. 11. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб.: Сова; М.: Экс-мо, 2002. -
|