![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа с проблемой профессионального выбора
1. Подростковый и юношеский возраст определяется как период с 11 до 17—18 лет. Данный период характеризуется важнейшим кризисом в становлении личности индивида — идентификации собственного Я и поиска идентичности. Этот процесс составляет одну из важнейших причин большинства проблем и трудностей данного возраста: • трудностей в учебе; • проблем социальной адаптации; • построении взаимоотношений со сверстниками, противоположным полом, родителями, учителями, другим взрослыми; • выбором профессионального пути; 2. При групповой и индивидуальной консультативной работе, направленной на разрешение подросткового кризиса, психолог-консультант должен сосредоточить свое внимание на следующих аспектах: • помощь в позитивном разрешении кризиса идентификации Я; • формирование адекватного представления о себе, своих ролях, качествах личности, обретении подростком своей индивидуальной тождественности; • формирование новых взглядов на вещи, нового подхода к жизни; • понимание и принятие физической стороны себя, принятие собственного тела; • решение задачи по объединению всего, что подросток теперь знает о самом себе, своих новых ролях в единое целое, осмыслить его и связать с прошлым и проецировать в будущее. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих, и если у ребенка было сформировано доверие к миру, чувство инициативы, компетентности, то его шансы на идентификацию значительно возрастают. В случае негативного разрешения всех предыдущих кризисов и наличия у подростка чувства недоверия, стыдливости, неуверенности в осознании себя решить задачу идентификации будет очень сложно. Если подростку не удается разрешить задачи индивидуальной идентификации, то формируется неадекватная идентичность по 4 основным направлениям: • уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; • размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, Что обусловливает страх взросления и перемен; • размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать внутренние ресурсы, построить иерархию задач; • формирование " негативной идентичности", что означает отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. 3. При консультативной работе с подростками и юношами, ориентированной на решение проблемы профессиональной идентификации, психолог-консультант должен сосредоточить свое внимание на следующих аспектах. • проблема профессионального самоопределения тесно связана с проблемой поиска своей идентичности, и без разрешения этого кризиса нахождение адекватного профессионального пути представляется очень сложным; • следует помочь подростку в познании и изучении себя, своих личностных качеств, особенностей характера, склонностей, интересов; • необходимо сформировать у подростка, юноши адекватную оценку себя, своих возможностей, способствовать формированию позитивной уверенности в себе и своих силах; • предоставление подростку информации относительно существующих профессий, областей деятельности; • необходимо сформировать у подростка, юноши готовность и интерес к профессиональному обучению, выбору своего профессионального пути.
|