![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности работы психолога с дошкольниками
1. Под дошкольным возрастом понимается период от 4 до 6-7 лет. При групповом и индивидуальном консультировании детей дошкольного возраста психолог-консультант осуществляет свою работу в следующих направлениях. • возрастные кризисы, кризис 5 лет; • проблемы адаптации в коллективе; • подготовка к школе; • развитие личности ребенка. 2. Прохождение ребенком возрастного кризиса 5 лет имеет следующие особенности, на которых психолог должен сосредоточить свое внимание: • стремление ребенка не сделать что-то только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция на само предложение взрослых; • стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят; • упрямство, своеволие, протестующий характер некоторых действий: - в семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму, - ребенок старается вернуть то состояние безопасности и комфорта, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания; - в семье с несколькими детьми это выражается как симптом ревности по отношению к младшим или старшим детям; - настойчивое желание делать все самому, без помощи взрослых, возникновение комплекса " Я сам". 3. Проблемы социальной адаптации ребенка в коллективе могут быть следующими: • в качестве причины может выступать возрастной кризис; • конфликтность по отношению к другим детям; • неумение вписаться в детский коллектив, авторитарность, неумение подчиниться общим правилам в игре, которая является главным видом деятельности в указанный возрастной период; • замкнутость, отсутствие или неумение устанавливать контакты с другими детьми из-за долгой социальной депревации, например, когда ребенок из-за различных опасений и страхов родителей, болезней, гиперопеки и др. долгое время был лишен возможности общаться со своими сверстниками. 4. Работа психолога-консультанта, направленная на прохождение возрастного кризиса и проблем социальной адаптации детей дошкольного возраста, содержит в себе следующие аспекты: • тесное взаимодействие с родителями по выработке техники эффективного поведения с ребенком, в которую входят следующие рекомендации: - избегать крайностей в общении с ребенком (" все позволять" или " все запрещать'); - не оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом родители должны объяснить ребенку, что у них есть и другие дела, помимо заботы о нем; - объяснять ребенку, что в решении некоторых проблем он сам может помочь взрослым; - давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность; - поощрять инициативу ребенка, побуждать к ней; «давать ребенку чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт; - избегать запретов и повышения голоса (так как эти методы в данном случае неэффективны); - расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми; - укреплять уверенность ребенка в своих силах; - помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример; • при взаимодействии с ребенком в ситуации индивидуальной работы консультант должен: - использовать методики и техники работы, благодаря которым ребенок может проявить инициативу, активность; - использовать игровые методы, ориентированные на формирование чувства ответственности и самоконтроля у ребенка, принятие и усвоение им групповых игровых норм и через это принятие ограничений; - научить ребенка устанавливать контакты с другими детьми, используя различные коммуникативные игры, задания и упражнения. Проблема подготовки к школе включает в себя: • диагностику умственных и познавательных способностей ребенка и сопоставление их с показателями нормы для данного возраста; • развивающие, формирующие занятия, ориентированные на зону ближайшего развития и позволяющие сформировать у ребенка навыки, которые позволят успешно вписаться в новую для него ситуацию учебы. Проблема развития личности ребенка состоит из таких компонентов, как: • развитие общих познавательных и интеллектуальных способностей; • развитие навыков социальной адаптации и взаимодействия; • развитие творческих способностей ребенка через игру; • развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, где главная задача — формирование внутреннего типа контроля за своим поведением, усвоение различных социальных норм.
|