Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учреждения. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При.их недостаточности субсидарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. ~ - Приведенный текст почти дословно повторяет небольшой по объему текст статьи 120 ГК России и нуждается в некотором дополнении., Во-первых, " учреждение" является наиболее распространенным типом хозяйствующих субъектов, которые функционируют в сфере культуры в настоящее время. Этот статус имеют клубы, дома и дворцы 1сультуры, библиотеки, музеи. Они отличаются по чис-1 ленности работников, объемам финансирования, внутренней организационной структуре, материальной базе и тем не менее имеют одинаковый статус - " учреждение", для которого можно дать наиболее общее описание современного " портрета". В коллективе учреждения, состоящем из двух-трех работников, нет необходимости формировать структурные подразделения '•и примитивная структуризация состоит в том, что между сотрудниками распределяются вполне конкретные, но очень ограниченные по составу функции. В коллективе из нескольких десятков человек выделяются отдельные структурные подразделения. При этом можно выделить три типа различных по " технологической" направленности структурных подразделений: 1) досуговые подразделения, коллективы которых оказывают 2) специализированные подразделения, коллективы которых 63 3) административно-управленческие и обслуживающие подразделения, коллективы которых обеспечивают деятельность основных подразделений инструментом, оснасткой, осуществляют ремонты и обслуживание оборудования, содержание зданий и т. д. Реальная структура учреждений культуры отличается большим разнообразием в зависимости от их типов и размера. Например, структура библиотек зависит от их типа, задач, величины книжного фонда, объема, характера работы по обслуживанию читателей и, как правило, унифицирована. Крупные самостоятельные библиотеки имеют в своем составе структурные подразделения, а централизованные библиотечные системы—-библиотеки-филиалы. Организационная структура самостоятельного музея определяется профилем музея и размерами его фондов, и несмотря на известную унификацию, как правило, является индивидуальной. Более универсальна структура музейных объединений, которые представлены головным музеем и входящими в состав объединения отдельными музеями и музеями-филиалами или выставочными залами. Количество филиалов и отдельных музеев не ограничивается. Аналогичное положение складывается в организационной структуре домов и дворцов культуры, централизованных клубных систем, центров досуга. Но здесь надо отметить, что реальное положение сложившееся в сфере культуры к 2001 году, нельзя считать соответствующим требованию Гражданского кодекса России. И вот почему. Одним из важнейших условий, которые должны соблюдаться в сфере культуры, - организационно-структурная формализация всех хозяйствующих субъектов. По требованию ГК РФ (ст. 48) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. , Обратим внимание на то, что сформулированным требованиям ГК РФ могут удовлетворять в той или иной мере практически все действующие " учреждения" культуры, начиная с краевых, областных, городских, районных Управлений и Отделов культуры и заканчивая библиотеками и музыкальными школа- 64 ми. Правда, никакой собственностью ни одно из них не располагает, но в хозяйственном ведении или оперативном управлении у них есть многое. Так, например, Комитеты, Управления и Отделы культуры краев, областей, городов и районов распоряжаются денежными средствами, которые выделяются из бюджета, а также имуществом, которое передано им для обеспечения повседневной деятельности. Дома и дворцы культуры, парки, библиотеки, музеи используют в своей деятельности довольно большое количество материальных ценностей, являющихся государственной собственностью. Практически все из них имеют утвержденные уставные документы, но именно с этого момента и начинается некоторая неопределенность. Одни ныне действующие учреждения культуры имеют утвержденные Уставы, в которых зафиксирован факт придания учреждению статуса юридического лица. Другие действующие учреждения культуры имеют абсолют Учитывая существующую неопределенность и в соответствии гражданским кодексом Российской Федерации подчеркну следующее: 1. Любое учреждение культуры, которое действует на основании приказа, распрряжения или иного учредительного документа, для которого выделено обособленное имущество, и коллектив которого финансируется учредителем на основании обособленной сметы, имеет все законодательные основания к тому, чтобы быть признанным в качестве юридического липа. Надо просто иметь в виду, что признанием факта присвоения учреждению юридического лица является государственная регистрация. И только! Поэтому любая библиотека, музей, клуб, школа, любой центр культуры, учрежденный государственными органами и финанси- 65 руемый полностью или частично за счет средств бюджета по отдельной смете, • либо должен быть зарегистрирован в качестве юридического • либо должен быть включен в состав другого учреждения в каче 2.Если руководители государственных (а чаще всего - муниципальных) органов управления не хотят допустить регистрации учреждений культуры в качестве юридических лиц, но продолжают разрабатывать для них отдельную смету, то можно утверждать: они грубо нарушают ГК РФ. У них.есть только два нормальных законопослушных способа поведения: • включить данное учреждение, то есть его коллектив, имущество, '•• включить» данное учреждение в срстав самого органа управления (Отдела культуры города, например). Но при этом придется иметь в виду, что учреждения, которые выполняют функции органов управления, и учреждения, которые должны выполнять социально-культурные функции, финансируются по разным бюджетным разделам и их соединение не может быть допущено финансовыми органами города или района. У статуса " Учреждение" есть один очень важный аспект: учреждение не является коммерческой организацией, и учредитель не имеет права " распределять получаемую прибыль между участниками." (Так формулируется статья 50 ГК РФ). Хотя при этом прибыль может быть получена, поскольку учреждение имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям деятельности. И это одно из принципиальных отличий " учреждения" от " предприятия"
|