Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управления - ОКОГУ
В условиях многоукладной экономики характер и стратегия поведения создаваемого хозяйствующего субъекта во многом определяется тем, кто является учредителем данного субъекта. В годы советской экономической системы, когда единственным учредителем предприятий и организаций было государство, подобной проблемы не существовало. Все решалось органами государственного управления. Но и тогда в сфере культуры выделялись " государственные" и " ведомственные" учреждения культуры. В современных условиях учредителем организаций и объектов культуры могут быть не только государство, но и частные лица, и объединения физических или юридических лиц. Соответственно, изменился и подход к классификации. Общероссийский классификатор органов государственного управления необходим для классификации всех хозяйствующих субъектов по их принадлежности к учредителям. При этом в нем предусмотрена возможность четко обозначить " государственное" и " негосударственное" происхождение хозяйственного субъекта. Государственное происхождение организаций культуры и его уровень можно установить в зависимости оттого, какое место занимает в государственной иерархии его учредитель. А таким " учредителем" от имени государства могут выступать специальные • органы, создаваемые для организации общественной жизни в Российской Федерации, в субъектах Федерации и в пределах каждого населенного пункта. Их названия, количество, структура, функции, численный состав со временем могут'изменяться. Неизменным остается одно: сформированные органы управления высту-пают от имени государства и оказывают значительное регулирую- щее воздействие на состояние экономической жизни общества. Традиционной для России является большая роль государства в организации жизнедеятельности населения. Через свои органы государство обобществляет индивидуальную жизнь. Кому-то это нравится, кому-то - не нравится, но это данность нашего бытия. Для решения обобществленных функций и создаются соответствующие органы управления министерства и ведомства. Границы между ними имеют административный характер и устанавливаются решениями Правительства России. При этом одни органы (финансовые, налоговые) организуют управление с применением макроэкономических инструментов. Другие (армия, милиция, и т.п.) управляют жизнью общества с применением административных или силовых инструментов. Третьи являются непосредственными участниками экономической жизни (транспорт, коммунальное хозяйство, связь и пр.) Поскольку в распоряжении государственных органов оказываются весьма значительные финансовые средства и материальные ресурсы (см. книгу " Основы финансов и финансирование культурной деятельности"), то именно органы государства и стали теми субъектами, которые могут создавать или ликвидировать хозяйствующих субъектов, наделять их имуществом или экспроприировать имущество, обобществляя его. Соответственно у них появляется возможность создавать так называемые " ведомственные системы". Сегодня известны " система финансовых органов", " банковская система", " налоговая система", " система путей сообщения", " система министерства культуры" и ряд других. Вот на этой системе мы сейчас и остановимся более подробно. Система Министерства культуры включает в себя 3 уровня государственных органов: Федеральный уровень - Министерство культуры России, Региональный уровень - министерства культуры, департаменты, Комитеты, Управления, главные управления культуры республик, краев, областей, округов; Муниципальный уровень - комитеты, убавления, отделы культуры городов и. районов. Права и полномочия перечисленных органов определяются административными органами более высокого порядка: 76
• По отношению к Министерству культуры России таким орга • По отношению к министерству культуры республики-субъекта • По отношению к комитету или управлению культуры края или • По отношению к отделу культуры.республики муниципалитета Необходимо иметь в виду, что структура государственных органов и состав министерств и ведомств не остается постоянным. Под влиянием процессов политической борьбы или изменяющихся общественных потребностей возможны значительные изменения. Отдельные государственные органы могут ликвидироваться, либо создаваться. Возможно изменение круга полномочий, которые возлагаются на эти органы^'И круга проблем, которые включаются в компетенцию органов культуры. Поэтому организационная структура в культурном строительстве постоянно находится в изменении. За период с 1993 по 2001 год структура аппарата Министерства культуры России менялась не менее 10 раз! Одной из важнейших функций органов государственного управления вообще и в сфере культуры, в частности, в условиях рыночной экономической системы является функция создания и управления хозяйствующими субъектами. Соответственно, организации культуры, созданные по решению органов государственного управления, включаются в систему так называемых " государственных" учреждений. В случае ликвидации или реорганизации государственного органа-учредителя, все входящие в его " систему" организации культуры переходят в ведение другого государственного органа, который становится правопреемником ликвидированного. При определенных обстоятельствах, о которых будет сказано позже, государственные органы могут отказаться от учредительства в отношении организаций культуры и тогда они должны из " государственной системы" перейти в " негосударственную", изменив уставные документы. Негосударственное происхождение. Я уже сказал, что организация культуры может изменить свой статус, если от ее учредительства откажется государственный орган. Но отдельные организации могут быть уже в момент своего создания учреждены не государственным органом, но другими субъектами, которые хотели бы внести свой вклад в развитие сферы культуры. Свои организации культуры могут создавать предприятия и банки, частные лица и группы частных лиц, общественные организации и политические партии. Каждая из них может преследовать свои цели и задачи. Одни могут создавать организации культуры в надежде на то, что заработают себе дополнительный капитал или внесут свой вклад в развитие культуры, другие могут преследовать политические цели. Третьи создают учреждения культуры как способ сохранить капитал в форме художественных ценностей. Можно назвать и другие мотивы. Для нас сейчас это не важно. Важнее то, что существующая классификация позволяет четко определить происхождение каждой организации культуры, закрепив ее в регистрационных документах. При этом характер взаимоотношений между учредителем и учрежденным им хозяйствующим субъектом здесь не играет роли. Он излагается в уставных и учредительных документах и находит свое выражение (фиксируется) в организационно-правовой форме. (См. параграф 2).
|