Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управления - ОКОГУ






В условиях многоукладной экономики характер и стратегия поведения создаваемого хозяйствующего субъекта во многом оп­ределяется тем, кто является учредителем данного субъекта. В годы советской экономической системы, когда единственным учреди­телем предприятий и организаций было государство, подобной проблемы не существовало. Все решалось органами государствен­ного управления. Но и тогда в сфере культуры выделялись " госу­дарственные" и " ведомственные" учреждения культуры. В совре­менных условиях учредителем организаций и объектов культуры могут быть не только государство, но и частные лица, и объедине­ния физических или юридических лиц. Соответственно, изменился и подход к классификации. Общероссийский классификатор ор­ганов государственного управления необходим для классифика­ции всех хозяйствующих субъектов по их принадлежности к уч­редителям. При этом в нем предусмотрена возможность четко обо­значить " государственное" и " негосударственное" происхождение хозяйственного субъекта.

Государственное происхождение организаций культуры и его уровень можно установить в зависимости оттого, какое место за­нимает в государственной иерархии его учредитель. А таким " уч­редителем" от имени государства могут выступать специальные • органы, создаваемые для организации общественной жизни в Рос­сийской Федерации, в субъектах Федерации и в пределах каждого населенного пункта. Их названия, количество, структура, функ­ции, численный состав со временем могут'изменяться. Неизмен­ным остается одно: сформированные органы управления высту-пают от имени государства и оказывают значительное регулирую-


щее воздействие на состояние экономической жизни общества. Традиционной для России является большая роль государства в организации жизнедеятельности населения. Через свои органы государство обобществляет индивидуальную жизнь. Кому-то это нравится, кому-то - не нравится, но это данность нашего бытия. Для решения обобществленных функций и создаются соответству­ющие органы управления министерства и ведомства. Границы между ними имеют административный характер и устанавлива­ются решениями Правительства России.

При этом одни органы (финансовые, налоговые) организуют управление с применением макроэкономических инструментов. Другие (армия, милиция, и т.п.) управляют жизнью общества с применением административных или силовых инструментов. Тре­тьи являются непосредственными участниками экономической жизни (транспорт, коммунальное хозяйство, связь и пр.)

Поскольку в распоряжении государственных органов оказы­ваются весьма значительные финансовые средства и материаль­ные ресурсы (см. книгу " Основы финансов и финансирование куль­турной деятельности"), то именно органы государства и стали теми субъектами, которые могут создавать или ликвидировать хо­зяйствующих субъектов, наделять их имуществом или экспроп­риировать имущество, обобществляя его. Соответственно у них появляется возможность создавать так называемые " ведомствен­ные системы". Сегодня известны " система финансовых органов", " банковская система", " налоговая система", " система путей сооб­щения", " система министерства культуры" и ряд других. Вот на этой системе мы сейчас и остановимся более подробно.

Система Министерства культуры включает в себя 3 уровня государственных органов:

Федеральный уровень - Министерство культуры России, Региональный уровень - министерства культуры, департаменты, Комитеты, Управления, главные управления культуры республик, краев, областей, округов; Муниципальный уровень - комитеты, убавления, отделы

культуры городов и. районов.

Права и полномочия перечисленных органов определяются административными органами более высокого порядка:

76


 

• По отношению к Министерству культуры России таким орга­
ном является Правительство и Администрация Президента Рос­
сийской Федерации.

• По отношению к министерству культуры республики-субъекта
Российской Федерации - правительство и президент этой рес­
публики..

• По отношению к комитету или управлению культуры края или
области Российской Федерации т- Глава администрации края или
области (их иногда называют сегодня " Губернатор").

• По отношению к отделу культуры.республики муниципалитета
- глава администрации города или района.

Необходимо иметь в виду, что структура государственных ор­ганов и состав министерств и ведомств не остается постоянным. Под влиянием процессов политической борьбы или изменяющихся общественных потребностей возможны значительные изменения. Отдельные государственные органы могут ликвидироваться, либо создаваться. Возможно изменение круга полномочий, которые воз­лагаются на эти органы^'И круга проблем, которые включаются в компетенцию органов культуры. Поэтому организационная струк­тура в культурном строительстве постоянно находится в измене­нии. За период с 1993 по 2001 год структура аппарата Министер­ства культуры России менялась не менее 10 раз!

Одной из важнейших функций органов государственного уп­равления вообще и в сфере культуры, в частности, в условиях ры­ночной экономической системы является функция создания и уп­равления хозяйствующими субъектами. Соответственно, органи­зации культуры, созданные по решению органов государственно­го управления, включаются в систему так называемых " государ­ственных" учреждений. В случае ликвидации или реорганизации государственного органа-учредителя, все входящие в его " систе­му" организации культуры переходят в ведение другого государ­ственного органа, который становится правопреемником ликви­дированного. При определенных обстоятельствах, о которых бу­дет сказано позже, государственные органы могут отказаться от учредительства в отношении организаций культуры и тогда они должны из " государственной системы" перейти в " негосударствен­ную", изменив уставные документы.


Негосударственное происхождение. Я уже сказал, что орга­низация культуры может изменить свой статус, если от ее учреди­тельства откажется государственный орган. Но отдельные орга­низации могут быть уже в момент своего создания учреждены не государственным органом, но другими субъектами, которые хоте­ли бы внести свой вклад в развитие сферы культуры.

Свои организации культуры могут создавать предприятия и банки, частные лица и группы частных лиц, общественные орга­низации и политические партии. Каждая из них может преследо­вать свои цели и задачи. Одни могут создавать организации куль­туры в надежде на то, что заработают себе дополнительный капи­тал или внесут свой вклад в развитие культуры, другие могут пре­следовать политические цели. Третьи создают учреждения куль­туры как способ сохранить капитал в форме художественных цен­ностей. Можно назвать и другие мотивы. Для нас сейчас это не важно. Важнее то, что существующая классификация позволяет четко определить происхождение каждой организации культуры, закрепив ее в регистрационных документах. При этом характер взаимоотношений между учредителем и учрежденным им хозяй­ствующим субъектом здесь не играет роли. Он излагается в устав­ных и учредительных документах и находит свое выражение (фик­сируется) в организационно-правовой форме. (См. параграф 2).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал