Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее понятие о ресурсах
Для современного состояния экономики культуры характерен низкий уровень изученности ресурсов, поскольку почти нет фундаментальных работ, посвященных этой проблеме. Имеющиеся публикации содержат отрывочные, иногда путаные сведения, понятия и определения. Отсутствует единое понимание даже в определении структуры ресурсов отрасли. Так, например, одни экономисты ограничиваются изучением роли только материальных и трудовых ресурсов, другие включают в их число " ресурсы свободного времени", " заработную плату", " основные фонды", " сцени-чесш-постановочные средства", " коммерческую вместимость зри-те^ьного зала", " численность населения города", в котором находится театр или концертная организация, и другие. В целом наблюдается значительная рассогласованность в подходах, и ее нельзя считать допустимой. Отсутствие строгости в теории оценки ресурсного обеспечения отражается на результатах прикладных экономических исследований и на итогах практической хозяйственной деятельности учреждений культуры. В какой-то мере этот недостаток может быть преодолен, если-принять за основу для классификации ресурсов отрасли двойственный характер процесса создания потребительной стоимости, о котором шла речь в 1 главе. Вспомним, что потребительная стоимость В сфере культуры создается не только в результате деятельности творцов, но. и в случае участия в этом процессе так называемых " потребителей". Это дает основания рассматривать в качестве ресурсов сферы культуры две группы: ресурсы творческого производству к ресурсы духовного восприятия. В части творческого производства культурных ценностей перечень ресурсов является классическим для экономики и включает трудовые, материальные, энергетические, финансовые и инфор- 84 мационные. Ресурсы, входящие в классический для всех экономических дисциплин перечень, применительно к сфере культуры и с учетом ее социально-экономической специфики, приобретают целый ряд особенностей в трактовке и понимании, и об этих особенностях будет сказано отдельно. В части духовного восприятия ресурсами является уровень культуры населения и функционально-свободное время. Под функционально-свободным временем здесь понимаются н& только часы досуга, но и то время, когда человек способен осознанно слушать музыку, текст или видеть предлагаемые сюжеты и образы несмотря на то, что занят каким-либо делом. Уровень культуры населения как ресурс определяется духовно-нравственными запросами индивидуумов, у каждого из которых есть своеобразное " эстетическое сито", отвергающее одни программы и культурные продукты и, напротив, подогревающее интерес к другим программам, обладающим соответствующей эстетикой. (Подробнее об эстетическом аспекте культурного потенциала сказано в главе 1 параграф 3.3).
|