![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение житейской, научно-исследовательской и научно-практической психологии.Стр 1 из 92Следующая ⇒
Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования и функционирования психики. Психика – это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать окружающий мир. На основе чего человек выстраивает образ этого мира. Поппер: до сих пор не установлено где кончается миф и начинается теория. Житейская (донаучная) предшествует научной психологии. Отличия ненаучного знания от научного: 1.Обладает большей конкретностью и меньшей обобщенностью; Житейская – конкретные ситуации с людьми. Знания не систематизированы. Каждый учится на собственных ошибках. Научная – факты и закономерности поведения. Знания обобщены через: целенаправленное наблюдение, эксперименты, тесты, методы практической психологии. Знания представлены в теориях и категориях, передаются через институты и научную литературу. 2.Имеет характер интуитивного знания, без разделения на теорию и эмпирику; 3.Не опирается на эксперимент; 4.Не имеет четкой структуры и дисциплинарного строения; 5.Имеет другие носители, не научные: традиции, обряды, нормы, правила. Для науки – житейские наблюдения – источник опыта, подлежащего анализу. Основа житейской психологии – опыт совместной деятельности людей, общение с реальными людьми. Содержание житейской психологии – обряды, традиции, поверья, устное народное творчество. Психологические теории не обеспечивают полностью запросов психологической практики. В то же время существует зависимость практики от теории, т. к. методы зависят от гипотез, от экспериментатора и испытуемого, взаимодействия между ними. Эксперимент выступает как способ сбора данных и ограничения обобщений. Происходит эмпирическая проверка теоретических гипотез. Сегодня психологи не говорят отдельно о теоретической и эмпирической ветвях, а составляют разные методы эмпирической проверки теоретических гипотез. До 19 века психология развивалась в рамках философии. 19 век – психология становится самостоятельной и экспериментальной областью знаний. 20 век – изучение субъективной психической реальности. В психологи субъект познания (кто познает) и объект познания (что познается) совпадают - психика. Предмет (что изучать? бихевиористы –поведение, Фред –бессознательное, гуманисты – индивидуальность, когнетиввисты – знания, советская психология - деятельность), объект (в рамках чего? – психики), метод (как изучать?) В современной психологии – полипредметность, три ветви научной психологии: 1. Научно-исследовательская (теоритическая). Цель – систематизация и поиск новых научных знаний. Методы: эксперимент, наблюдение, изучение продуктивности деятельности, методы экспертных оценок, библиографический метод, метод теста 2. Прикладная психология. Цель – использование психологических знаний для повышения эффективности жизнедеятельности человека (в т.ч. трудовой, образования). 3. Научно-практическая (предмет – индивидуальная жизнь конкретного человека) Цель – использовать психологические знания для оказания помощи конкретному человеку. В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба – это вся сфера практической психологии в различных социальных сферах: здравоохранения, образования, производства и др. Цель ее – оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи. Психологическая помощь – это система мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение, преодоление трудностей возникающих у человека или группы, средствами практической психологии. Виды психологической помощи являются методами научно-практической психологии: А) диагностика (метода на определение актуального состояния объекта с помощью психодиагностических методик) Б) психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента с целью изменения его поведения) В) психотерапия (форма коррекции, которая предполагает психологическое воздействие на личность человека. Восстановление разрушенной личности) Г) психологический тренинг (форма коррекции, цель – научить человека путем упражнений другой модели поведения, другим способам действия) Д) психореабилитация (форма психотерапии, которая направлена на восстановление нарушенных психических функций и личностного статуса человека. Параллельно медицинская, социальная, социально-психологическая) Е) психологическое консультирование (метода адресован психологически здоровым людям, с целью помочь им выбрать более продуктивный образ жизни в сложившихся обстоятельствах) Ж) психологическое просвещение, психологическая профилактика (воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии и с целью предупреждения возможных отклонений: лекции, беседы, психологическое консультирование) Научно-практический психолог может использовать и методы научно-исследовательские, наоборот - нет. Факторами развития психологии как науки являются: социальный, предметно-логический, лично
|