Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития психологии






1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет тому назад. Аристотель: у человека – разумная душа (бессмертная), у животных – чувственная душа (смертная). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать – назвали сознанием. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой - самонаблюдение. (Декарт: Животные – химические машины, не обладающие способностью к ощущению и переживанию, в отличие от человека, обладающего сознанием)

3 этап – психология как наука о поведении. В начале 10хгодов 20в – кризис, т.к. нет методов познания.

Возникает в 20 веке. Метод – эксперимент, наблюдение. Изучается поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки не учитывались).

4 этап – психология как наука изучающая объективные закономерности, проявления, механизмы психики. Начинается со 2 половины 20 века.

Бихевиоризм – сознание не познаваемо, предмет – поведение, методы эксперимент, наблюдение

Фрейд – предмет – бессознательное, метод – психоанализ

Гуманисты – предмет – индивидуальность, метод – эмпатия, рефлексия, отождествление себя

Когнетивная психология – предмет – знания, психологические процессы

Советская психология – предмет – деятельность

Современная психология – предмет – много предметов, полипредметность.

В психологи субъект познания (кто познает) и объект познания (что познается) совпадают - психика.

Предмет (что изучать?), объект (в рамках чего? – психики), метод (как изучать?)

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятеьности.

Вначале психология – это наука о душе (идеалистический) подход – все непонятные явления – свойства души, затем наука без души (свойство мозга) – материалистический подход.

Понять психику – это осознать как взаимодействуют человек с предметами и явлениями объективного мира.

Функция психики - отражение свойств и связей действительности в регулировании на этой основе поведения деятельности человека. Диалектико-материалистический подход к психике показывает, что психическое – не замкнутый мир, начисто отрезанный от реальности, а конкретные факты психической жизни. Задача выявить законы психики, раскрыть их связи и отношения, которые можно было бы квалифицировать как закономерные. Т.О. психология – наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Т.е. психика – свойство мозга. Психика – это механизм отражения, адаптации, регуляции поведения и деятельности.

Психическая реально сть – это субъективный образ объективного мира. Объективная – что существует вне нас и независимо от нас, субъективная – психическая – отраженная реальность.

-Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить (с разной степенью адекватности) предметы, явления, объекты окр.действительности и связи между ними.

-Психическое отражение – субъективно, избирательно, активно, потребностно. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выборами и является необходимой стороной жизнедеятельности человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал