![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития психологии
1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет тому назад. Аристотель: у человека – разумная душа (бессмертная), у животных – чувственная душа (смертная). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать – назвали сознанием. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой - самонаблюдение. (Декарт: Животные – химические машины, не обладающие способностью к ощущению и переживанию, в отличие от человека, обладающего сознанием) 3 этап – психология как наука о поведении. В начале 10хгодов 20в – кризис, т.к. нет методов познания. Возникает в 20 веке. Метод – эксперимент, наблюдение. Изучается поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки не учитывались). 4 этап – психология как наука изучающая объективные закономерности, проявления, механизмы психики. Начинается со 2 половины 20 века. Бихевиоризм – сознание не познаваемо, предмет – поведение, методы эксперимент, наблюдение Фрейд – предмет – бессознательное, метод – психоанализ Гуманисты – предмет – индивидуальность, метод – эмпатия, рефлексия, отождествление себя Когнетивная психология – предмет – знания, психологические процессы Советская психология – предмет – деятельность Современная психология – предмет – много предметов, полипредметность. В психологи субъект познания (кто познает) и объект познания (что познается) совпадают - психика. Предмет (что изучать?), объект (в рамках чего? – психики), метод (как изучать?) Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятеьности. Вначале психология – это наука о душе (идеалистический) подход – все непонятные явления – свойства души, затем наука без души (свойство мозга) – материалистический подход. Понять психику – это осознать как взаимодействуют человек с предметами и явлениями объективного мира. Функция психики - отражение свойств и связей действительности в регулировании на этой основе поведения деятельности человека. Диалектико-материалистический подход к психике показывает, что психическое – не замкнутый мир, начисто отрезанный от реальности, а конкретные факты психической жизни. Задача выявить законы психики, раскрыть их связи и отношения, которые можно было бы квалифицировать как закономерные. Т.О. психология – наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Т.е. психика – свойство мозга. Психика – это механизм отражения, адаптации, регуляции поведения и деятельности. Психическая реально сть – это субъективный образ объективного мира. Объективная – что существует вне нас и независимо от нас, субъективная – психическая – отраженная реальность. -Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить (с разной степенью адекватности) предметы, явления, объекты окр.действительности и связи между ними. -Психическое отражение – субъективно, избирательно, активно, потребностно. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выборами и является необходимой стороной жизнедеятельности человека.
|