![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции психики
N Отражение окружающей действительности N Обеспечение целостности организма N Регуляция поведения Понятие отражения 1. Физическое отражение. Свойственно неживой природе. Примеры: отражение света, звука. 2. Физиологическое отражение. – это свойство только живой материи. Пример: ориентация цветка подсолнечника на солнце, раскрывание и закрывание цветов, проведение возбуждения по нерву и т.д. 3. Психическое отражение возникает в процессе дальнейшего развития живой материи. усложнения её как отражающей системы (появление коры головного мозга и возникновение субъективных явлений – переживание, эмоции, ощущения и т.д.) Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (Алексей Николаевич Леонтьев). Современная психология В рамках нелинейной объектно-ориентированной классификации наук Бонифатия Михайловича Кедрова (1965) психология представляет собой «связующее звено» между вершинами так называемого «треугольника наук» (соц.науки, внизу – естественные и философские науки) Задачи психологии N 1. Теоретическая. Изучить определенные условия и основные закономерности формирования психики, научиться понимать сущность психических явлений. N 2. Научиться управлять психическими явлениями. n 3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики. Например: Выработке психолого-педагогических рекомендаций для учебно-воспитательного процесса N 4. Оказать психологическую помощь, психологическую поддержку конкретному человеку. N 5. Научиться составлять прогнозы развитию психологических процессов и явлений и др. Основные принципы отечественной психологии n Детерминизм – психика определяется образом жизни человека и изменяется с изменением внешних условий. n Единства сознания и деятельности – сознание человека формируется в деятельности и проявляется в ней. n Принцип развития – психика рассматривается в постоянном развитии. Развитие выступает и процессом и результатом деятельности. n Принцип системности – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов. N Принцип личностного подхода - принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления. Структура современной психологии: Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Развивается на основе достижения всех отраслей, в то же время обогащает и направляет их общей теорией. Отрасли: - по характеру деятельности: психология труда (психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной деятельности) - по развитию: 1/ Возрастная (психическое развитие в процессе жизни); 2/ Сравнительная (изучает психику животных); 3/ Специальная (отклонения в развитии психики): дифференциальная (индивидуальные различия людей, н-р: мужчины, женщины, по типу темперамента…); возрастная (различия по возрасту); педагогическая (обучение, воспитание, личность преподавателя); медицинская; патопсихология (отклонения); юридическая (усвоение человеком правовых норм).- по принципу отношения личности и общества: 1/ Социальная (психические явления в процессе взаимоотношений людей в коллективе); 2/Психология личности (психологические особенности личности) Общая психология – это наука, изучающая общие закономерности и явления психики. Психические явления делятся на 1. процессы (быстро протекающие), через них человек познает мир: а) познавательные: ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь; б) эмоционально-волевые: чувства, воля. 2. свойства (длительные и устойчивые) – устойчивый интерес, творческий подъем, апатия, угнетенность… 3. состояния (более продолжительные) – направленность, темперамент, характер, способности. Через психические свойства и состояния человек регулирует свое общение с людьми. Жизнедеятельность человека = психические процессы, состояния, свойства + общение и деятельность человека
|