![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка ожиданий
Часто, поднимая вопрос о конфиденциальности, консультант в то же время определяет и дальнейшие психотерапевтические отношения, чтобы гарантировать, что обе стороны вступают в словесное соглашение, подходящее им и удовлетворяющее их. 106 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ На первую сессию клиент может прийти с наивными представлениями о том, что, возможно, будет происходить. У него могут быть следующие нереалистичные ожидания: • Я говорю. Вы слушаете. Потом я говорю. Вы слушаете. И так мы меняемся до тех пор, пока одному из нас это не надоест. • Я рассказываю вам о своих проблемах. Затем вы рассказываете мне о своих. В конце концов я смогу понять, что мне делать, ориентируясь на то, что сделали вы. • Я расскажу вам содержание своих снов, а вы мне скажете, что они означают. • Вы — как детектор лжи. Если я буду говорить неправду, что-нибудь преувеличивать или придерживаться своей стандартной линии поведения, вы прервете меня и скажите, что я несу бред. • Вы дадите мне платок, будете держать меня за руку и говорить, что все будет хорошо. Это то, что должен делать консультант. • Я расскажу вам о своих проблемах. Вы скажете мне, что делать, чтобы я смог изменить ситуации, в которых я не получаю желаемого. • Вы должны согласиться с тем, что я не могу получить желаемое по вине других людей. Образы друга, отца/исповедника, заботящейся матери, любовника, учителя и сиделки — все они проносятся в голове клиента как потенциальные модели будущих психотерапевтических отношений. Многие нереалистичные представления исчезнут после их обсуждения уже на первой сессии. По мере того как консультант будет рассказывать о том, что такое консультирование и как оно работает, представления клиента будут меняться и становиться более адекватными. Во время обсуждения клиент и консультант договариваются о том, кто что будет делать, в какой очередности и что будет вероятным результатом реализации имеющихся ожиданий. Сбор информации Перед тем как приступить к реальной работе, консультант проводит во время первой сессии сбор необходимой информации. Внимание, уделяемое этому вопросу, будет зависеть от теории, на которую он опирается: психоаналитически ориентированный консультант может полностью потратить несколько сессий на воссоздание истории, в то время как у практика, занимающегося стратегическим консультированием, это займет намного меньше времени, и он ограничится лишь сбором информации, имеющей непосредственное отношение к заявленной проблеме. Также существуют и другие модели сбора информации о клиенте, большинство из которых включает в себя беглое исследование развития клиента, эволюции его проблемы и описание его саморазрушительного поведения. Кроме того, консультанту следует выяснить, какие способы решения этой проблемы уже были испробованы и почему клиент обратился за помощью именно сейчас. У некоторых клиницистов есть ряд любимых вопросов, которые они используют для сбора полезной информации о типичных стратегиях поведения клиента. Проницательные вопросы могут также способствовать развитию большей близости, открытости, самораскрытия и доверия в отношениях. Следующие вопросы часто облегчают для клиента процесс изучения себя и дают возможность консультанту получить цен- Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 107 ные сведения. Вместе с тем клиент в ходе такого исследования начинает испытывать волнение и дискомфорт. Ответьте на эти вопросы, как только вы их прочтете: • Кого вы считаете для себя самыми важными людьми в мире, и каким образом вы пытаетесь заслужить их одобрение? • Кто еще знает о том, что у вас есть эта проблема, и что вы им можете о ней рассказать? • Какое время дня вам нравится больше всего? • Когда вы испытываете сильное волнение, что вы обычно делаете для того, чтобы успокоиться? • Когда в повседневной жизни вы чувствуете наибольший дискомфорт и теряете контроль над ситуацией? Независимо от того, какие вопросы вы задаете или какую модель сбора информации вы используете, цель первой сессии состоит в том, чтобы составить общий список всех жалоб, симптомов и проблем клиента. Идентификация проблем Выявление жалоб клиента приводит в конце концов к постановке рабочего диагноза. Поскольку консультанты не ограничены рамками медицинской модели, сводящей все диагнозы к категориям психопатологии, они могут ставить функциональные диагнозы, описывающие модели поведения каждого конкретного клиента. Консультантам не нужно оперировать терминами «невротик», «шизофреник» или «зависимая личность». Вместо этого усилия консультанта и клиента направляются на то, чтобы во время первой сессии дать операциональное и удобное название саморазрушительному поведению. Независимо от того, какая диагностическая модель используется, цель первой сессии заключается в том, чтобы обозначить все потенциальные области работы с клиентом и определить те вопросы, с которых следует начать. Начало вмешательств Первая сессия традиционно используется для выстраивания психотерапевтических отношений и сбора полезной информации, но, например, Ковакс (Covacs, 1982) предполагает, что за это время можно сделать большее. Вмешательство должно начаться уже на первой сессии, чтобы «по крайней мере немного сдвинуть клиента с мертвой точки, в которой он оказался» (р. 148). Консультирование начинается прямо на первой сессии. Недостаточно просто организовать отношения, заполнить анкеты, определить цели или организовать структуру. Все эти шаги — лишь средство, чтобы сделанные обязательства обрели смысл.
|