![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ структуры первой сессии
Я никогда не забуду свою самую первую сессию. Увидев клиентку, которая сидела в холле, равнодушно листая журнал, я был в таком ужасе, что не мог заставить себя выйти, чтобы пригласить ее. Я боялся, что остолбенею от страха, выйдя из-за своего 108 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ односторонне прозрачного зеркала и оказавшись рядом с ней. Я знал лишь о том, что я забыл все, чему меня учили, и просто сидел в изумлении с открытым ртом. В отчаянии я быстро написал шпаргалку, отметив все, что я должен был не забыть сделать (Vriend, Kottler, 1980). Я наивно полагал, что если мы последовательно пройдем все эти шаги, то у нас получится великолепная первая сессия. Но так получилось, что клиентка увидела, как я смотрю в шпаргалку, лежащую на коленях. Мне не оставалось ничего другого, как достать ее и объяснить, что это был план нашей сессии. Удивительно, но моя подготовка произвела на нее сильное впечатление, и она даже настояла на том, чтобы мы проработали каждый пункт. Эта шпаргалка, потрепанная и пожелтевшая, сохранилась у меня до сих пор, на ней написано примерно следующее: • Начало. Начните сессию энергично и динамично, вдохновляя клиента на изменение. • Пройденный путь. Выясните, как клиент пришел к решению обратиться за помощью и почему был сделан именно этот выбор. • Причина. Выясните, почему клиент решил обратиться за помощью именно сейчас. • Опыт в прохождении консультирования. Определите, был ли у клиента какой-то опыт в прохождении консультирования. Если был, то выясните, к кому клиент обращался и каковы результаты. • Ожидания. Исследуйте ожидания клиента относительно консультирования. Соотносятся ли эти ожидания с прошлым опытом консультирования? На что рассчитывает клиент? • Определение. Откорректируйте все нереалистичные ожидания, подробно объяснив клиенту, что такое консультирование и как оно работает. • Конфиденциальность. Обсудите вопрос конфиденциальности с целью установления доверительных отношений. • Определение содержания. Определите весь спектр имеющихся проблем; сюда относятся предъявленные проблемы, саморазрушительное поведение и нерешенные конфликты. • Значимые люди. Выясните, какие люди являются наиболее значимыми в жизни клиента, обратив особое внимание на тех, у кого есть законный интерес к результатам консультирования. • Функциональные уровни. Определите функциональный уровень клиента, оценив весь спектр его поведения — интеллектуальные способности, устойчивость к стрессу, уверенность в себе, тренированность, особенности питания и сна, перцептивные и когнитивные способности, жизненные навыки и умения, ценностные ориентации. • Структура. Определите структуру, наиболее подходящую для данного клиента и для данной ситуации, т. е. структуру, которая вероятнее всего сделает консультирование максимально эффективным. • Контракт. Получите от клиента подтверждение его готовности меняться и работать над достижением обозначенных в процессе консультирования целей. • Цели. Особая работа с клиентом, направленная на определение реалистичных целей в консультировании, которые могут быть, в свою очередь, разбиты на подцели для работы на будущих сессиях и в перерывах между ними. Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 109
|