![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведенческий диагноз
Использование функциональных поведенческих ярлыков — другой альтернативный вариант стратегии оценки и диагностирования. Во время этого процесса поведение, характерное именно для этого клиента, описывается при помощи выразительного, иллюстративного и индивидуального языка не только для того, чтобы консультант мог понять, над чем именно нужно работать, но и для того, чтобы помочь самому клиенту понять как, где, когда и с кем проявляются его обреченные на провал паттерны поведения. Таким образом, существуют психотерапевтические преимущества в использовании функциональных поведенческих ярлыков: 1. Клиенты обучаются методам определения и описания сложных, абстрактных и неоднозначных процессов при помощи точных, полезных терминов. До: «Ну, я точно не знаю. Кажется, я просто больше не могу сосре- доточиваться». После: «Я испытываю сложности с планированием времени занятий в выходные, особенно когда я позволяю своей девушке и брату меня отвлекать». 2. Клиенты понимают, что они уникальные люди со своими проблемами, отличными от проблем других людей. До: «Мне сказали, что я наркоман». После: «Как только в школе начинает увеличиваться давление на меня, я превращаюсь в человека с повышенной тягой к марихуане и кокаину». 3. Клиенты описывают свое поведение таким образом, что подразумевается возможность его изменения. В то время как личностные особенности стабильны, инвариантны и постоянны, поведение можно изменять. До: «Я застенчива. И я всегда была такой». После: «Да, иногда я становлюсь застенчивой, когда встречаю нового парня, которого нахожу привлекательным». 4. Клиенты определяют характерное для них поведение в ситуациях, в которых они испытывают сложности. До: «Я подавлен». После: «Я чувствую подавленность в отношении моей работы и брака, в которых чувствую свою беспомощность что-либо изменить». 5. Клиенты берут на себя ответственность за свое деструктивное поведение, а не перекладывают ее на что-то, что находится вне зоны их контроля, например, на плохие гены. Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 225 «Я пассивна. В моей семье все такие. Чего же другого можно ожидать в таком случае?» «В некоторых новых для меня ситуациях я веду себя пассивно, так как приучена позволять другим людям брать ответственность на себя. Но в других ситуациях, где я чувствую себя более комфортно, я веду себя вовсе не пассивно». В рамках процесса оценки существуют несколько методологий, которые можно использовать для сбора ценных данных, постановки рабочих диагнозов и формулирования отдельных поведенческих заданий. В этом отношении стандартизованное тестирование является бесспорно полезным. Однако все усилия, прилагаемые к проведению оценки и тестирования, являются эффективными лишь в контексте психотерапевтических отношений. Резюме В этой главе мы представили краткий обзор основных тем, имеющих отношение к тестированию и оценке. Эта область достаточно обширна, ее содержание противоречиво, а потребность в технической экспертной оценке и в убедительных заключениях огромна. С точки зрения этики, консультанты не могут обойти стороной процесс оценки; ведь их работа состоит в том, чтобы наблюдать, оценивать, диагностировать и проводить вмешательства. Оценка является предметом наших споров, и мы надеемся на ваше растущее осознание того, что использование как можно большего числа серьезных процедур оценки, включая и стандартизованные измерения, обеспечит и клиента, и консультанта максимальным количеством потенциально полезной информации. Единственный вопрос заключается в том, будет ли оценка будет проведена на надежной теоретической основе? Вопросы для самостоятельного изучения 1. Каким образом в вашей жизни те или иные тесты или процедуры оценки повлияли на принятые вами решения? 2. Вспомните о случае, когда вас кто-то оценивал. Каким был для вас этот опыт? Что в нем вы хотели ли бы изменить? Исходя из своего опыта, что вы собираетесь делать по-другому с позиции оценивающего? 3. Используя все то, что вы узнали и поняли о различных диагностических ярлыках, используемых консультантами и психотерапевтами, проведите собственную диагностическую оценку. Заимствуйте как можно больше слов из профессионального жаргона, как если бы вы составляли подробный отчет о своем клиенте. 4. Кроме медицинской модели, используемой в предыдущем задании, существует также ряд других диагностических моделей (развития, феноменологическая, поведенческая, системная), которые также иногда применяются в работе. Опишите один из аспектов своей жизни на языке одной из этих альтернативных моделей. До: После: 226 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ Модель развития — текущий уровень функционирования в терминах норм, соотнесенных со стадиями и возрастом. Феноменологическая модель — сущность вашего опыта с использованием минимального количества ярлыков. Поведенческая модель — конкретное описание наблюдаемого поведения. Системная модель — акцент на факторах, определяющих особенности взаимодействия внутри вашей семьи и между людьми вашего круга. 5. Приведите три примера тестовых вопросов, которые, как вы полагаете, в точности оценят ваши знания о процессе оценки, полученные при работе над этой главой. Опишите сложности, с которыми вы столкнулись, создавая методики оценки собственной успешности.
|