![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория Роберта Хоппока
Хоппок (Норроск, 1976) сводил функцию работы к удовлетворению личностных потребностей, но его теория приобрела широкую популярность, в частности благодаря попытке интегрировать идеи из разных теорий. Профессиональное развитие начинается с момента первого осознания того, что работа помогает удовлетворять потребности, и продолжается по мере того, как человек обретает способность предвидеть, какая конкретная профессия больше подходит ему. Когда личность осознает, что и другие профессии тоже могут удовлетворить его потребности, тогда выбор профессии меняется. Степень удовлетворенности работой можно определить, оценив разницу между тем, что человек хочет от работы (в эмоциональном, финансовом и других планах), и тем, чего он в действительности достиг. Хоппок описывает свою теорию в десяти базовых постулатах: 1. У всех есть свои потребности: основные физиологические и высшие психологические, такие как самооценка, признание и самоактуализация. Люди различаются по паттернам структуры своих потребностей и по индивидуальным реакциям на те потребности, которые влияют на выбор профессии. 2. Людей притягивают те специальности, которые будут удовлетворять их потребности. Человек, тяготеющий к власти и стремящийся занять высокое положение, будет вынужден искать профессию, которая сможет осуществить эти запросы. Немногими движет одна потребность; у большинства есть множество потребностей, которые слаженно взаимодействуют и влияют на выбор профессии. 3. Человек не обязательно четко осознает потребности, влияющие на его выбор. Те, кто понимает себя и склонны к озарениям, могут понять, какие силы оказывают на них влияние, остальные же просто испытывают удовольствие или удовлетворение от работы в конкретных областях деятельности. 4. На основе жизненного опыта можно выделить основные профессиональные предпочтения, что поможет определить будущий выбор профессии. Первый контакт с профессиональной деятельностью осуществляется и теоретически, и практически, что одновременно удовлетворяет потребность и в профессиональном опыте, и в профессиональной информации, особенно в процессе обучения. 5. При наличии широкого выбора профессий человек должен уметь принимать решения, основанные на самосознании и богатой информационной основе. Экспериментирование с профессиями путем проб и ошибок не оправдывает себя. Не следует допускать освоения и изучения сразу нескольких профессий. 6. Понимание себя — это основа, на которой осуществляется выбор профессии, поэтому оно является основной целью профконсультирования. 7. Понимание себя — это только часть процесса выбора профессии; нужно тдкже иметь точную и исчерпывающую информацию о доступных профессиях. Нельзя выбрать профессию, не зная о ее существовании. Точная информация разрушает стереотипы и развеивает мифы о деятельности, связанной с определенными видами профессий. 8. Когда работа соответствует потребностям человека, он чувствует удовлетворение от работы. Деньги — не единственная потребность, удовлетворяемая работой; ДРУ" Глава 11. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 299
|