![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория Джона Крамбольца
Крамбольц разработал социально-ориентированную теорию, в которой попытался синтезировать факторы, оказывающие влияние на выбор профессии. Во-первых, Крамбольц подчеркивает значение генетических факторов — то, каким образом раса, пол, культурные и физические характеристики, врожденные интеллектуальные способности и возможности ограничивают одни выборы и расширяют другие. Не всякий сможет стать профессиональным баскетболистом, нейрохирургом или балериной, несмотря на мотивацию и интерес. Во-вторых, в профессиональном развитии играют определенную роль факторы окружающей среды. Экономический климат, доступность профессий, трудовое законодательство, устав профсоюза, технологическое развитие, семья, система образования и другие не зависящие от клиента внешние условия влияют на выбор профессии. В-третьих, предыдущий опыт (в терминологии бихевиоризма — условные стимулы и подкрепление) формирует у человека интерес к определенным видам деятельности. Одних детей родители приучали к чтению, у других развивали физические и механические навыки. Последний важный фактор, согласно Крамбольцу, — «профессиональные навыки» человека, т. е. его установки, рабочие привычки, личное восприятие и способность изменять стратегию решения проблем с гибкостью, соответствующей ситуации. Крамбольц (Krumboltz, 1978) определяет обязанности консультанта в процессе профконсультации как помощь в обучении логической последовательности принятия решений, в организации исследований, которые предоставят нужную информацию, и в осуществлении выбора на основе полученной информации. Дальнейшее развитие этой теории привело к появлению различных практических положений, которые могут быть использованы в консультировании (Mitchell, Krumboltz, 1996; Zunker, 1998). 302 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1. Решение о выборе профессии должно приниматься согласно не только существующим на данный момент интересам и способностям клиента, но и тем, которые могут возникнуть. 2. Клиентам можно предоставить структурированный учебный материал, который поможет им расширить границы своих выборов и возможностей. 3. Нужно принять меры, которые подготовят людей к изменениям в окружающем мире, где понадобится развитие новых умений и способностей. 4. Профконсультирование должно быть сведено именно к консультированию, а не к ограничению выбора профессии. 5. Метод когнитивного реструктурирования следует применять, чтобы помочь тем, чье мнение о возможных для них выборах и ситуациях не устоялось.
|