Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г л а в а III начало Разумения
ОТ ДУХА ОТЦА ПРОИЗОШЛА ЖИЗНЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ.
СОДЕРЖАНИЕ III ГЛАВЫ У ченики Иисуса спрашивают Иисуса о том, в чем состоит то царствие Божие, которое он проповедует. Иисус отвечает: царство Божие, которое я проповедую, есть то же, которое
_________________________________________________
832
проповедывал Иоанн. Оно состоит в том, что все люди, несмотря ни на какие плотские беды, могут быть блаженны. И Иисус говорит народу: Иоанн первый проповедывал народу царство Божие не во внешнем мире, а в душе людей: православные ходили слушать его, но не поняли ничего, потому что они понимают только то, что сами выдумывают о внешнем Боге и свои выдумки проповедуют и удивляются, что никто их не слушает. Иоанн же проповедывал истину царства Божия внутри людей и потому он более всех сделал. Он сделал то, что с его времени стали не нужны закон и пророки и всё внешнее богопочитание. Со времени его учения открылось, что царство Бога в душе людей и что каждый человек по своей силе может быть в царстве, в воле Бога Отца. На вопрос о том, когда придёт царство Бога, Иисус говорит, что царство Бога невидимо и не находится во внешнем, а оно в душах людей. Начало и конец всего — в душе человека. И разъясняя смысл царства Бога, Иисус говорит: Каждый человек, кроме своей плотской жизни, кроме понятного ему зачатия от плотского отца в утробе плотской матери, сознаёт в себе дух свободный, разумный и независимый от плоти. Этот-то дух бесконечный и исшедший из бесконечного, есть начало всего и то, что мы называем Богом. Мы знаем его только в себе. Этот дух есть начало нашей жизни, и его надо поставить выше всего, им надо жить. Сделав этот дух основой жизни, мы получаем истинную, бесконечную жизнь. Тот Отец Дух, который послал этот дух в людей, не мог послать его затем, чтобы обмануть людей, чтобы люди, сознавая в себе бесконечную жизнь, потеряли бы её. Если есть в человеке этот бесконечный дух, то он должен давать бесконечную жизнь. И потому человек, в этом духе полагающий свою жизнь, и имеет жизнь бесконечную. Человек, не в этом духе полагающий свою жизнь, не имеет жизни. Люди могут сами выбирать жизнь и смерть. Жизнь в духе, смерть в плоти. Жизнь духа есть добро, свет; жизнь плоти — зло, тьма. Верить в дух — значит творить дела добра; не верить — значит творить дела зла. Добро есть жизнь, зло есть смерть. Бога, внешнего творца, начала всех начал, мы не знаем. Всё, что мы можем представить себе о нём, это то, что он посеял в людях дух, и посеял, как сеет севец, везде, не разбирая земли, и семя, попавшее на хорошую землю, растёт, а на неудобную — погибает. Только дух даёт жизнь людям,
________________________________________________
833
и от людей зависит удержать или потерять её. Зла не существует для духа. Зло — это подобие жизни. Есть только живое и не живое. Зло — не живое. Таково представление о всём мире людей; но для каждого человека есть сознание царства небесного в душе. Каждый может по своему произволу войти или не войти в него. Чтобы войти в него, надо верить в жизнь духа. Верующий в жизнь духа имеет жизнь бесконечную. ___________
Матф. XI, 2, 3. После этого пришли ученики Иоанна спросить Иисуса: тот ли он, про которого говорит Иоанн; открывает ли он царство Божие и обновляет ли он людей духом? 4. Иисус отвечает и говорит: посмотрите, послушайте и расскажите Иоанну, наступило ли царство Бога и обновляются ли люди духом. Расскажите ему, как я проповедую царство Бога. 5. В пророчествах сказано, что когда наступит цар-ство Бога, то все люди будут блаженны. Ну и скажите ему, что моё царство Бога такое, что нищие блаженны. 6. И что всякий, кто понимает меня, делается блажен. 7. И, отпустив учеников Иоанна, Иисус начал говорить народу о том, какое царство Божие возвещал Иоанн. Он сказал: когда вы ходили креститься к Иоанну в пустыню, чего вы ходили смотреть? Законники православные ходили тоже, но не понимали того, что возвещал Иоанн. И они ни во что сочли его. 16. Эта порода, православные законники, то только и считают правдой, что они сами выдумывают и слушают друг от друга, и тот закон, который они сами выдумали. 18. А что̀ Иоанн говорил, что̀ я говорю, они не слышат и не понимают. Из того, что говорил Иоанн, они поняли только то, что он постился в пустыне, и говорят: в нём бес. 19. Из того, что я говорю, они поняли только то, что я не пощусь, и говорят: он ест и пьёт с откупщиками и развратниками, друг им. 17. Они, как ребята на улице, друг с дружкой болтают и дивятся, что никто их не слушает. 19. И видна их мудрость по делам их. 8. Если бы вы хотели посмотреть на человека, разодетого в богатую одежду, так ведь эти здесь, во дворцах живут. 9. Так чего же вы не видали в пустыне? Вы думаете, что вы ходили за тем, что Иоанн был такой же пророк, как другие?
_____________________________________________
834
Не думайте этого. Иоанн был не такой пророк, как другие; он был больше всех пророков. Те предсказывали то, что может быть. Он возвестил людям то, что есть: что царство Божие и было и есть на земле. 11. Верно говорю вам: не рождался человек больше Иоанна. Он объявил царство Божие на земле и потому он выше всех. Лук. XVI, 16. Закон и пророки — всё это нужно было до Иоанна. А с Иоанна и по сие время возвещается, что царство Божие на земле, и что, кто делает усилие, тот и входит в него. Лук. XVII, 20. И пришли к Иисусу православные и стали спрашивать его, как же и когда придёт царство Божие? И он отвечал им: царство Божие, какое я проповедую, не такое, какое проповедывали прежние пророки. Они говорили, что придёт Бог с различными видимыми явлениями, а я говорю про такое царство Божие, которого пришествия нельзя видеть глазами. 23. И если скажут вам: вот оно пришло или придет, или вот оно здесь, вы им не верьте. Царство Божие не во времени или в месте каком-нибудь. 24. Оно, как молния, — и здесь, и там, и везде. 21. И нет ему ни времени, ни места, потому что царство Бога, то, какое я проповедую, — внутри вас. Иоанн III, 1, 2. После этого один православный из начальников еврейских, Никодим, пришёл к Иисусу ночью и говорит: ты не велишь соблюдать суббот, не велишь чистоту соблюдать, не велишь приносить жертвы, поститься; храм уничтожил, про Бога говоришь, что он — дух, и про царство Божие говоришь, что оно внутри нас. Какое же это царство Бога? 3. И Иисус отвечал ему: пойми ты, если человек зачат с неба, то в нём должно быть небесное. 4. Никодим не понял этого и сказал: как же может человек, если он зачат от плоти отца и состарелся, опять влезть в брюхо матери и сначала зачаться? 5. И Иисус отвечал ему: пойми ты, что говорю. Я говорю, что человек, кроме плоти, зачат ещё от духа, и потому всякий человек зачат от плоти и духа, и потому в нём может быть царство небесное. 6. От плоти — плоть. От плоти не может родиться дух: только от духа может быть дух.
_______________________________________________
835
8. Дух — это то, что живёт в тебе, и живёт свободно и разумно, и то, чему ты не знаешь ни начала, ни конца, и это чувствует в себе всякий человек. 7. И потому, чему же ты удивился, что я сказал тебе, что мы должны быть зачаты с неба? 9. Никодим сказал: всё-таки не верю, чтобы это могло быть так. 10. Тогда Иисус сказал ему: какой же ты учитель, когда не понимаешь этого! 11. Пойми ты, что не мудрости какие-нибудь толкую я; я толкую то, что мы все знаем, уверяю в том, что мы все видим. 12. Как же ты будешь верить в то, что на небе, если ты не веришь в то, что на земле, что в тебе самом. 13. На небе ведь никто не был, а есть только на земле человек, сошедший с неба и сам небесный. 14. Вот этого-то самого небесного сына в человеке и надо возвысить, чтобы всякий верил в него и не погибал, но имел бы жизнь небесную. 16. Ведь не для погибели людей, а для блага людей дал Бог людям сына своего, такого же, как он. Он дал ведь его для того, чтобы всякий верил в него и не погибал, а имел бы жизнь бесконечную. 17. Ведь не затем же он произвёл сына своего, — жизнь, в мир людей, чтобы уничтожить мир людей, но он затем произвёл сына своего — жизнь, чтобы мир людей был жив им. 18. Кто в нём полагает жизнь, тот не умирает, а кто не полагает в нём жизнь, тот сам себя уничтожает тем, что не положился на то, что̀ есть жизнь. 19. Разделение (смерть) в том и состоит, что жизнь пришла в мир, но люди сами идут прочь от жизни. Жизнь есть свет людей. Свет пришёл в мир, но люди предпочли тьму свету и не идут к свету. 20. И потому, кто дурное делает, тот не идёт к свету; так что не видны его дела, и тот лишает себя жизни. 21. А кто в истине живет, тот идёт к свету, так что дела его в свете, и тот имеет жизнь и соединяется с Богом. Царство Бога надо понимать не так, как вы думаете, что для всех людей в какое-нибудь время и в каком-нибудь месте придёт царство Бога, а так, что во всём мире всегда одни люди, те, которые полагаются на небесного сына человеческого,
______________________________________________
836 делаются сынами царства, а другие, которые не полагаются на него, уничтожаются. Отец того духа, который в человеке, есть Отец только тех, которые признают себя его сынами. И потому для Него существуют только те, которые удержали в себе то, что он дал им. Матф. XIII, 3. И после этого стал Иисус толковать народу про то, что̀ есть царство Бога, и толковал он это притчами. Он сказал: отец дух сеет в мире жизнь разумения, всё равно как хозяин сеет семена на своём поле. 4. Он сеет по всему полю, не разбирая, какое куда попадёт. И вот попадают одни зёрна на дорогу, и прилетят птицы и поклюют. 5. А другие на камни, и на камнях хоть и прорастут, да повянут, потому что укорениться негде. 7. А ещё иные попадают в полыни, и полыни задавят хлеб, и взойдёт колос, да не нальёт. 8. А иные попадут на хорошую землю, те всходят и наверстывают за пропащие зерна и выколосневаются и наливают; и какой колос даёт сам-сто, какой сам-шестьдесят, какой сам-тридцать. Так-то и Бог рассеял дух в людях, в иных он пропадает, а в иных родит сторицею. Эти-то люди и составляют царство Бога. Марк. IV, 26. Так царство Бога не такое, как вы думаете, что придёт Бог царить над вами. Бог только посеял дух, и царство Божие будет в тех, которые хранят его. 27. Бог не правит людьми и, как хозяин, бросит семена в землю и сам не думает о них. 28. Семена сами бухнут, прорастают, выходят в зелень, трубку, колос и наливают зерно. 29. И только когда поспело, хозяин посылает серпы, чтобы сжать ниву. Так и Бог дал миру сына Своего — духа, и дух сам растёт в мире, и сыны духа составляют царство Бога. Матф. XIII, 33. Как баба, пустив в дёжу закваску, смешает с мукой и уж не ворочает её, а ждёт, чтобы она сама закисла и поднялась. Пока люди живут, Бог не вступает в их жизнь; он дал в мир дух, и дух сам живёт в людях и составляет царство Бога. Для духа нет ни смерти, ни зла. Смерть и зло для плоти, а не для духа.
_________________________________________________
837
XIII, 24. Царство Бога вот к чему применить: хозяин посеял хорошие семена на своём поле. Хозяин — это дух Отец; поле — это мир; семена хорошие — это сыны царства Бога. 25. Вот лёг хозяин спать, и пришёл враг и насеял на поле кистерю. Враг — это соблазн, кистерь — это сыны соблазна. 27, 28. Вот пришли к хозяину работники и говорят: или ты плохие семена сеял? У тебя на поле много кистерю вышло. Пошли нас, мы выполем. 29. А хозяин говорит: не надо; а то вы станете полоть кистерь, да и потопчете пшеницу. 30. Пускай растут вместе. Придёт жатва, тогда велю жнецам отобрать кистерь и сожгу, а пшеницу уберу в сарай. Жатва — это конец жизни людской, а жнецы — это силы небесные. И сожгут кистерь, а пшеница очистится и соберётся. Так и при конце жизни пропадёт всё, что было обман времени, и останется одна настоящая жизнь — в духе. Для Духа Отца зла нет. Дух блюдёт то, что нужно Ему, а что не от Него, того нет для Него. 47. Царство Божие — как невод. Невод протянут по морю и захватит всякой рыбы. 48. А потом, когда вытащат, отберут дрянных и кинут в море. Так будет и при конце века: сила небесная отберёт хорошее, а дурное бросится. 10. И как он кончил говорить, стали у него ученики его спрашивать: как понимать эти притчи? 11. И он сказал им: притчи эти надо понимать надвое. Ведь все притчи эти я говорю к тому, что есть одни, как вы, ученики мои, которые одни понимают, в чём царство Божие; понимают, что царство Божие внутри каждого человека, понимают, как войти в него; а другие не понимают этого. Другие глядят и не видят, и слушают и не понимают. 15. Потому что ожирело их сердце. Вот я говорю эти притчи надвое, и тем и другим. Тем я говорю о Боге, о том, что такое для Бога его царство, и они могут понимать это. Вам же я говорю о том, что такое для вас царство Бога, то, которое внутри вас. 18. И вы смотри́ те — понимайте как следует притчу о сеятеле. Для вас притча вот что значит. 19. Всякий кто понял смысл царства Бога, но не принял его в сердце своё, к тому приходит зло и похищает посеянное; это семя — на дороге.
________________________________________________
838
20. На камне посеянное — это тот, кто тотчас с радостью принимает. 21. Но нет в нём корня, а только временем принимает, а найдёт теснота, гонение из-за смысла царства, тотчас и отказывается. 22. В полынях посеянное — это тот, кто понял смысл царства, но заботы мирские и жадность к богатству душит в нём смысл, и он не даёт плода. 23. А на хорошей земле — это тот, кто понял смысл царства и принял его в сердце своё. Этот родит плод, который сам-сто, который сам-шестьдесят, который сам-тридцать. 12. Потому кто держит, тому дастся многое, а кто не держит, у того последнее отнимется. Лук. VIII, 18. И потому смотрите, как понимаете притчи. Понимайте так, чтобы не поддаваться обманам, обидам и заботам, а чтобы принести плод сам-тридцать, сам-шестьдесят и сам-сто. Матф. XIII, 31. Царство небесное в душе разрастается из ничего, но даёт всё. Оно, как семечко берёзовое, самое маленькое из зёрен, когда вырастет, то больше всех деревьев, и птицы небесные вьют на них гнёзда.
|