Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г л а в а IV царство Бога
И ПОТОМУ ВОЛЯ ОТЦА ЕСТЬ ЖИЗНЬ И БЛАГО ВСЕХ ЛЮДЕЙ.
СОДЕРЖАНИЕ IV ГЛАВЫ
Иисусу жалко было людей за то, что они не знают истинного блага, и он учил их. Он говорил: блаженны те, у кого нет собственности, нет славы и нет заботы об этом; а несчастны те, которые ищут богатства и славы, потому что нищие и угнетённые — в воле Отца, а богатые и славные ищут только награды от людей в этой временной жизни. Чтобы исполнить волю Отца, надо не бояться быть нищим и презренным, надо радоваться этому, чтобы показать людям, в чём истинное благо. Чтобы исполнить волю Отца, дающего жизнь и благо всем людям, надо исполнять пять заповедей.
________________________________________________
839
Первая заповедь. Не обижать никого и делать так, чтобы ни в ком не возбудить зла, потому что от зла заводится зло. Вторая заповедь. Не любезничать с женщинами, не оставлять той жены, с какой сошелся, потому что оставление жён и перемена их производит всё распутство на свете. Третья заповедь. Ни в чём не клясться, потому что ничего нельзя обещать, так как человек весь во власти Отца, и клятвы берутся для злых дел. Четвёртая заповедь. Не противиться злу, терпеть обиду и делать ещё больше того, чем то, что требуют люди: не судить и не судиться, потому что человек сам полон ошибок и не может учить других. Мщением человек только учит других тому же. Пятая заповедь. Не делать различия между своим отечеством и чужим, потому что все люди дети одного Отца. Соблюдать эти пять заповедей до́ лжно не для того, чтобы заслужить похвалу от людей, а для себя, для своего блаженства. Ни молиться, ни поститься не нужно. Молиться не нужно потому, что Отец знает всё, что людям нужно. И просить Его не о чем; надо только стараться быть в воле Отца. Воля же Отца в том, чтобы ни на кого не иметь злобы. Поститься не нужно: люди постятся только для похвалы от людей; а похвала от людей не может дать блаженства. Заботиться нужно только о том, чтобы быть в воле Отца, а остальное всё будет само собою. Если о плотском заботиться, то уже нельзя заботиться о царстве небесном. И без заботы об еде и одежде человек будет жив. Отец дает жизнь. Заботиться надо только о том, чтобы в настоящем часе быть в воле Отца. Отец даёт детям то, что им нужно. Желать можно только силы духа, которую даёт отец. Пять заповедей определяют путь в царство небесное. Один только этот узкий путь ведёт в жизнь вечную. Ложные учители, волки в овечьих шкурах, всегда стараются сбить людей с этого пути. Надо остерегаться их. Узнать ложных учителей всегда можно, потому что они учат злу во имя добра. Если они учат насилию, казням — они ложные учители. По тем делам, которым они учат, можно узнать их. Исполняет волю Отца не тот, кто призывает имя Бога, а тот, кто делает дела добра. Так что, кто исполняет эти пять заповедей, тот будет иметь несомненную жизнь, которую никто не
______________________________________________
840 отнимет от него, а кто не исполнит, тот будет иметь жизнь такую, которая скоро отнимется у него, так что ничего не останется. Учение Иисуса удивляет и прельщает весь народ тем, что оно признаёт всех свободными. Учение Иисуса было выполнением пророчества Исаии о том, что избранник Божий принес свет людям и победил зло, и восстановил правду кротостью, смирением и добром, а не насилием.
___________
Матф. IX, 35. И Иисус ходил по городам и селениям и поучал всех блаженству исполнения воли отца. 36. Иисусу жалко было людей за то, что они погибают, не зная, в чём истинная жизнь, и мечутся и мучатся сами не зная зачем, как заброшенные овцы без пастуха. Мф. V, 1. Раз собралось к Иисусу множество народа, чтобы слушать его учение, и он взошёл на гору и сел. Ученики окружили его. 2. И Иисус начал учить народ о том, в чём состоит воля Отца. Лук. VI, 21. Он сказал: блаженны нищие, бездомные, потому что они в воле Отца. Если они и поголодают, они насытятся; если и погорюют и поплачут, они утешатся. 22. Если люди презирают их и отстраняют и гонят отовсюду. 23. Пусть они радуются этому, потому что так гоняли всегда людей Божиих. И они получат награду небесную. 24. Но горе богачам, потому что они получили уже всё, чего желали, и больше ничего не получат. 25. Теперь они довольны, но будут и голодны. Теперь они веселы, но будут и печальны. 26. Если все величают их, горе им, потому что все величают только обманщиков. Блаженны нищие, бездомные, но блаженны только тогда, когда они не по виду только нищие, но и по душе, как соль хороша только тогда, когда не по виду только похожа на соль, но когда солона сама по себе. Матф. V, 13. Так и вы, нищие, бездомные, учители мира, вы блаженны, если вы знаете, что истинное счастье в том, чтобы быть бездомным и нищим. Если же вы нищие только по виду, то вы, как соль несолёная, никуда уже не годитесь. 14. Вы свет миру, и потому не прячьте своего света и показывайте его людям.
_________________________________________________
841
15. Ведь, зажегши свет, не ставят его под лавку, а ставят на стол, чтобы он светил всем в горнице. 16. Так и вы, не скрывайте своего света, а делами показывайте его так, чтобы люди видели, что вы знаете истину, и, глядя на ваши добрые дела, понимали бы Отца вашего небесного. 17. И не думайте, что я освобождаю вас от закона. Я учу не освобождению от закона, а я учу исполнению вечного закона. 18. Пока есть люди под небом, есть и вечный закон. Закона тогда только не будет, когда люди сами собою всё будут исполнять по вечному закону. И вот я даю вам заповеди вечного закона. 19. И если кто освободит себя хоть от одной из коротких заповедей этих и научит других тому, что можно освобождать себя от них, тот последним будет в царстве небесном; а кто исполнит и тем научит других, тот большим будет в царстве небесном. 20. Потому что если ваша добродетель будет не больше добродетели книжников православных, то уж никак не будете в царстве небесном.
21. Первая заповедь. Матф. V, 21. В прежнем законе сказано: не убей. А если кто убьет другого, то того нужно судить. 22. А я вам говорю, что стоит суда всякий, кто рассердится на брата своего. И ещё больше виноват тот, кто скажет бранное слово брату своему. Так что если хочешь молиться Богу, то вспомни прежде, нет ли человека, который бы имел что-нибудь против тебя, и если вспомнишь, что хоть один человек считает, что ты обидел его, оставь свою молитву и поди прежде помирись с братом, тогда уж молись. Знайте, что Богу не нужно ни жертвы, ни молитвы, а нужен мир, согласие и любовь между вами. И что нельзя вам ни молиться, ни думать о Боге, если есть у вас хоть один человек, с которым вы не в любви. Так вот первая заповедь: не сердитесь, не бранитесь, а побранились — помиритесь и делайте так, чтобы ни один человек не имел бы на вас обиды.
______________________________________________
842 Матф. XIX, 7. Вторая заповедь. В прежнем законе сказано: не прелюбодействуй. И если хочешь отпустить жену, то дай ей разводную; а я говорю вам, что если любуешься красотою женщины, то ты уже прелюбодей-ствуешь. Всякое распутство губит душу, и потому лучше тебе отказаться от плотской утехи, чем погубить свою жизнь. 9. И если отпустишь жену свою, то кроме того, что ты распутник, ты ещё и её вгоняешь в распутство и того, кто с ней свяжется. И потому, вот вторая заповедь: Не думай, чтобы любовь к женщине было хорошо. Не любуйся женщинами, а живи с той, с которой ты сошёлся, и не оставляй её. Третья заповедь. В прежнем законе сказано: не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, не призывай Бога твоего во лжи (Лев. XIX, 12). Не бесчести имени Бога твоего. Не клянитесь мною в неправде так, чтобы осквернить Бога вашего. А я говорю вам. Матф. V, 34. Что всякая клятва есть осквернение Бога, и потому вовсе не клянитесь. 36. Человеку нельзя обещать ничего, потому что он весь во власти Отца. Он волоса не может одного из седого сделать черным; как же он вперёд поклянётся, что то-то и то-то сделает, и поклянётся Богом. Всякая клятва есть осквернение Бога, потому что если человеку придется исполнять клятву, противную воле Божией, то выйдет, что он обещался поступать против Его воли, и потому всякая клятва есть зло. 37. А когда спрашивают тебя о чём-нибудь, говори да, если да; нет, если нет; всё же то, что еще прибавишь, будет зло. И потому третья заповедь: Никогда никому ни в чём не клянись. Говори: да, когда да; нет, когда нет; и знай, что всякая клятва есть зло. 38. Четвёртая заповедь. В прежнем законе сказано: (Исх. XXI, 21 и 22): что, кто погубит душу, должен отдать душу за душу, око за око, зуб за зуб, руку за руку, вола за вола, раба за раба и ещё многое другое. 39. А я вам говорю: злом не борись со злом и не только не бери судом вола за вола, раба за раба, душу за душу, а вовсе не противься злу. 40. Если кто хочет судом взять у тебя вола, дай ему другого; кто хочет высудить у тебя кафтан, отдай рубаху, кто выбьет у тебя из одной скулы зуб, подставь ему другую скулу.
_________________________________________________
41. Заставят тебя сработать на себя одну работу, сработай две. Луки VI, 30. Берут у тебя именье — отдавай. Не отдают тебе денег, не проси, и потому: 37. Не судите, не судитесь, не наказывайте, и вас не будут судить и наказывать. Спускайте всем, и вам спустят, потому что если вы будете судить людей, и они вас будут судить. Матф. VII, 1. Вам нельзя судить, потому что вы, все люди, слепы и не видите правды. 3. Как же с засорёнными глазами будешь разгляды-вать соринку в глазу брата? Прежде самому надо глаза прочистить; а у кого глаза чисты? Луки VI, 39. Разве слепой может водить слепого? Оба упадут в яму. Так и те, кто судят и наказывают, как слепые водят слепых. 40. Те, кто судят и присуждают к насилиям, ранам, увечьям, смерти, хотят учить людей. Но что же может выйти из их учения иного, как только то, что ученик выучится и вполне станет как учитель. Что же он будет делать, когда выучится? То самое, что делает учитель: насилие, убийства. Матф. VII, 6. И не думайте в судах найти справедливость. Любовь к справедливости отдавать на суды человеческие, всё равно что драгоценный жемчуг бросать свиньям: они затопчут его и разорвут вас. И потому четвертая заповедь: как бы тебя ни обижали, не противься злу, не суди и не судись; не жалуйся и не наказывай. Пятая заповедь. Матф. V, 43. В прежнем законе сказано: делай добро людям своего народа и делай вред чужим. 44. А я говорю вам: любите не одних земляков, но и людей чужих народов. Пускай чужие ненавидят вас, пускай нападают на вас, обижают вас; хвалите их и делайте им доброе. Матф. V, 46. Если вы только к землякам хороши, то этак и все хороши к своим землякам; и от этого-то и бывают войны. А вы ко всем народам будьте равны, и вы будете сынами Отца. Все люди — Его дети, стало быть все вам братья. И потому вот пятая заповедь: к чужим народам соблюдайте то же, что я сказал вам соблюдать между собою. Для Отца всех людей нет ни разных народов, ни разных царств: все братья,
_________________________________________________
844
все сыны одного Отца. Не делайте различия между людьми по народам и царствам. Так вот: 1) Не сердитесь и будьте в мире со всеми; 2) не забавляйтесь похотью блудной; 3) не клянитесь никому ни в чём; 4) не противьтесь злу, не судите и не судитесь и 5) не делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих. Матф. VII, 12. Все эти заповеди в одном: всё то, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им. Матф. VI, 1. Исполняйте эти заповеди не для похвалы людской. Если для людей делаете, то от людей вам и награда. А если не для людей, то награда вам от Отца небесного. 2. Так что если делаешь добро людям, то не труби о нём перед людьми. Так делают обманщики, чтобы их хвалили люди. Они и получают, чего желают. 3. А если делаешь добро людям, то делай так, чтобы никто не видел, чтобы левая рука не знала, что делает правая. 4. И Отец твой увидит это и даст тебе то, что тебе нужно. 5. И если хочешь молиться, то не делай, как обманщики молятся. Обманщики любят молиться в церквах, на виду у людей. Они делают это для людей и от людей и получают за это то, чего желают. 6. А если хочешь молиться, зайди туда, где бы тебя не видал никто, и молись Отцу своему Духу; и Отец увидит то, что в твоей душе, и даст тебе то, чего ты желаешь в духе. 7. Кто молится, тот не болтает языком, как притворщики. 8. Отец твой знает, что тебе нужно, прежде чем ты рот разинешь. 9—13. Молитесь только так: Отец наш безначальный и бесконечный, как небо! Пусть будет свято только Твоё существо. Пусть будет власть только Твоя, так, чтобы воля Твоя совершалась безначально и бесконечно на земле. Дай мне пищу жизни в настоящем. Ошибки мои прежние загладь и сотри так же, как и я заглаживаю и стираю все ошибки братьев моих, чтобы я не попал в соблазн, избавился от зла. Потому что Твоя власть и сила и твоё решение. Марк. XI, 25. Если молитесь, то прежде всего ни на кого не держите зла.
__________________________________________________
845
26. А если вы не прощаете людям неправду, то и Отец не простит вам вашу неправду. Матф. VI, 16. Если поститесь, терпите, не выказывайте этого людям; так делают обманщики, чтоб люди видели и хвалили их. И люди хвалят их, и они получают, чего желают. 17, 18. А ты не так делай; ты если терпишь нужду, так ходи с весёлым лицом, чтоб люди не видели; а отец твой увидит и даст тебе то, что тебе нужно. 19. Не припасайте себе припасов на земле. На земле и червь точит, и ржавчина есть, и воры крадут; а припасайте себе богатство небесное. 20. Небесное богатство ни червь не точит, ни ржавчина не ест, ни воры не крадут. 21. Где будет ваше богатство, там будет и сердце ваше. 22. Телу свет — глаз, а душе свет — сердце. 23. Если глаз твой тёмен, то всё тело будет во тьме. Если же свет твоего сердца тёмен, то вся душа твоя будет во тьме. 24. Нельзя служить вместе двум хозяевам. Одному угодишь, другого обидишь. Нельзя служить Богу и плоти. Либо земной жизни будешь работать, либо Богу. 25. Поэтому не заботьтесь о том, что будете есть и пить и чем одеваться. Ведь жизнь мудрёнее пищи и одежды, а Бог дал вам её. 26. Посмотрите на тварь Божью, на птиц: они не сеют, не жнут, не собирают, а Бог питает их. Перед Богом человек не хуже птицы. Если Бог дал жизнь человеку, то сумеет и пропитать его. 27. А ведь вы сами знаете, что как вы ни хлопочите, вы ничего не можете для себя сделать. Не можете ни на час увеличить своего века. 28. И об одежде зачем вам заботиться. Цветы полевые не работают, не прядут. 29. А разукрашены так, что и Соломон во всей роскоши своей никогда так не разукрасил себя. 30. Что же, если Бог траву ту, что нынче растёт, а завтра скосят, так разукрасил; то что же он, вас не оденет? 31. Не заботьтесь и не хлопочите, не говорите, что надо думать о том, что́ будем есть и чем оденемся. 32. Это всем людям нужно, и Бог знает эту нужду вашу. __________________________________________________
846
33. Так и не заботьтесь о будущем. Живите настоящим днем. Заботьтесь о том, чтобы быть в воле Отца. Желайте того, что одно важно, а остальное всё само придет. Старайтесь только быть в воле Отца. 34. Так и не заботьтесь о будущем. Когда придёт будущее, тогда будет и забота. Довольно зла и в настоящем. Луки XI, 9. Просите — и дастся вам. Ищите — и найдёте. Стучите — и отворят вам. Матф. VII, 9, 10. Разве есть такой Отец, чтобы он сыну дал камень вместо хлеба или змею вместо рыбы? 11. Так как же мы, злые люди, умеем давать детям нашим то, что им нужно, а Отец ваш на небе не даст вам того, что вам истинно нужно, если вы просите у него? Просите, и Отец небесный даст жизнь духа тем, которые просят его. 13. Узок путь в жизнь, но входите узким путем. Вход в жизнь один только: он узкий и тесный. А кругом поле велико и широко, но оно ведёт в погибель. 14. Узкий путь один ведёт в жизнь; и немногие находят его. Луки XII, 32. Но не робей, малое стадо! Отец предназначил вам царство. Матф. VII, 15. Только берегитесь лживых пророков, учителей; они приходят к вам в овечьих шкурах, а внутри они волки хищные. 16. По плодам, по тому, что родится от них, вы узнаете их. С репейника не собирают винограда и с осины яблок. 17. А доброе дерево добрые плоды и растит. А дурное дерево дурные плоды растит. Так вот по плодам их учения узнавайте их. Луки VI, 45. Человек добрый из доброго сердца своего выводит всё доброе. А злой человек из злого сердца своего выводит злое, потому что от избытка сердца уста говорят. И потому, если учителя учат делать другим людям то, что дурно для вас самих: учат насилиям, казням, войнам, — знайте, что это лжеучители. Матф. VII, 21. Потому что не тот, кто говорит: Господи, Господи! войдет в царство небесное, а тот, кто исполняет волю Отца небесного. 22. Они скажут: Господи! Господи! мы учили по твоему учению и мы по твоему учению изгоняли зло.
________________________________________________
847
23. Но я отрицаюсь от них и говорю им: нет, я никогда не признавал и не признаю вас. Подите от меня прочь: вы делаете беззаконие. 24. Итак, всякий, кто слышал эти мои заповеди: не сердиться, не распутничать, не клясться, не противить-ся злу, не различать свой народ от чужих, слышит эти заповеди и исполняет их, тот, как разумный человек, строит дом свой на камне. 25. И дом его устоит против всех бурь. 26. А тот, кто слышит эти заповеди мои и не исполняет их, тот, как глупый человек, строит дом на песке. 27. Как придёт буря, так и завалит дом, и всё погибнет. Луки IV, 32. И весь народ удивлялся на это учение, потому что учение Иисуса было совсем другое, чем учение православных законников. Православные закон-ники учили закону, которому надо повиноваться; а Иисус учил, что все люди свободны. Матф. IV, 14. И на Иисусе Христе исполнилось пророчество Исаии. 16. То, что люди, жившие во тьме, во мраке смерти, увидали свет жизни и что тот, кто принёс этот свет правды, не сделает никакого насилия и вреда людям, что он кроток и смирен. Матф. XII, 19. Что он для того, чтобы внести правду в мир, не спорит, не кричит, что громкого голоса его не слыхать. 20. Что он не перервет соломинки и ночника не задует. 21. И что вся надежда людей на учение его.
|