Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава VIII жизнь не во времени
И ПОТОМУ ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ТОЛЬКО ЖИЗНЬ В НАСТОЯЩЕМ
СОДЕРЖАНИЕ VIII ГЛАВЫ
Н а сомнения учеников о том, какая будет им награда за то, что они отрекутся от плотской жизни, Иисус отвечает: для человека, понявшего смысл учения, не может быть награды, во-первых, потому, что человек, отрекаясь от своих родных, близких, от своего имущества во имя того же учения, приобретает во сто раз больше близких и больше имущества, а во-вторых, потому, что человек, ищущий награды, ищет того, чтобы у него было больше, чем у другого, а это самое противное учение исполнения воли Отца. Для царства небесного нет большего и меньшего: все равны. Те, которые ищут награды за добро, подобны работникам, которые бы требовали себе большую плату, чем ту, за которую уговорился с ними хозяин, только за то, что они по своему суждению достойнее других. Наград и наказаний, униженья и превознесенья нет для того, кто понимает ученье. Ни выше, ни важнее один другого никто не может быть по учению Иисуса. Всякий может исполнять волю Отца, но от этого ни один не делается старше или важнее, или лучше другого. Так считаются только цари и те, кто им служат. По моему учению, говорит Иисус, не может быть старших, потому что тот, кто хочет быть лучше, должен быть всем слуга, потому что в том учение, что человеку дана жизнь не затем, чтобы ему служили, но чтобы он всю свою жизнь отдавал для служения другим людям. И тот, кто не последует этому и не возвысит себя, тот упадет ниже того, где он был. Для того, чтобы не думать о наградах и возвышении себя, надо понимать то, в чём состоит смысл жизни. Смысл жизни
________________________________________________
886
в исполнении воли Отца; воля же Отца в том, чтобы то, что Он дал, вернулось к Нему. Как пастух бросает всё стадо и идёт искать пропащую овцу и как женщина перероет всё, чтобы найти потерянную копейку, так и деятельность Отца является нам в том, что он притягивает к себе то, что было его. Надо понимать, в чём жизнь истинная. Жизнь истинная всегда проявляется в том, что потерянное возвращается к своему, что спавшее просыпается. Люди, имеющие жизнь истинную, вернувшиеся к своему началу, если они имеют истинную жизнь, не могут по-человечески считаться о том, кто лучше и кто хуже, а, будучи участниками жизни Отца, могут только радоваться возвращению потерянного к Отцу. Если бы сын, сбившись с пути и уйдя от отца, раскаялся бы и вернулся к отцу, то неужели другие сыновья отца могли бы завидовать радости отца и не радоваться возвращению брата? Для того, чтобы верить учению, чтобы переменить свою жизнь и исполнять учение, нужны не доказательства внешние, не обещание наград, но нужно ясное понимание того, что́ есть истинная жизнь. Если люди думают, что они полновластные хозяева жизни, что жизнь им дана для плотской утехи, то, очевидно, всякое дело жертвы для другого будет им казаться поступком, достойным награды, и без награды они не уступят ничего. Если бы у оброчников, которые забыли то, что им дан сад с условием отдавать плоды хозяину, потребовали бы без награды оброка, они бы прогнали сборщика оброка, и если бы ещё и ещё напоминали им об оброке, они бы убили его. Так смотрят и те люди, которые признают себя хозяевами жизни и не понимают, что жизнь есть дар разумения, которое требует исполнения своей воли. Для того, чтобы верить и делать, нужно понимать, что человек не может ничего сделать сам, что если он отдаёт свою плотскую жизнь для добра, то он ничего не делает такого, за что бы следовало благодарить и награждать его. Нужно понимать, что, делая добро, человек делает только то, что обязан, чего не может не исполнять. Только понимая так свою жизнь, человек может верить так, чтобы делать истинные дела добра. В этом понимании жизни и состоит царство небесное, которое я проповедую. Это царство небесное — невидимое, не такое, которое является где-нибудь так, чтобы было можно указать его. Царство небесное в разумения людей. Мир весь жил и живёт по-старому: едят, пьют, торгуют, женятся, умирают и рядом
___________________________________________________
887
с этим в душах людей живёт царство небесное. Царство небесное — это есть разумение жизни, как дерево весной, растущее само из себя. Истинная жизнь исполнения воли Отца не та, что прошла, не та, что будет, а жизнь теперь. И потому для жизни надо никогда не ослабевать. Люди поставлены беречь жизнь не прошлую, не будущую, а ту, в какой они живут, и в ней исполнять волю Отца всех. Если они упускают эту жизнь, не исполняя волю Отца, то не вернут, как караульщик, поставленный затем, чтобы караулить всю ночь, не исполнит своего дела, если он заснёт, хоть на минуту, потому что в эту минуту может прийти вор. И потому всю силу свою человек должен перенести в этот час, в нём только исполнение воли Отца. Воля же Отца есть жизнь и благо всех людей, и потому исполнение воли есть добро всех людей. Только те живут, которые делают добро. Добро людям есть жизнь, соединяющая с общим Отцом. ___________
Мф. X, 38. Иисус сказал: кто не готов на все плотские страдания и лишения, тот не понял меня. 39. Кто приобретет всё лучшее для жизни плотской, тот погубит истинную жизнь. А кто погубит свою плотскую жизнь, исполняя моё учение, тот получит жизнь истинную. XIX, 27. И на эти слова сказал ему Пётр: вот мы послушали тебя, отбросили все заботы, всё имущество и пошли за тобой. Какая нам будет за это награда? Марк. X, 29, 30. Иисус сказал ему: всякий, кто отказался от дома, сестёр, братьев, отца, матери, жены, детей, от полей для моего учения, получает во сто раз больше и сестёр, и братьев, и полей, и всего, что нужно, и, кроме того, ещё в этой жизни получает жизнь вне времени. 31. Наград в царстве небесном нет. Царство небесное есть цель и награда. В царстве небесном все равны: нет ни первых, ни последних. Мф. XX, 1. Потому что царство небесное вот на что похоже. Хозяин дома пошёл с утра нанимать рабочих в сад. 2. Нанял рабочих по гривне в день и пришёл в сад, заставил работать. 3. И опять пошёл, в обед, и ещё нанял и послал в сад работать, и ввечеру ещё нанял и послал работать. И со всеми уговорился по гривне.
__________________________________________________
888
8. Пришло время к расчёту, хозяин и велел всех рассчитать поровну. Прежде тем, которые пришли последними, а после первым. 9. Вот увидали первые, что последним дают по гривне. 10. И подумали, что им больше дадут; но первым дали тоже гривну. 11. Они взяли и говорят: 12. Что же, те только одну упряжку работали, а мы все четыре, как же нам поровну? это несправедливо. 13. А хозяин подошёл и говорит: что́ вы ворчите, разве я обидел вас? За что нанял, то и отдаю. Ведь у нас за гривну уговор был? 14. Возьмите своё и идите. А если я последнему хочу дать то же, что и вам, разве я не властен в своём? 15. Или оттого, что видите, что я добр, так вам завидно стало? Мф. XX, 16. В царстве небесном нет ни первых, ни последних — всем одно. 20 и Марк. X, 35. Подошли раз к Иисусу два ученика его: Иаков и Иоанн, и говорят: учитель! обещай нам, что ты сделаешь нам то, о чём мы попросим тебя. 21. Он говорит: чего вы хотите? Они говорят: чтобы мы были равны с тобою. 22. Иисус сказал им: вы сами не знаете, чего просите. Жить вы можете так же, как я, очиститься от плотской жизни можете так же, как я, но сделать вас такими же, как я, — не в моей власти. 23. Каждый человек может своим усилием войти в волю Отца. 24. Услыхав это, другие ученики рассердились на двух братьев за то, что они хотели быть такими же, как учитель, и старшими из учеников. 25. Иисус же подозвал их и сказал: если вы, братья Иоанн и Иаков, просили меня сделать вас такими же, как я, для того, чтобы быть старшими учениками, то вы ошибались, если же и вы, другие ученики, сердитесь на них за то, что эти двое хотят быть старше вас, то и вы ошибаетесь. Только в мире считаются цари и начальники кто старше, чтобы им управлять народами. 26. А между вами не может быть ни старших, ни младших. Между вами, для того чтобы быть большим другого, надо быть всем слугою.
_________________________________________________
889
27. Между вами кто хочет быть первым, тот считай себя последним. Марк. X, 45. Потому что в том воля Отца о сыне человеческом, что он не затем живёт, чтобы ему служили, но чтобы самому служить всем и отдавать свою плотскую жизнь как выкуп за жизнь духа. Мф. XVIII, 11, 12. И сказал Иисус народу: Отец ищет спасения то[го], что гибнет. Он радуется ему так же, как радуется пастух, когда найдёт одну пропадавшую овцу. Когда пропадёт одна, он оставляет девяносто девять и идёт спасать пропащую. Лук. XV, 8. И если пропадёт копейка у бабы, то ведь всю избу выметет и ищет, пока найдёт. 10. Отец любит сына и зовёт его к себе. XIV, 8. И сказал им ещё притчу о том, что нельзя возвыситься тем, кто живёт в воле Божьей. Он сказал: если тебя позовут на обед, то не садись в передний угол; а то залезешь в передний угол, а придёт кто почётнее тебя, хозяин и скажет: 9. Выдь оттуда и пусти того, кто получше тебя. Тогда хуже постыдишься. 10. А ты лучше сядь на самое последнее место. Тогда хозяин найдёт тебя и позовёт на почётное; тогда тебе честь будет. 11. Так и в царстве Бога нет места гордости. Кто себя возвышает, тот этим самым себя роняет; а кто себя принижает, тот этим самым себя поднимает в царстве Бога. XV, 11. Было у одного человека два сына. 12. Меньшой и говорит отцу: батюшка! отдели меня. И отец отделил его. 13. Взял меньшой свою часть и пошёл на чужую сторону и промотал всё имение и стал бедствовать. 15. И попал он на чужой стороне в свинопасы. 16. И так голодал, что с свиньями жолуди ел. 17. И раздумался он раз о своём житье и говорит: зачем я отделился и ушёл от отца. У отца всего было много. У отца и работники сыто едят. А я вот с свиньями один корм ем. 18. Дай-ка пойду к отцу, паду ему в ноги и скажу: виноват, батюшка, перед тобой и не стою тебе сыном быть. Возьми меня хоть в батраки. 20. Подумал и пошёл к отцу. И как он только подходить стал, тотчас издали узнал его отец и сам навстречу побежал к нему, обнял его и стал целовать.
_________________________________________________
890
21. Сын и говорит: батюшка, виноват перед тобою, не стою тебе сыном быть. 22. А отец и слушать не стал и говорит работникам: несите скорее одежду самую лучшую и сапоги самые хорошие, оденьте и обуйте его. 23. И бегите, ловите телёнка поёного и убейте, будем веселиться о том: 24. Что сын мой этот был мёртвый, а теперь живой стал, пропадал, а теперь нашёлся. 25. Пришёл большой брат с поля, и как стал подходить, слышит: дома песни и играют. 26. Он подозвал мальчика и говорит: что это у нас веселье идёт? 27. А мальчик говорит: разве ты не слыхал, брат твой вернулся. И отец твой радуется и велел телёнка поёного убить на радости, что сын вернулся. 28. Большой брат обиделся и не пошёл в дом. А отец вышел к нему и зовёт его. 29. А он сказал отцу: вот, батюшка, я сколько лет на тебя работаю и приказа твоего не ослушаюсь, а ты для меня никогда телёнка поёного не резал. 30. А меньшой брат ушёл из дому, да всё имение прогулял с пьяницами, а ты ему теперь телёнка зарезал. 31. Отец и говорит: ведь ты всегда со мной, и всё моё — твоё. 32. И тебе надо не обижаться, а радоваться, что брат твой в мёртвых был и живой стал, пропадал и нашёлся. Марк. XII, 1. Хозяин насадил сад, обделал, устроил его, всё сделал для того, чтобы сад давал как можно больше плодов. 2. И послал в этот сад работников, чтобы работали, собирали плоды и по уговору платили ему за сад. Хозяин — это Отец, сад — это мир, работники — это люди. Отец только затем и послал в мир сына своего, сына человеческого, чтобы люди отдавали Отцу разуме-ние жизни, которое Он вложил в них. Пришёл срок, хозяин послал работника за оброком. Отец не переставая говорил людям о том, что они должны исполнять Его волю. 3. Работники отогнали посланца хозяина ни с чем и продолжали жить, воображая, что сад их собственный, что они сами по своей милости сидят в нём. Люди отогнали от себя на-
________________________________________________
891
поминание о воле Отца и продолжали жить каждый для себя, воображая, что они живут для радостей плотской жизни. 4, 5 и 6. Тогда хозяин послал ещё и ещё послал любимцев своих, сына своего, чтобы напомнить работникам их долг. 7. Но работники совсем одурели и вообразили себе, что если они убьют хозяйского сына, который напоми-нает им о том, что сад не ихний, то их совсем оставят в покое. 3. Они и убили его. Люди не любят и напоминания о том духе, который живёт в них и показывает им на то, что он вечен, а они не вечны; и они убили, насколько могли, сознание духа, завернули в платочек и зарыли гривну, данную им. Мф. XXI, 40. Что же делать хозяину? 41. Больше ничего, как изгнать тех работников и прислать других. Что же делать Отцу? Сеять, пока будет плод. Он то и делает. 42. Люди не понимали и не понимают, что то сознание духа, которое есть в них и которое они прячут, потому что оно мешает им, что это разумение есть их жизнь. Они выбрасывают тот камень, на котором всё держится. 43. И те, кто не возьмут за основу жизнь духа, те не входят в царство небесное и не получают жизни. Чтобы иметь веру и получить жизнь, надо понимать своё положение, а не ждать наград. Лук. XVII, 5. Тогда ученики сказали Иисусу: умножь в нас веру; скажи нам такое, чтобы мы сильнее верили в жизнь духа и не жалели бы жизни плотской? Вот сколько надо отдать и всё надо отдавать для жизни духа. А награды, ты сам говоришь, нет. 6. И на это Иисус сказал им: если бы у вас была вера такая же, как вера в то, что из зерна берёзового вырастает большое дерево, если бы так же верили в то, что в вас есть единственный зародыш духа, из которого вырастает жизнь истинная, вы бы не просили меня умножить в вас веру. Вера не в том, чтобы поверить во что-нибудь удивительное, а вера в том, чтобы понимать своё положение и то, в чём спасение. Если ты понима-ешь своё положение, то ты не будешь ждать награды, а будешь верить в то, что поручено тебе. 7. Когда хозяин с работником возвращается с поля, то ведь он не сажает работника за стол.
_____________________________________________
892
8. А велит убрать скотину, да приготовить себе поужинать, а уже потом говорит работнику: садись ты, пей и ешь. Лук. XVII, 9. Хозяин не станет благодарить работника, что он сделал то, что должно. И работник, если он понимает, что он работник, не обижается, а работает, веря в то, что он получит то, что ему следует. 10. Так-то и вы, исполняйте волю Отца и думайте, что мы негодные работники, только что должно было, то сделали, и не ожидайте награды, а довольствуйтесь тем, что получаете то, что вам следует. Не об этом надо заботиться, чтобы верить в то, что будет награда и будет жизнь; это не может быть иначе, но надо заботиться о том, чтобы не погубить эту жизнь, не забыть то, что она дана нам для того, чтобы мы принесли плоды ее, и исполнять волю Отца. XII, 35 и 36. И потому будьте всегда готовы, как слуги, ожидающие хозяина, чтобы тотчас же, когда он придёт, отворить ему. 37 и 38. Слуги не знают, когда он вернётся: рано или поздно, и всегда должны быть готовы. И если они встретят хозяина, то исполнили волю его, и им хорошо. То же самое и в жизни. Всегда, всякую минуту настоящего надо жить жизнью духа, не думая о прошедшем и будущем и не говоря себе: тогда или там-то я сделаю то-то. 39. Если бы хозяин знал, когда придёт вор, то он не спал бы, так и вы не спите никогда, потому что для жизни сына человеческого нет времени, и он живёт только в настоящем и не знает, когда начало и конец его жизни. Мф. XXIV, 45 и 46. Жизнь наша то же, что жизнь раба, которого хозяин оставил старшим в своём доме. И хорошо рабу тому, если он делает волю хозяина всегда. 48. Но если он скажет: хозяин не скоро придёт, и забудет дело хозяина, 50. то хозяин вернётся врасплох. 51. И прогонит его. Марк. XIII, 33. Итак, не унывайте, а всегда в настоящем живите духом. Для жизни духа нет времени. Лук. XXI, 34. Смотрите за собой, чтобы не отягчать себя и не отуманивать пьянством, объядением, заботами, чтобы не пропустить время спасения. Время спасения, как сеть, наки-
893
нута на всех; оно всегда. И потому прежде всего живите жизнью сына человеческого. Мф. XXV, 1. Царство небесное вот на что похоже: Пошли десять девиц с плошками встречать жениха. 2. Пять было умных, а пять глупых. 3. Глупые взяли плошки, да не взяли масла. 4. А умные взяли плошки и на запас масла. 5. Пока ждали жениха, они задремали. 6. Когда пришел жених, 7. Глупые увидели, что у них мало масла. 10. И пошли искать купить, а пока они ходили жених пришёл. И умные девицы, у которых было масло, вошли с ним и двери затворились. Только на то нужно было ходить девицам, чтобы встретить жениха с плошками, а они забыли про то, что не то дорого, чтобы горели плошки, но чтобы они горели вовремя. А для того, чтобы они горели, надо было им гореть не переставая. Жизнь только затем, чтобы возвысить сына человеческого, а сын человеческий всегда. Он не во времени, и потому, служа ему, надо жить вне времени, в одном настоящем. Лук. XIII, 24. И потому делайте усилия в настоящем, чтобы войти в жизнь духа, если не будете делать усилия, не войдёте. 25. Будете говорить: мы то-то говорили, но не будет добрых дел, и не будет всей жизни. Мф. XVI, 27. Потому что сын человеческий, как дух единый, окажется для каждого тем, что он сделал для него. XXV, 32. Люди все разделятся тем, как они служат сыну человеческому. И своими делами они разделятся надвое, как делят в стаде овец и козлов. Одни будут живы, другие погибнут. 34. Те, которые служили сыну человеческому, те и получат то, что принадлежало им от начала мира, жизнь ту, которую они сохранили. Сохранили же они жизнь тем, что служили сыну человеческому. 35. Голодного кормили, голого одевали, странника принимали, заключённого посещали. Они жили сыном человеческим, чувствовали, что он один во всех людях, и потому любили его. Те же, которые не жили сыном человеческим, те не служили ему, не понимали, что он один во всех, и потому не соединились с ним и потеряли жизнь в нём, и погибли.
|