Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XII победа духа над плотью






И ПОТОМУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НЕ ЛИЧНОЙ,

А ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ В ВОЛЕ ОТЦА, НЕТ ЗЛА.

СМЕРТЬ ПЛОТСКАЯ ЕСТЬ СОЕДИНЕНИЕ С ОТЦОМ.
(ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО, СИЛА И СЛАВА)

 

СОДЕРЖАНИЕ XII ГЛАВЫ

 

К огда Иисус окончил речь свою ученикам, он встал и, вместо того чтобы бежать или защищаться, пошёл навстречу Иуде,

 

_______________________________________________

 

925

 

который привёл солдат, чтобы взять. Иисус подошёл к нему и спросил его, зачем он здесь. Но Иуда не отвечал, и толпа солдат окружила Иисуса. Пётр бросился защищать своего учителя, и, выхватив нож, стал драться; но Иисус остановил Петра и сказал ему, что тот, кто дерётся ножом, тот сам должен погибнуть от ножа, и велел отдать нож. И потом Иисус сказал тем, которые пришли брать его: я и прежде один ходил среди вас и не боялся и теперь не боюсь вас и отдаюсь вам. Вы можете делать, что хотите. И когда все ученики разбежались, Иисус остался один. Начальник солдат велел связать Иисуса и вести его к Анану. Анан был прежде архиереем и жил на одном дворе с Каиафой. А Каиафа был в то время архиереем. Он-то и придумал тот довод, по которому решили убить Иисуса, что если его не убьют, то погибнет весь народ. Иисус, чувствуя себя в воле Отца, был готов на смерть и не противился, когда его брали, и не боялся, когда его вели; но тот самый Петр, который только что обещал Иисусу, что не откажется от него и умрёт за него, тот самый, который хотел защищать Иисуса, теперь, когда увидал, что Иисуса ведут на казнь, испугался того, что и его казнят, и на вопросы дворников о том, не был ли и он с Иисусом, отрёкся и ушел от него, и только после, когда запел петух, Пётр понял всё то, что говорил ему Иисус. Он понял, что есть два соблазна плоти: страх и насилие и что с ними боролся Иисус, когда молился в саду и приглашал молиться учеников. И вот теперь он впал в оба соблазна плоти, от которых предостерегал его Иисус: он хотел насилием защитить истину, хотел биться и делать зло и теперь не выдержал страха страданий плотских и отрекся от учителя. Иисус не поддался соблазну насилия, ни когда ученики приготовили два ножа, чтобы защищать его, ни соблазну страха перед людьми в Иерусалиме, перед язычниками и теперь перед солдатами, когда его связали и повели на суд.

Иисуса привели к Каиафе. Каиафа стал допраши-вать его, в чём его учение. Но Иисус, зная, что Каиафа спрашивает его не для того, чтобы узнать, в чём учение, а только для того, чтобы обвинить его, не отвечал, а сказал: я ничего не скрывал и не скрываю, если хочешь знать, в чём моё учение, спроси у тех, которые слышали и поняли его. За это сторож архиерейский ударил в щёку Иисуса, и Иисус спросил его, за что он бьёт его. Но тот не отвечал ему, и архиерей продолжал

 

926

 

судить. Они привели свидетелей, и свидетели показывали, что Иисус хвалился тем, что он уничтожил иудейскую веру. И архиереи допрашивали Иисуса, но он, видя, что его не спрашивали для того, чтобы узнать что-нибудь, а только для того, чтобы сделать вид справедливого суда, ничего не отвечал.

Тогда архиерей спросил у него: скажи мне, ты ли Христос, сын Бога? Иисус сказал: да, я человек — сын Бога, и теперь, мучая меня, вы увидите, что человек может быть равен Богу. И архиерей обрадовался этим словам и сказал другим судьям: достаточно этих слов, чтобы присудить его? И судьи сказали: достаточно, и мы присуждаем его к смерти. И когда они сказали это, то весь народ набросился на Иисуса и стал бить его, плевать ему в лицо и ругаться над ним. Он молчал.

У иудеев не было права казнить людей смертью; им нужно было разрешенье от римского начальника, и потому они, осудив его по-своему и надругавшись над ним, повели его к римскому начальнику Пилату, чтобы он казнил Иисуса. Пилат спросил их, за что они хотят убить его. Они сказали: за то, что злой человек. Пилат говорит: если он злой человек, по вашему закону и судите его. Они сказали: мы хотим, чтоб ты казнил его, потому что он виноват перед римским кесарем: он бунтовщик, мутит народ, запрещает платить подати кесарю и называет себя царём иудейским. Пилат позвал к себе Иисуса и сказал: что же это значит, что ты царь иудейский? Иисус сказал: ты точно хочешь знать, что значит моё царство? Или ты хочешь для виду спрашивать меня? Пилат сказал: я не иудей, и мне всё равно, называешь ли ты себя царём иудейским, или нет; но я спрашиваю, что ты за человек и отчего они говорят, что ты царь? Иисус сказал: они говорят правду, что я называю себя царём. Я точно царь, но царство моё не земное, а небесное. Цари земные бьются и сражаются и у них войска, а видишь: меня связали и избили, и я не противился им. Я царь небесный, я всемогущ духом.

Пилат сказал: так, стало быть, правда, что ты считаешь себя царем? Иисус сказал: ты сам это знаешь. Всякий тот, кто живёт истиной, тот свободен и потому царь. Я только тем и живу и тому только учу, чтобы открыть людям ту истину, что они свободны духом. Пилат сказал: ты учишь истине, но никто не знает, что такое истина, и у каждого своя истина, и, сказав это, повернулся и ушёл от Иисуса опять к иудеям. Выйдя к

 

_______________________________________________

 

927

 

иудеям, Пилат сказал: я ничего не нашёл преступного в этом человеке. За что же казнить его? Архиереи сказали: казнить его надо за то, что он бунтует народ. Тогда Пилат при архиереях стал допрашивать Иисуса; но Иисус, видя, что это допрос только для формы, ничего не отвечал. Тогда Пилат сказал: я один не могу осудить его; сведите его к Ироду.

На суде у Ирода Иисус тоже ничего не отвечал на обвинения архиереев, и Ирод, сочтя Иисуса за пустого человека, велел на смех нарядить его в красную одежду и отослал назад к Пилату. Пилату жалко было Иисуса; он стал уговаривать архиереев, чтобы они простили Иисуса хоть для праздника, но архиереи не отступались от своего, и все, и народ за ними кричал, чтобы распять Иисуса на кресте. Пилат в другой раз стал уговаривать их отпустить Иисуса, но архиереи и народ кричали, что нельзя не казнить его. Они сказали: он виноват тем, что называет себя сыном Бога. Пилат позвал опять Иисуса и спросил его: что значит, что ты называешь себя сыном Бога? Кто ты? Иисус ничего не отвечал. Тогда Пилат сказал: как же ты не отвечаешь мне, когда я имею власть казнить или отпустить тебя? Иисус отвечал: ты не имеешь надо мной власти. Власть только свыше. И Пилат в третий раз стал уговаривать иудеев отпустить Иисуса, но они сказали ему: если ты не казнишь того человека, на которого мы показали как на бунтовщика против кесаря, то ты сам не друг, а враг кесарю. И, услыхав эти слова, Пилат покорился и велел казнить Иисуса. Но прежде раздел Иисуса и высек его и потом опять одел в шутовское платье; и били его, и смеялись, и ругались над ним. И потом дали ему нести крест и повели на лобное место, и там распяли его на кресте.

И когда Иисус висел на кресте, весь народ ругался над ним. И на эти ругательства он ответил: Отец! не взыщи с них: они не знают, что делают. И потом, когда уже он близок был к смерти, он сказал: Отец мой! в твою власть отдаю дух мой. И, склонив голову, испустил дух.

 

___________

 

Мф. XXVI, 46. И после этого Иисус сказал: теперь встаньте и пойдёмте, уже идёт тот, кто предаст меня.

47. И только что он сказал это, вдруг показался Иуда, один из двенадцати учеников, и с ним большая толпа народа с дубьём и ножами.

 

 

928

 

48. Иуда сказал им: я приведу вас туда, где он с учениками; а чтобы вам его узнать изо всех, то смотрите: кого я первого поцелую, то это он самый.

49. И тотчас же подошёл к Иисусу и сказал: здравствуй, учитель! и поцеловал его.

50. И Иисус сказал ему: товарищ! ты зачем здесь? Тогда стража окружила Иисуса и хотела взять его.

51. И тут Петр выхватил нож у архиерейского слуги и рассёк ему ухо.

52. Иисус сказал: не надо противиться злу. Оставьте это. И сказал Петру: отдай назад меч тому, у кого взял. Кто возьмётся за меч, тот мечом и погибнет.

55. И после этого обратился Иисус ко всей толпе и сказал: зачем вы, как на разбойника, пришли на меня с оружием? Я ведь каждый день был среди вас в храме и учил вас, и вы не брали меня.

Лук. XXII, 53. Теперь же ваш час и власть тьмы.

Мф. XXVI, 56. Тогда, увидав, что он взят, все ученики разбежались.

Иоан. XVIII, 12. Тогда начальник велел солдатам взять Иисуса и связать его. Солдаты связали его и

13. повели сперва к Анану, это был тесть Каиафы, а Каиафа был первосвященником в этот год и жил на одном дворе с Ананом. Это был тот самый Каиафа, который придумал, как погубить Иисуса. Это он придумал, что полезно для народа погубить Иисуса, потому что если не погубить Иисуса, то будет хуже всему народу.

Марк. XIV, 53. И Иисуса привели во двор того дома, где жил первосвященник.

Мф. XXVI, 58. Когда Иисуса вели туда, то один из учеников Иисуса, Пётр, шёл издали за ним и смотрел, куда его поведут. Когда Иисуса ввели во двор первосвященника, и Пётр вошёл туда же, чтобы видеть, чем всё кончится.

69. И одна девочка на дворе увидала Петра и говорит ему: ты тоже с Иисусом Галилейским.

70. Пётр испугался, чтобы и его не обвинили, и при всём народе громко сказал: не знаю, что ты говоришь.

71. Потом, когда Иисуса повели в дом, и Пётр вошёл с народом в сени. В сенях женщина одна грелась у огня, и Пётр подошел. Женщина поглядела на Петра и говорит народу:

 

_______________________________________________

 

929

 

смотрите, этот человек, похоже, что был тоже с Иисусом Назарянином.

72. Пётр испугался ещё больше и поклялся, что никогда не был с Иисусом и не знает, что это за человек Иисус.

73. Немного погодя подошли к Петру люди и говорят: однако по всему видно, что ты тоже из этих бунтовщиков. По говору тебя можно узнать, что ты из Галилеи.

74. Тогда Пётр начал клясться и божиться, что никогда не знал и не видал Иисуса. И, только что он сказал это, запел петух.

75. И вспомнил Петр слова, которые говорил ему Иисус тогда, когда Петр клялся, что если все отрекутся, то он не отречётся от него: до петухов нынче ночью три раза отречёшься от меня. И пошёл Петр со двора и заплакал горько. Он плакал о том, что не мог подняться духом так, чтобы не впасть в соблазн. Он впал в один соблазн борьбы, когда начал защищать Иисуса, и в другой соблазн страха перед смертью, когда отрёкся от Иисуса.

Марк. XIV, 53. И сошлись к первосвященнику православные архиереи, начетчики и начальники. И когда все собрались,

Иоан. XVIII, 19. привели Иисуса, и первосвященник спросил его, в чём его учение и кто его ученики.

20. И отвечал Иисус: я всегда при всех всё говорил миру и говорю и ни от кого ничего не скрывал и не скрываю.

21. Об чём же ты меня спрашиваешь? Спроси тех, кто слышал и понял моё учение. Они скажут тебе.

22. Когда Иисус сказал это, один из слуг архиерейских ударил в лицо Иисуса и сказал: ты с кем говоришь? Разве так отвечают архиерею?

23. Иисус сказал: если я дурно сказал, скажи, что я дурно сказал. А если я дурного не сказал, так не за что меня бить.

Мф. XXVI, 59. Православные архиереи старались обвинить Иисуса и сначала не находили улик против него таких, за что бы его можно было приговорить.

60. Потом нашли двух доказчиков.

61. Эти доказчики сказали про Иисуса: мы сами слышали, как этот человек говорил: я, говорит, уничтожу этот ваш рукоделанный храм и в три дня сострою другой храм Богу — нерукоделанный.

Марк. XIV, 59. Но и этой улики было мало, чтобы обвинить.

 

930

 

Мф. XXVI, 62. И потому архиерей стал вызывать Иисуса и сказал: что же ты не отвечаешь на их показания?

63. Иисус молчал и ничего не сказал. Тогда архиерей сказал ему: так скажи же, ты ли Христос, сын Бога?

64. Иисус отвечал ему и сказал: да, я Христос, сын Бога. И вы сами теперь увидите, что сын человеческий равен Богу.

65. Тогда архиерей закричал: ты хулишь Бога. И теперь-то нам не нужно никаких улик. Мы все слышим теперь, что ты богохульник.

66. И архиерей обратился к собранию и сказал: теперь вы сами слышали, что он хулит Бога. К чему вы за это присуждаете его? И все сказали: присуждаем его к смерти.

67. И тогда уже весь народ и стражи все напустились на Иисуса и стали плевать ему в лицо и бить по щекам и царапать. Они зажимали ему глаза, били по лицу и спрашивали: ну-ка, ты, пророк, угадай: кто ударил тебя? И Иисус молчал.

Мф. XXVII, 2. Надругавшись над ним, связанного повели его к Понтию Пилату.

Иоан. XVIII, 28. И привели в правленье.

29. Пилат, правитель, вышел к ним и спросил: в чем вы обвиняете этого человека?

30. Они сказали: человек этот делает зло, за то мы и привели его к тебе.

31. Пилат и говорит им: а если он делает зло вам, так сами и судите по вашему закону. А они сказали: мы привели его к тебе затем, чтобы ты казнил его, а нам не позволено убивать никого.

32. И так сбылось то, чего ждал Иисус. Он говорил, что надо быть готовым умереть на кресте от римлян, а не своей смертью и не от иудеев.

Лук. XXIII, 2. И когда Пилат спросил их, в чём они обвиняют его, они сказали, что он виноват в том, что бунтует народ, запрещает платить подати кесарю и сам себя ставит Христом и царём.

Иоан. XVIII, 33. Пилат выслушал их и велел привести к себе в правление Иисуса. Когда Иисус вошёл к нему, Пилат сказал ему: так царь иудейский это ты?

34. Иисус сказал ему: ты точно полагаешь, что я царь, или ты повторяешь только то, что другие сказали тебе?

 

_____________________________________________

 

931

 

35. Пилат сказал: я не иудей, стало быть ты не можешь быть моим царём, а твои привели тебя ко мне. Что ты за человек?

36. Иисус отвечал: я царь, но царство моё не земное. Если бы я был царём земным, то мои подданные бились бы за меня и не дались бы архиереям. А вот ты видишь, что царство моё не земное.

37. Пилат сказал на это: но всё-таки ты считаешь себя царём? Иисус сказал: не только я, но и ты не можешь не считать меня царём. Я только тому и учу, чтобы открыть всем истину царства небесного. И всякий, кто живёт истиной, тот царь.

38. Пилат сказал: ты говоришь: истина. Что такое истина? И, сказав это, повернулся и пошёл опять к архиереям. Он вышел к ним и сказал им: по-моему, человек этот ничего дурного не сделал.

Марк. XV, 3. Но архиереи стояли на своём и говорили, что он много зла делает и бунтует народ и взбунтовал всю Иудею от самой Галилеи.

4. Тогда Пилат при архиереях стал допрашивать Иисуса, но Иисус не отвечал. Пилат сказал ему: видишь ли, как тебя уличают, что же ты не оправдываешься?

5. Но Иисус всё молчал и не сказал больше ни одного слова, так что Пилат удивлялся ему.

Лук. XXIII, 6. Пилат вспомнил, что Галилея во власти царя Ирода, и спросил: что он из Галилеи? Ему сказали: да.

7. Тогда он сказал: если он из Галилеи, то он под властью Ирода. Я его к нему пошлю. Ирод был тогда в Иерусалиме; и Пилат, чтобы отделаться от них, послал Иисуса к Ироду.

8. Когда привели Иисуса к Ироду, то Ирод был очень рад увидать Иисуса. Он много слышал про него и хотел узнать, что это за человек.

9. Ирод позвал его к себе и стал расспрашивать его обо всём, что ему хотелось знать; но Иисус ничего не отвечал ему.

10. А архиереи и учители так же, как и у Пилата, и перед Иродом обвиняли крепко Иисуса и говорили, что он бунтовщик

11. И Ирод счел Иисуса за пустого человека и, чтобы насмеяться над ним, велел одеть его в красное платье и послал его назад к Пилату.

12. Ирод был доволен тем, что Пилат уважил его, послав на его суд Иисуса, и из-за этого они помирились, а то прежде были в ссоре.

 

______________________________________________

 

932

 

13. Вот, когда привели опять Иисуса к Пилату, Пилат позвал опять архиереев и начальников иудейских.

14. И сказал им: приводили вы ко мне этого человека за то, что он бунтует народ, и я допрашивал его при всех вас и не вижу, чтобы он был бунтовщик.

15. Посылал я его с вами к Ироду, и вот, видите, и там ничего не нашлось в нём вредного. И, по-моему, не за что его казнить смертью, а не лучше ли наказать его и отпустить.

Мф. XXVI, 20. И когда услыхали это архиереи, все закричали: нет, казни, казни его по-римски, на кресте растяни его.

21. Пилат выслушал и сказал архиереям: ну, хорошо, только у вас в обычае для праздника пасхи прощать одного злодея. Вот у меня сидит в тюрьме Варавва, убийца и бунтовщик. Так одного из двух надо отпустить: Иисуса или Варавву? Пилату хотелось выручить Иисуса, но архиереи настроили так народ, что все закричали: Варавву! Варавву!

22. Пилат и говорит: а с Иисусом что сделать? Они опять закричали: по-римски на крест, на крест его!

23. И стал Пилат уговаривать их. Он сказал: за что вы так налегаете на него? Ничего он не сделал такого, чтобы казнить его смертью, и вам никакого зла не сделал.

Иоан. XIX, 4. Я отпущу его, потому что не нахожу в нём вины.

6. Архиереи и слуги их закричали: распять, распять его! И Пилат сказал им: если так, то берите его и сами распинайте, а я не вижу в нём вины.

7. Отвечали архиереи: мы требуем того, что следует по закону. По закону его следует казнить за то, что он сделал себя сыном Бога.

8. Когда Пилат услыхал это слово, он смутился, потому что не знал, что такое значило это слово сын Бога.

9. И, вернувшись в правленье, Пилат опять позвал Иисуса и спросил его: кто ты и откуда ты? Но Иисус не отвечал ему.

10. Тогда Пилат сказал: что же ты не отвечаешь мне? разве ты не видишь, что ты в моей власти и что я могу распять или отпустить тебя.

11. Иисус отвечал ему: не имеешь никакой власти. Есть власть только свыше.

12. Пилат всё-таки желал отпустить Иисуса.

 

_______________________________________________

 

933

 

15. И сказал: как же вы хотите распять царя вашего?

12. Но иудеи сказали ему: если ты отпустишь Иисуса, то ты этим покажешь, что ты неверный слуга кесарю, потому что тот, кто сделает себя царём, тот враг кесарю.

Иоан. XIX, 15. Наш царь кесарь! распни его.

13. И когда Пилат услыхал это слово, он понял, что ему уже нельзя не казнить Иисуса.

Мф. XXVII, 24. Тогда Пилат вышел к иудеям, взял воды, вымыл себе руки и сказал: не я виноват в крови этого праведного человека.

25. И весь народ закричал: пусть будет кровь его на нас и на детях наших.

Лук. XXIII, 23. Так что архиереи пересилили.

Иоан. XIX, 13. Тогда Пилат сел на своё судилищное место.

Мф. XXVII, 26, 27. И велел прежде высечь Иисуса.

28 и 29. Когда его высекли, солдаты, те, которые секли его, надели ему на голову венок и дали в руки палку и на спину накинули ему красный плащ и стали издеваться над ним: они кланялись ему на смех в ноги и говорили: радуйся, царь иудейский! а то били по щекам и по голове и плевали ему в лицо.

Иоан. XIX, 16. Архиереи же кричали: распни его! Наш царь кесарь. Распни его. Тогда Пилат приказал распять его.

Мф. XXVII, 31. С Иисуса тогда сняли красную одежду, надели на него его платье и велели ему нести крест на место Голгофу, чтобы там распять его. И он нес крест свой и так пришёл на место Голгофу.

Иоан. XIX, 18. И там растянули (распяли) Иисуса на кресте, и ещё двух других человек; те два были по бокам, а Иисус посередине.

Лук. XXIII, 34. Когда распинали Иисуса, он сказал: Отец! отпусти им: они не знают, что делают.

35. И когда Иисус уже висел на кресте, народ обступил его и ругался над ним.

Марк. XV, 22. Они подходили, кивали ему головами и говорили; ну-ка, ты храм Иерусалимский хотел разрушить и в три дня опять построить.

30. Ну-ка, сам выручи себя: сойди-ка со креста.

31. И архиереи, пастыри, стояли тут же и подсмеивались над ним и говорили: других спасал, а себя не может спасти.

 

_____________________________________________

 

934

 

32. Вот покажи, что ты Христос, сойди с креста, и тогда мы поверим тебе. Он говорил, что он сын Божий, и говорил, что Бог не оставит его. Что же теперь-то? Бог оставил его. И народ, и архиереи, и солдаты ругались над ним, и даже из распятых разбойников с ним один, и тот ругался над ним.

Лук. XXIII, 39. Один из разбойников, ругаясь, ему говорил: если ты Христос, спаси себя и нас.

40. Но другой разбойник услыхал это и сказал: не боишься ты Бога: сам на кресте и то ругаешься над невинным.

41. Мы с тобой за дело казнены, а этот человек ничего дурного не сделал.

42. И, обратившись к Иисусу, сказал ему этот разбойник: господи! вспомни обо мне в царстве твоём.

43. И сказал ему Иисус: и сейчас же ты со мной блажен.

Мф. XXVII, 46. В девятом же часу Иисус, измучившись, громко проговорил: ели, ели, лама сабах. Это значит: Бог мой, Бог мой, на что ты меня оставил?

47. И когда услыхали это в народе, то стали говорить и смеяться. Илью пророка зовёт: посмотрим, как Илья придёт.

48. Потом проговорил Иисус: пить. И один человек взял губку, обмочил её в уксус (тут стояла кадушка) и на камышине подал Иисусу. Иисус пососал губку и сказал громким голосом: кончено! отец, в руки твои отдаю дух мой. И, склонив голову, испустил дух.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал