Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Коммуникативная культура – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни






Коммуникативная культура – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности в общении. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной культуры гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида. В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной культуры подрастающего поколения. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у педагогов навыков в организации ситуаций взаимодействия, требующих от воспитанников речевой активности. Педагоги также отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для формирования коммуникативной культуры, что негативно отражается на результатах и качестве их практических способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности. Проблема коммуникативной культуры нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и др.

Коммуникативная компетентность включает в себя не только умение говорить, читать, слушать, писать, понимать информацию, но и способность к мотивированной активной деятельности, умению находить разнообразные варианты решения социальнозначимых проблем выхода из различных ситуаций, формирование общей и будущей профессиональной культуры. В современной школе новых образовательных стандартов коммуникативная компетентность будет относиться к группе универсальных действий, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять достаточно серьезное внимание в силу ряда причин. Среди них: влияние на учебную успешность воспитанника, адаптации в различных условиях, нравственное, этическое, эмоциональное благополучие, как в классном коллективе, так и в социуме.В педагогических исследованиях Н.И. Исаевой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, В.В. Соколовой, Г.С. Трофимовой коммуникативная культура рассматривается в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании, который требует от педагога умения создать в системе педагогического процесса условия, позволяющие школьнику действовать культурно, творчески, используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы.

Изучение коммуникативной культуры воспитанников нашло свое отражение в работах, посвященных социализации школьников (О.С. Газман, А.В. Мудрик, А.Г. Пашков и др.), их общекультурному становлению (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, А.В. Репринцев и др.) а также в исследованиях, учитывающих возрастные особенности учащихся (О.П. Кравчук, Е.Ф. Карпиевич, Л.Р. Сайфутдинова и др.). Проблема коммуникативного развития школьников раскрывается в дидактических направлениях личностно-ориентированного образования, таких как диалоговое обучение (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Ю. Курганов), игровая деятельность (С.А. Шмаков и др.), технология обучения и управление педагогическим взаимодействием (В.П. Беспалько, Г.Н. Подчалимова, И.М. Подушкина, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.). Коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения. Коммуникативная культура является важным приоритетом в организации современного пространства воспитания и определяется как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения. Она состоит из коммуникативной грамотности, что предполагает овладение психологическими и нравственными знаниями (фактами, представлениями, понятиями, нравственными законами, ценностями и т.д.), умениями, правилами и нормативами в сфере общения, проявляющимися в кругозоре, общей эрудиции, способности к позитивному размышлению и поискам выхода из сложившихся ситуаций, и коммуникативной этики.

Таким образом, коммуникативная культура – это совокупность коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, позволяющих человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Целесообразным представляется проведение занятий в тренинговой форме, позволяющей реализацию активных методов и техник.

Цель: Формировать у подростков ценностное отношение о настоящей дружбе и сотрудничестве.

Задачи:

Формировать базовые коммуникативные знания, умения и навыки у воспитанников первой ступени образования:

1.Способствовать развитию сплоченности детского коллектива, единство в работе.

2.Формировать практические умения эффективного взаимодействия в коллективе, создать настрой на командную работу, совершенствовать умение

работать в команде

3.Расширить спектр социальных знаний о дружбе и сотрудничестве.

4.Показать на жизненных ситуациях значимость понятия «Дружба».

5. Развивать рефлексивные умения детей.

Рекомендации:

Блок «Общение – взаимодействие» отражает способность воспитанника к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности.

Ожидаемый результат:

Овладение базовыми коммуникативными знаниями, умениями и навыками:

Оборудование:

1. Плакаты с высказываниями о дружбе.

2. Магнитная доска, магниты.

3. Иллюстрации с изображениями Университета дружбы народов,

Фонтан дружбы, ВИА «Дружба», сыр «Дружба».

4. Скрепки.

Этап урока Цель, задачи Ход занятия УУД, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ учащимися на данном этапе.
1.Организационный момент. - включение учащихся в деятельность - выделение содержатель- ной области   - Формировать у подростков ценностное отношениие о настоящей дружбе и сотрудничестве. - Способствовать развитию сплоченности детского коллектива, единство в работе. - Формировать практические умения эффективного взаимодействия в коллективе, создать настрой на командную работу, совершенствовать умение работать в команде. - Расширить спектр социальных знаний о дружбе и сотрудничестве. - Показать на жизненных ситуациях значимость понятия «Дружба». - Развивать рефлексивные умения детей.   Ребята входят в комнату и рассаживаются по кругу. - Здравствуйте, ребята! Какие мысли появляются у вас по отношению друг к другу, когда выходите на сцену. Высказывания детей: - крепко держим за руку друг друга; - в строю плечо к плечу прижимаемся; Сейчас, посмотрим, как вы беспокоитесь друг о друге, мы поиграем в игру «Цепь-змея». Один вожак, остальные обра- зуют длинную «цепь-змею». Участники игры следуют по извилистой линии за ведущим, причем каждый игрок должен следить за тем, чтобы не попасть в «узелок».Попасть же в «узелок» может каждый, потому что водящий неожи- данно проскакивает под руками любой пары участников и, продолжая бег, затягивает «узел». Игроку попавшему в «узелок», надо присесть и развернуться, чтобы продолжить бег в нужном направлении. Кто растеряется и разорвет руки, не сумев мгновенно соединить их со своим соседом, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется половина игроков. Они побеждают. Вывод: Молодцы! Крепко держали друг друга за руку. - формирование коммуникативных УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению, умение слушать и вступать в диалог;
2.Актуализация знаний - актуализировать знания воспитанников о настоя- щей дружбе; - формировать умение конструктивно участвовать в коллективном обсужде- нии; - А теперь, посмотрите на доску. Какое слово зашифро- вано в таблице.
П Д О М Л К
Ю Р У Ж Б А
М С Т О З Я

 

- Правильно, слово «дружба».

Сегодня мы будем говорить о дружбе.

-Ребята, послушайте рассказ В.Осеевой «До первого дождя».

Вопросы после чтения:

1.Почему учительница сказа-

ла: «Видно, ваша дружба до первого дождя».

2.Можно ли Машу назвать хорошим другом? Почему нельзя?

3. Как надо было поступить Маше?

Заучить: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

 

- формирование коммуникативных УУД в сборе информации через участие в коллективном обсуж- дении проблемы; - умение слушать и вступать в диалог;
3.Постановка проблемы - актуализировать знания воспитанников о настоя- щей дружбе; - развивать способность к пониманию понятия «дружба»;   - Ребята, а легко ли дружить? Для того чтобы узнать, мы поиграем в игру «Кто быстрее». Все участники делятся на две команды. «Кто быстрее отгадает загадки» (загадки прилагаются). Вывод: Дружба – есть высшая степень товарищества, когда люди помогают друг другу, им легче жить работать   - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и со- трудничество со сверстниками и взрослыми.
4.«Открытие»учащимися нового знания -расширять у воспитан- ников представление о настоящей дружбе, - продолжать навык сотрудничества со сверст-никами и с педагогом в поиске и сборе инфор- мации; Какими качествами должен обладать друг? Я предлагаю вам обсудить си- туацию. «Друг выдал вашу тайну. Представьте, что у вас есть тайна, о которой никто не должен знать. Вы доверили ее своему близкому другу, он рассказал ее другу однокласснику. - Можно ли считать это предательством? - Осуждаете ли вы за это друга? - Применимо ли это к вам? - В каких случаях это может быть оправдано? Вывод: Дружба – это готовность понять другого человека, это умение хранить доверяемую тайну, нести ответственность за свои слова и обещания. Как известно, друзья –это звенья одной цепи и чем длиннее и прочнее эта цепь, тем крепче дружба.   - развитие умения задаваться вопросом; -формирование уме- ния выделять сущест венные признаки;  
5.Первичное закрепление - закрепить представление о ценностном отношении настоящей дружбы; - способствовать самосто- ятельному выбору личностных ценностей; -формирование потребно- сти и желания дружить;   Игра со скрепками. - Давайте создадим такую цепь с помощью скрепок. Победит та команда, у которой она окажется длиннее. Соединяем цепочки в одну цепь. «Комплименты друг другу» Высказывания воспитанников: «Мне нравится с тобой дружить.»и т.д. .Вывод: И без друзей прожить нельзя, И без друзей не стоит жить, Но чтоб тебе нашлись друзья, Ты должен сам уметь дружить.   - формируется умение структурировать зна- ния; - открытие детьми понимания, что означает «правильный выбор»;
6.Самостоятельная работа с самопровер- кой в классе - продолжать формиро- ровать умение сотруд- ничать в коллективе;   Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы.Существуют осо- бые дружеские отношения ме- жду странами. Люди называют улицы и площади городов, ал- леи, парки, кинотеатры.   Задание:   - Ребята, придумайте и вы названия. Ответы учащихся: (Показ изображений: Универ- ситет Дружбы народов; Фонтан дружбы; ВИА «Дружба»., сыр «Дружба».   - взаимодействие членов коллектива со сверстниками; - формирование адекватного общения;
7.Повторение - способствовать участию в совместной деятель-ности; - продолжать формиро- вать умение сотрудничать со сверстниками; Предложить выбрать аллею дружбы около гимназии. Посадка цветов. Сюрпризный момент (конфеты к чаю). . - формирование положительных эмоций, инициативности; гордости за гимназию;
8.Рефлексия - - Заканчивается наша встреча. Пусть каждый из нас скажет о своих чувствах, что нового узнал на занятии, о том, что понравилось и не понравилось. Если вы затрудняетесь в ответах, я предлагаю вам несколько начал фраз, которые вы можете продолжить своими словами. Дети высказываются, используя началом фраз следующие слова и словосочетания: - «Мне понравилось…» - «Мне не понравилось…» - «Я узнал…» - «Теперь я знаю, что…»   - формируется умение строить логическую цепь рассуждений; - происходит оценивание усвоенного материала;   - происходит принятие того, что было сделано на занятии;   - происходит личностный выбор ценностей;  

 

Использованная литература:

1.Кан-Калик В.А. Грамматика общения, М., 2015

2. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2012.

3. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности./ Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2013.

4. В. Осеева «До первого дождя».

5. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь; М: Сфера, 2013г. 6.Коммуникативная культура. Блок «Общение – взаимодействие».  
   

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал