Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фальсификации исторических реалий в Азербайджане и Дагестане и их последствия 3 страница






Заман, как невежда, утверждает, будто в древней Албании " местный народ, то есть тюрки, составляли большинство". Это наглая ложь, и она или применяется Заманом в целях давления на широкие читательские массы (подобное в последнее время превратилось в некую норму), или доказывает его дремучую безграмотность и безответственность.

Ни один серьезный ученый никогда не утверждал и не имел оснований утверждать, что среди 26 племен древней Албании были тюрки и что они составляли численное большинство…

В древнем Азербайджане, в том числе и в Албании, никаких тюрков не было. Поэтому обвинение И.Алиева " в отрицании местных тюркских (в Албании — З.Б.) племен" — необоснованное. Он же не мог этих тюрков высосать из пальца.

По мнению автора статьи, " античные ученые Геродот, Страбон, Пилиний, Птоломей (как видно, Заман в именах трех античных авторов допустил ошибки, и это, безусловно, свидетельствует об уровне его образованности, а вернее, необразованности) и десятки других знали о местных (в Албании — З.Б.) тюркских племенах и писали о них". Конечно же, это явная ложь. Со всей ответственностью заявляю, что ни Геродот, ни Страбон, ни Плиний, ни Птолемей не знали в Албании " местных тюркских племен", и знать не могли, и ничего о них не писали…

Как и многие другие статьи, статья Зама-на преследует единственную цель — запятнать имя Играр Алиева.

Откажитесь от своих грязных намерений! Стыдно! [57].

К сожалению, А.Сумбатзаде, о работе которого речь шла выше, недалеко ушел от критикуемого академиком З.Буниятовым " некоего Замана". " Утверждение, будто упоминаемые в источниках, — пишет А.Сумбатзаде, — середины второго тысячелетия до н.э. турухи, турукки, а также тюрки Геродота (V в. до н.э.), возможно, являются вариантами турке, фигурирующих у Плиния и Помпея Мела в ареале Северного Кавказа [60].

Рассмотрим еще одно положение. По утверждению азербайджанских ученых тюрки проникли из северокавказских степей. Так ли?

Обратимся к реальности. Рассмотрим более конкретно возможность отюречивания народов западного Ирана и южной Албании-тюркскими племенами, вторгавшимся из северокавказских степей.

Набеги гунно-савиро-хазаров состоялись в 363, 370, 395, 451, 459, 513-516, 528-531, 540, 555, 588, 710, 730, 762, 798-799 годах. Причем, эти набеги, как видно из приведенных дат, были кратковременными и осуществлялись с целью грабежа. Сотворив свои грабительские дела, пришельцы возвращались на " свою родину" — в северокавказские степи.

Если ассимиляция албано-лезгинских и западно-иранских народов шла с севера, то в первую очередь должны были ассимилироваться албано-лезгинские народы на севере Кавказской Албании, поскольку они первыми встречали вторгавшихся с североказских равнин тюрков. Однако и в настояшее время лезгины и другие дагестанские народа живут на своих исконных землях в Северном Азербайджане: в Хачмасском. Кусарском, Кубинском, Исмаилинском. Куткашенском, Варташенском, Гекчагском, Кахском, Закатальском, Белоканскси других районах. Со стороны Дагестана вс; прилегающие к Азербайджану районы древних времен населены лезгинами и лезгиноязычными народами — это нынешние Магарамкентский, Ахтынский, Рутульскиий, Курахский, Сулейман-Стальский, Дербетский, Агульский, Табасаранский района. Таким образом, лезгинами и лезгиноязычными народами занимаются территории от Каспийского моря до Грузии сплошным массивом шириной более 200 км. Здесь никогда другие народы, кроме лезгин и лезгиноязычных народов, не жили. Исключение составляют Закатальский и Белоканские районы Азербайджана, где значительный процент составляют дагестанские аварцы.

Утверждение невозможности проникневения тюркских племен с севера до Западного Ирана и создания там тюркского государства основано на том, что на пути тюрков с северокавказских степей с IV в. до н.э. до середины III в. н.э. стояла Кавказская Албания с нетюркским, кавказским населением, с III в. до VII в. — Персия. С VII в. до прихода татаро-монголов эта территория была занята арабами. Причем, при иранских завоевателях (III — VII вв.) на северных территориях Кавказской Албании образуются два государства лезгиноязычных народов — Ширван VI — XVI вв.), Лакз (VI — XII вв.), которые занимали территорию от Каспийского моря до Грузии. Поэтому кратковременные набеги тюркских племен на территорию Кавказской Албании и Западного Ирана никак не могли повлиять на этническое состояние регионов. Это особенно очевидно, если сравнить, что арабы, господствовавшие в этом регионе более 150 лет, принесшие и навязавшие народам такой мощнейший инструмент ассимиляции — религию ислам, не сумели поколебать этническую среду региона. Об этом четко пишут ученые. " Предки интересующих нас горских племен (лезгинских), — отмечает И.Ихилов, — не избегли смешения со скифами и позднее с северокавказским албано-сарматским пришлым населением. Подобная же картина происходит и в первые века нашей эры (IV — VI вв.). На территории прибрежного Дагестана хлынули северные кочевые племена: гунны, савиры и затем хазары. Хазары, как и гунны, более ста лет совершали неоднократные вторжения на юг… Некоторые из них становились постоянными обитателями Восточного Закавказья, обосновались они и среди древнейшего населения Кавказской Албании. Об этом упоминают и античные, и средневековые авторы, и хорошо осведомленные о народах Кавказа армянские ученые. Они не видят различия между пришлыми кочевниками и древнейшим населением Албании. Поэтому следует ли не соглашаться с тем, что и местные аборигены — албанские племена — перечисляются в ряду со скифами, сарматами, аланами, гуннами, хазарами и др. Нужно лишь решительно подчеркнуть, что все эти пришлые скифо-сарматские, а затем гуннские и хазарские элементы не сменили, даже не поколебали тип кавказских горцев. Следует выделить и то, что на юге интересующей нас территории жили горско-дагестанские племена, родственные по своему происхождению племенам Кавказской Албании. Обосновались они задолго до появления скифо-сарматских этнических элементов, до проникновения гуннов, савиров, хазар. Имеющиеся научные данные вполне убедительны. Им можно доверять и их можно противопоставить так называемой миграционной теории [73].

" Во второй четверти XI в., — пишет А. Сумбатзаде, — впервые в истории тюркоязычные племена начали проникать на территорию Азербайджана уже с юго-востока, т.е. из Средней Азии через Иран. Первыми среди них были тюрки — сельджуки. Название этого огузского племени, кочевавшего в X — начале XI в. в долине рек Сыр-Дарья, затем Заравшана, арабские историки выводят от имени их главаря огуза-туркмена Сельджука" [60].

В главе V (5.1.) подробно описаны завоевания сельджуков в Передней Азии и Закавказье. Фактически сельджукские племена за время вторжения в Иран и другие государства Ближнего Востока в Албании захватили область, связанную с Гянджой, которая некоторое время находилась во власти сельджуков. Остальные области Кавказской Албании были свободны от сельджуков или подверглись лишь единичным набегам [59, 60]. Так, например, в таких солидных изданиях, как " История Азербайджана" и " Азербайджанцы — этногенез и формирование народа", нет ничего, что касалось бы захвата сельджуками северных территорий Кавказской Албании, в частности Дербента. Анализ исторических событий этого периода показывает, что сельджуки в основном осели в северо-западной части Ирана, так называемой Атропатене.

В начале XIII века Кавказская Албания была захвачена татаро-монголами, и они господствовали здесь более 150 лет, из которых более 100 лет шла война золотоордынцев с ильханами, а затем с тимурядами. Они так же, как и арабы, не сумели повлиять на этнический состав этого региона. В связи с этим азербайджанский ученый Р.Касимова приходит к заключению, что " среди местного населения примесь монголоидных элементов отсутствует совсем либо весьма незначительна и не обнаруживает определенной локализации" [74]. Это обстоятельство указывает на то, — пишет А. Сумбатзаде, — что пришельцы антропологически растворились в массе численно их превосходящего местного населения" [60]. " Попытку фиксировать, — отмечает далее Р.Касимова, — как в составе северных азербайджанцев, так и в составе изученной нами группы иранских азербайджанцев элементы иных антропогенных типов, в частности, монголоидного, не дали какого-либо результата" [74].

В языковом отношении они также не оказали существенного влияния, поскольку почти во всех языках горских народов Восточного Кавказа этого наблюдать не удается, хотя последние длительное время находились в сфере влияния татаро-монголов [74].

В начале XV века в Иран пришли племена кара-коюнлу и аккоюнлу, которым удалось захватить часть Ирана до Куры, часть Армении, Курдистана и Ирака. Ширвану удалось откупиться, его зависимость носила номинальный характер. После возвышения Ак-коюнлу последнему подчинялись территории от Куры до Хорасана [59].

В XVI в. в западной части Ирана к власти пришли сефевиды. Вслед за этим начались войны между сефевидами и османами за сферу влияния. Если вести отсчет от первой Чалдыранской битвы 1514 г., то столкновения между сефевидами и османами продолжались длительное время. После указанной битвы столкновения происходили в 1514-1515, 1534-1555, 1578-1590, 1603-1607, 1610-1612, 1616-1639 гг. Эти военные действия, в основном, велись на территории западного Ирана, называемой теперь иранским Азербайджаном. Временами одна из сторон прорывалась на территорию Лезгистана, но оставалась на этой территории ненадолго. Поэтому указанные походы также не могли повлиять на этнический состав Лезгистана. А.Сумбатзаде отмечает: " И.Гаджиев, А.Ве-лиев приходят к совершенно правильному выводу о том, что в целом дифференциация в тюркских языках явно чувствуется в конце XVI в. Это подтверждает тот факт, что XVI век в истории этих народов является порогом нового культурно-духовного периода" [60].

К сожалению, автор опять выдает желаемое за действительное!

В конце XVI века в Закавказье тюрки, в силу своей разрозненности и мизерной численности, не определились как народ ни по одному из факторов, способствующих формированию этноса: ни компактной территорией проживания, ни общностью языка и культуры, ни по другим показателям. Более того, значительная часть (если не вся масса) " иранских тюрков", переселившихся из Иранского Азербайджана, в начале XVIII века были вновь вытеснены в Иран восставшими аборигенными народами, в основном, лезгинами.

Как было показано выше (гл. VI), в конце XVII века Закавказье находилось под опекой Ирана. Подвластные народы испытывали двойной гнет от иранских наместников и местных ханов и беков. Тяжелое положение народов Закавказья усугублялось растущеми налогооблажениями и грабежами. Кроме того, в то время государственной религией кызылбашского сефевидского государства был шиизм, вследствие этого на подвластных территориях религиозные культурные центры безжалостно разрушались, а сунниты подвергались постоянным гонениям. Все это переполнило чащу терпения аборигенных народов и они подняли всеобщее востание. Естественно, что одним из главных лозунгов восставших было освобождение мусульман-суннитов от господства мусульман-шиитов. Поэтому, после победы повстанцев и образования ханства на Восточном Кавказе во главе с Давуд-беком иранского элемента не осталось не только в ханстве Давуд-бека, но и во всем Закавказье: либо они были перебиты, либо вытеснекъ Иран. О размахе национально-освободительного движения под руководством Давул-бека говорят его походы на Ардебилг Тифлис.

В последующем походы Надир-шаха в закавказье и Дагестан и его бесчинства еше более усилили противостояние народа Восточного Кавказа к персидскому режиму и к народам, перешедшим из Ирана. После поражений Надир-шаха, его позорного бегства, на территории Восточного Кавказа образовались относительно самостоятельн ханства. С приходом к руководству Кус ским ханством Хусейн-Али начался последовательный процесс воссоединен лезгинских земель. В период правления Фет-Али-хана Лезгинского этот процесс усилился и последнему удалось воссоеди-нить все албано-лезгинские земли.

Вновь образованные ханства Восточного Кавказа были " активны" и находились в постоянном противоборстве из-за сфер влияния. Грабежи в соседних ханствах являлись основной доходной статьей ханов и беков. Более того, с грабительскими целями последние совершали походы в Иран, Груз и другие соседние страны. Поэтому Восточный Кавказ с середины XVII века до прихода сюда русских был весьма нестабильным регионом, с характерным оттоком населени соседние страны.

С покорением Закавказья Россией (конец XVIII — начало XIX века) здесь под русским военным прессом устанавливается относительное затишье (если не считать восстания горских народов) и в рамках единого государства постепенно складывались условия для социально-экономического и культу ранего развития. На Восточный Кавказ стало возвращаться не только население, покинувшее его в годы разбоя ханов и беков, но ъ Закавказье стали осуществляться массовые переходы народов Ирана и Турции. Об этом процессе пишут сами азербайджанцы. Как было сказано выше, М. Исмаилов в монографии " Социально-политической структура Азербайджана в эпоху империализма" (Баку, 1982), пишет: " Отходничество из Северо-Западного Ирана (Иранского Азербайджана) в Россию, принявшее в 80-х годах XIX в. массовый характер, в 1905 г. достигло не менее 300 тыс. человек в год. Большая часть указанных отходников оставалась в Бакинской и Елизаветпольской губерниях". Далее М. Исмаилов пишет, что численность населения г. Баку в 1843 г. составляла 6198 человек, а в 1904 г. — 177000 человек, т.е. за указанное время численность населения г. Баку увеличилось более, чем в 28 раз!

Указанным выше процессам способствовало несколько факторов:

  1. Хотя власть России на начальном этапе завоевательных походов в отношении народов Восточного Кавказа была деспотической, она все же оказалась более демократической и стабильной, чем режимы Ирана и Турции. Кроме того, уже при Надир-шахе власть в Иране перешла к коренным персам. Последние не только вытеснили кызылбашей из го-сударственных структур власти, но оттеснили их и с руководящих постов в военных структурах. Вслед за этим в Иране начались гонения на кызылбаши, после прихода их из Средней Азии, осели в основном в Северо-Западной части Ирана, которая исторически называлась Атропатаканом-Азербайджаном. Спасаясь от персидских гонений, тюрки Ирана в массовом порядке стали переходить в соседнюю страну — Албанию-Лезгистан и оседать здесь. Аборигенные народы стали наывать их " азербайджанцами", поскольку они пришли из области Ирана, которая назвалось Азербайджаном, в то время как мы до сих пор пользуемся названиями ше-кинцы, карабахцы, рутульцы, андийцы, кюринцы и т.д.
  2. В конце XIX века в Баку и окрестностях стали интенсивно осваивать нефтяные месторождения. Поскольку нефтеразработки велись, в основном, вручную, то необходима была дешевая рабочая сила, и она нашлась в лице переселенцев и беженцев из Иранского Азербайджана.
  3. Как показано выше, при " танцующих в церквях большевиках", особенно до и после Октябрьского переворота пантюркисты получили огромную возможность для своей работы на Восточном Кавказе. В начале XX в. тюрки в Баку уже составляли хорошо организованную силу (муссаватисты). С помощью пантюркистов тюрки-азербайджанцы и собственно турки прибрали к рукам экономику и власть в Баку (Тагиев и др.).
  4. Захватив власть в Баку, пантюркисты при Советской власти осуществили полный произвол в отношении аборигенных народов, о котором фрагментарно рассказано выше.

Таким образом, появление России на Кавказе способствовал заселению значительной части территории Восточного Закавказья тюрками-азербайджанцами из Ирана и турками из Турции. Для последних приход России в Закавказье обернулся благом, а для коренных народов — трагедией. Лезгины потеряли не только свою государственность, но превратились, фактически, в изгоев на собственной земле.

Сказанное выше доказывает и такие факты.

В 20-е годы XX века сотрудник министерства иностранных дел Азербайджанской демократической республики А.Щепотьев выступил с докладом " 0 спорных кавказских территориях, на которых имеют право самоопределиться азербайджанские тюрки", поскольку меньше половины населения республики составляли тюрки-азербайджанцы. Даже после серьезных фальсификаций в переписи 1937 года тюрки составляли примерно 60% населения Азербайджанской республики.

О фальсификациях с переписью населения писалось еще в начале советской власти в Азербайджане. В частности, В.Хадарцев еще в 1923 году в статье " Современный Азербайджан" отмечал: " На возрастание тюркского населения в Азербайджане в процентном отношении за счет других национальностей указывает, между прочим, перепись 1917 г." [75].

Следует подчеркнуть, что даже в переписи 1937 года " азербайджанец" как национальность не числится.

Рассмотрим еще одно: что подразумевалось под названием Азербайджан в конце XIX века? В Энциклопедическом словаре (т. I, С.-Петербург, 1890 г.) читаем: " Азербайджан — огненная земля: на пехлевийском Ат-рупаткан, на армянском Адарбадекан.самая северо-западная и самая богатая торговая и промышленная область Персии, граничит на юге с персидским Курдистаном (провинция Ардилань) и Ирак-Аджми (Мидия), на западе — с турецким Курдистаном и турецкой Арменией, на севере — русской Арменией (южное Закавказье), от которой она сама отделена Араксом, на востоке русской областью Ташиль и персидской провинцией Ги-лан у Каспийского моря. Народонаселение Азербайджана — около 1000000, состоит к западу от озера из курдов, в остальных частях страны оно турецкого происхождения, господствующий язык тоже турецкий, персидский ограничивается городами".

Последнее перекликается с мнением известного специалиста по истории Кавказа академика В.В.Бартольда, который прочитал цикл лекций в 1924 году на Восточном факультете Азербайджанского государственного университета на тему " Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира". На вопрос слушателя: " Под Азербайджаном часто подразумевают персидский Азербайджан, по ту сторону Аракса, с главным городом Тебризом. Имеем ли мы право называть себя Азербайджаном, были ли мы Азербайджаном, или это есть Шир-ван? " — последовал следующий ответ: " Шир-ван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию теперешней Азербайджанской республики. Ширван — это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др., никогда в состав Ширвана не входили, и если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская республика, то скорее всего можно было бы принять название Арран, (Арран — одно из названий Кавказской Албании — Г.А.). Конечно, теперь, когда слово Азербайджан употребляется в двух смыслах — в качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду: Азербайджан персидский или этот Азербайджан". [76].

В 1918 году территория нынешнего Азербайджана была захвачена турками при поддержке англичан. Азербайджан освобожден от турок советскими войсками, а в апреле 1920 года вошел в состав РСФСР в качестве республики. " Новое государственное образование, — говорится в постановлении ЦК КП Азербайджана от 8.V. 1990 г., — несмотря на краткий срок осуществования (1918-192С гг.), является неотъемлемой частью историй азербайджанского народа" [60]. Таким образом, нынешняя Азербайджанская республика и так называемый народ — продукты советской власти.

Рассмотрим теперь, какие же территории Восточного Кавказа и Малой Азии тюркс-азербайджанские ученые считают своими Рассматривая период иранского шаха Сефк II (1666 — 1694 гг.), А.Сумбатзаде пишет " Хотя все это время Азербайджан оставался под властью Ирана, составляя его северо-западную окраину, однако в административном отношении он определял единое целое включая не только территорию всего Азербайджана от пределов верховья реки Кызыл-лузен до Главного Кавказского хребта, но и часть Восточной Армении. В пределы понятия Азербайджан все это время входили четыре беглярбегства: Тебриз, охватывающий, помимо всех территорий Азербайджана к. югу от р.Араксдакже Талыш и Муган; Ширван с центром в Шемахе с охватом всей территории к северу от р.Куры до Дербента включительно; Карабах с центром в Гяндже с охватом всей территории междуречья Ку-ры и Аракса до Акстафы и Ордубада. Вместе с тем в состав беглярбегства Азербайджана входила и Восточная Армения под названием беглярбегства Чухурсаад, большинстве населения которой к этому времени составляли азербайджанцы" [60].

И далее: " О главенстве беглярбегов Азербайджана над беглярбегами Карабаха и Чу-хурсаада говорят следующие конкретные факты. Так, судя по источникам, владельцем Акулиси Орджубадского района был " везир Азербайджанского вилайета" Мирза Ибрагим. Это видно из того, что в 1666 г. он сдавал на отступ налог с жителей Акулиси. Сидя в Тебризе, он в начале 70-х годов посылал своих чиновников в Акулиси для сбор: " куллухи" — налога на городское население в пользу государственных чиновников".

" Эти факты как раз показывают, — пишет А.Сумбатзаде, — что, если исключить западную часть " Чухурсаадского беглярбегства", то понятие " Азербайджан" в это время охватывало в полной мере Атропатену с Та-лышом и Каспианой, а также земли Кавказской Албании" [60 ].

" Поскольку Албанское государство просуществовало более тысячи лет (с IV в. до н.э. со VII в. нашей эры) и в него входили в разное время территории по долинам рек Куры и Аракса до северных границ Дербента, то не эти территории также считаются собственностью республики Азербайджан" [60].

О том, что тюркоязычные племена в основном осели в западной части Ирана, пишет сам А.Сумбатзаде: " Следует отметить, то, определив Северо-Западный Иран Азербайджан) в качестве Центральной области своих обширных государственных образований, некоторые представители династии нльханидов, кара-коюнлу и ак-коюнлу сделали немало для обустройства городов —; толиц. Так, например, основатель династии ильханов Хулагу-хан, избрав в качестве столицы гор. Марату, уделил много знимания сооружению знаменитой Мара-гинской обсерватории под руководством Насир-ад-Дина Туей [60]. При сыне Хула-гу-хане Абаге-хана (1265 — 1282 гг.) столица государства ильханов переносится в Тебриз, который эту роль выполнял почти 40 лет. После смерти Газан-хана при новом ильхане Олджайту (1304 — 1316 гг.) столица государства хулагидов была перенесена в новый гор.Султанийе. Спустя четверть века (1337 г.) гор. Тебриз вновь стал столицей не только государства ильханов, но и всех последующих феодально-государственных образований в Азербайджане — чобанидов, джелаиридов, кара-коюнлу, ак-коюнлу, а в первой половине XVI в. и сефевидов" [60]. Затем сефе-виды перевели столицу в глубь Ирана.

Из изложенного вытекает, что все территории, как-то оказавшиеся под властью сефевидов, или территории, на которых какая-то часть населения заговорит в пределах Кавказа и Передней Азии на азербайджано-тюркском языке, или кто-то когда-то из кызылбашей собирал налог с какого-либо народа, считаются " собственностью Азербайджанской республики". Если подойти к территории с этих позиций, то вся территория бывшего СССР является территорией русского государства, поскольку на всей этой территории сейчас население говорит свободно по-русски, и эти территории были покорены Росией 200-350 лет назад, и в любом регионе бывшего СССР живет большое количество русских! Почему русских сегодня вынуждают уезжать (явно и неявно) из Баку и других регионов Азербайджана, навесив на них ярлыки завоевателей, оккупантов? Странная логика: там, где ступала нога тюрка, это азербайджанская земля, а там, где ступала русская нога, не русская земля. Так же обстоит дело у тюрко-азербайджанцев и в языковом отношении. Следуя их рассуждениям, получаем: если кто-нибудь заговорит на бывшей территории СССР на тюркском языке, то не только он и его сородичи, тюрко-азербайджанцы, но и земля, на которой они живут тюрко-азербайджанская! Странная логика!

Рассмотрим теперь некоторые аспекты фальсификации исторических реалий в так называемых общественных науках в Дагестане.

Фальсификация исторических реалей прошлого в общественных науках осуществлялась не только путем сокрытия одних фактов и выпячивания других, но их преднамеренной подтасовкой и искажением событий.

За весь период советской власти, особенно в последние годы, интенсивно используется тезис о том, будто народы Дагестана в прошлом жили дружно и не воевали между собой. По большому счету это так и было. Но скажите, когда же какой народ без подстрекательства со стороны или правящих кругов воевал с другим народом? Вряд ли история знает такие случаи. Всякий раз народ околпачивали те, кто извлекал из войны и военного психоза материальные и другие блага, часто соблазняя " экстремистскую часть народа" легкой наживой, расширением территорий. Дагестан не является исключением из этого правила. Ханы Восточного Кавказа в подавляющем большинстве случаев находились во враждебных отношениях и подстрекали подвластные им народы на военные действия с соседями в целях подчинения их себе и извлечения из этого материальной выгоды.

Неверен и тезис о том, что владетели Восточного Кавказа без внешней опеки со стороны могущественных соседних государств жили самостоятельно и дружно. Практически за всю историю, за исключением кратких периодов, Восточный Кавказ находился под властью могущественных государств, и местные правители были их ставленниками и служили им. С III в. до VII в. Восточный Кавказ находился под властью Персии, с VII по XII вв. господствовали арабы, в последующем (XIII — XIV вв.) здесь были татаро-монголы, а затем то Персия, то Турция. С начала XIX века Кавказ полностью был завоеван Россией.

Для доказательства того, что владетели Восточного Кавказа жили, как " голодные псы", привожу несколько фрагментов из на- учно-исторической литературы, хотя это вытекает из предыдущего изложения событий в этом регионе.

" С удалением и смертью шаха Надира, убитого в 1747 году, для Дагестана наступило самое тяжелое время. Владетели, подстрекаемые Турцией и Персией, беспрерывно нападали друг на друга, грабили и разоряли все что могли; в этом помогали им и мелкие шайки, образовавшиеся в значительном числе. Театром их действий были преимущественно богатые Ширван и Куба. Магомед-хан Казикумухский еще раз, именно в 1760 году, успел овладеть Шемахою, но в 1762 году в свою очередь должен был уступить ее Агаси-хану" [77].

" В 1799 году Нух-бек, пользуясь болезнью Ших-Али-хана, успел занять Кубу, а сам Сурхай-хан с казикумухцами занял сел. Куллар на Самуре. Но через полтора месяца выздоровевший Ших-Али-хан, при помощи шамхала и акушинцев, разбив Сурхай-ха-на, овладел Кубой и разорил часть Куры, почти до Чираха. В это время брат его Гасан-Ага, бывший с ним во врежде и живший у уцмия, при помощи Сурхай-хана завладел Дербентом и провозгласил себя ханом, а Сурхай-хан, вновь собрав казикумухцев, пошел на Кубу, но не взял ее, потому что Ших-Али-хан успел уговорить его отказаться добровольно от этого предприятия. В 1803 году умер Гасан-Ага-хан Дербентский и Ших-Али-хан снова занял город" [77]. Таким образом, басни, которыми нас кормят, будто народы в прошлом жили в дружбе и не покушались на территории друг друга, неверны. Диктат сильного, коварного, алчного всегда присутствовал на восточнокавказ-ской земле. Причем военная мощь определя-ла судьбу ханства. Только наличие боеспособной армии обеспечивало хану возможность отстоять свою независимость в борьбе с многочисленными врагами. Малочисленность же войск приводила к потере независимости ханств, их захвату более сильными соседями [77].

Если коснуться истории Восточного Кавказа, как она показана в трудах дагестанских ученых, то и здесь мы находим ряд очень серьезных натяжек и фальсификаций. Отсюда этот шелф натяжек и фальсификаций переходит в школьный курс истории и в беллетристику, которые формируют общественное мнение.

Начнем с фундаментального труда — " История Дагестана" (четырехтомник), подготовленного институтом истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН бывшего СССР. В первом томе читаем: " Согласно данным античных авторов, Албания занимала значительную территорию между Каспийским морем, Алазанью и Курой. С севера Албания граничила с Сарматиеи и проходила по северным отрогам Восточна го Кавказа примерно по линии р. Сулак, т.е. включала значительные районы Дагестана".

Таким образом, включив в Кавказскую Албанию " значительные районы Дагестана", далее пишут: " Наиболее значительными среди племен Албании были албань утии, проживающие по побережью Каспийского моря, а также гелы, леги, гаргарейцы дидуры, андаки, сильвы и др… Всего в Албании насчитывалось 26 племен. Эта этническая пестрота, а также упоминание таки; племен как леги, дидуры, андаки, рисуе-картину весьма близкую к этнографии современного Дагестана… Утии (уды, удины занимали, видимо, в основном приморскую часть Восточного Кавказа. Севернее утиев, занимая частично побережье Каспийского моря и горную часть Дагестана, проживал-собственно албаны. Очевидно, под этин термином скрываются предки современных горных народов Дагестана…

Древние авторы разделяют албан на жителей гор и равнины. По культуре и бы албанские племена, заселяющие равнину, тяготеют к армянам и мидийцам. Напротив, албаны — жители гор близки по своим обычаям и особенно по вооружению к северным кочевникам". Таким образом, все лезгиноязычных народов, населяющих равнину, превратили в армян и мидян. Поскольку в разбираемой книге к " северным кочевникам" относятся в основном нынешние аварцы, то понятно, куда клонят авторы этой многотомной научной работы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал