Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое развитие России в XVII веке






1. Первые Романовы:

А) Михаил Фёдорович и патриарх Филарет

Б) Алексей Михайлович «Тишайший» (1645-1676)

В) Фёдор Алексеевич (1676-1682)

Г) регентша Софья Алексеевна (1682-1689)

2. Царская власть

3. Боярская дума

4. Земские соборы

5. Центральное (приказное) и местное (воеводское) управление

6. Развитие законодательства: Соборное Уложение 1649 года

7. Суд

8. Армия

 

1. а) Михаил Федорович Романов молод и неопытен, но расчеты бояр на то, что юным царем будет легко управлять, не оправдались, потому что:

- вокруг Михаила сплотилась сильная группа сторонников – как опытных государственных людей, так и выдвиженцев, близких к семье Романовых (Черкасский, Мстиславский, дядя царя Иван Никитич Романов, бояре Салтыковы, Шереметев);

- из плена вернулся отец царя Филарет и по существу стал соправителем сына, сосредоточив в своих руках огромную не только духовную, но и светскую власть (по замечанию современников, он ведал «всеми царскими делами и ратными»).

Нужно было преодолевать последствия Смуты, и воссоздавались старые приказы, образовывались новые, а главное, царская власть опиралась на Боярскую думу и Земские соборы. По мере укрепления царской власти, Земские соборы стали собираться реже, а Боярская дума превращалась в исполнителя воли самодержца.

Михаил был человеком добрым, мягким, любил цветы и тратил большие деньги на приобретение цветов в Европе. Физически слабый, болел часто. Единственный сын – Алексей.

Умер рано – 13 июля 1645 года в возрасте 49 лет.

Филарет в миру звался Федором Никитичем Романовым. Он – племянник первой русской царицы Анастасии Романовны. Уже с середины 1580х годов он упоминается как боярин, служит в воеводах, ведет переговоры с послами, но в 1601 году по воле Годунова его насильно постригли в монахи и отправили в далекий монастырь под Холмогоры. С воцарением Лжедмитрия I его вернули в Москву, но патриархом он стал только у «тушинского вора». Филарет оказался в числе тех, кто приглашал польского королевича Владислава на русский престол – участвовал в переговорах с Сигизмундом III под Смоленском. Но был взят в плен и на родину вернулся по условиям Деулинского мира, тогда и занял патриарший престол. По его инициативе был принят ряд важных решений: провели учет земельного фонда; упорядочено судопроизводство; уменьшены податные привилегии монастырей; он – инициатор Смоленской войны, но умер, не дождавшись её неудачного конца, - в 1633 году.

Б) Алексей Михайлович вступил на престол в том же возрасте, что и его отец – в 16 лет. В отличие от отца, его заранее готовили царствовать: с 5 лет учили чтению, с 7 – письму. Обучением Алексея Михайловича ведал боярин Борис Иванович Морозов, приобретший со временем большое влияние на Алексея, породнился с ним и первые три года фактически управлял страной.

Алексей Михайлович, как отец, отличался мягким нравом, кротостью, но уже был уверен в своей богоизбранности и мог проявлять вспыльчивость, гневливость, но быстро отходил и всегда искал способы, как добиться прощения у обиженного. Ключевский назвал Алексея Михайловича добрейшим человеком, «славной русской душой», но отметил такую его черту, как пассивность. Алексей Михайлович, по выражению Ключевского, «хорош не на троне», и это его сближает с Николаем Вторым, который из своих предков выше всех ставил Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович не занимался государственными делами, поручая тому или иному своему помощнику. Среди тех, кто помогал Алексею Михайловичу вершить государственные дела, были Б.И.Морозов, затем тесть Милославский, на смену ему пришел «собинный друг» патриарх Никон, после него – Ордин-Нащокин, после которого черед пришел Матвеева.

Алексей Михайлович за свой добрый нрав получил прозвание «Тишайший», но пережил бурную эпоху бунтов, воин, церковной реформы, разлада с патриархом, при нем расширяются владения России на западе (вернул Смоленские земли и отвоевал у Польши Левобережную Украину) и на востоке (Восточная Сибирь, землепроходцы вышли к Тихому океану). Немало было сделано и во внутренней политике: проводился курс на централизацию управления и укрепление самодержавия, приглашались специалисты по мануфактурному производству, военному делу, предприняты первые попытки преобразований в области образования, военного дела и другое.

В своих дворцовых владениях Алексей Михайлович был рачительным хозяином. При нем был построен деревянный дворец в Коломенском, названный современниками «восьмым чудом света».

Бал женат дважды. От первой жены Милославской имел 13 детей, а от второй – Нарышкиной – 3. Из его детей трое стали царями (Федор, Иван, Петр) и дочь Софья была регентшей при малолетних царях-братьях (при Иване и Петре).

В) О царе Федоре Алексеевиче сохранились крайне скудные сведения, по которым трудно составить четкое представление о его личности. Известно, что не было в России принято обучать царских детей иностранным языкам, однако Федор Алексеевич был первым из Романовых, владевшим латинским и польским языками. Это – заслуга его отца, который поручил образование своих детей Симеону Полоцкому и Артамону Матвееву.

Федор Алексеевич был болезненным, но неизвестно какой болезнью он страдал. Во всяком случае, во время похорон отца Федор болел настолько, что его во время траурной процессии несли на стуле.

Был женат дважды, но наследника не оставил.

При Федоре прежнюю силу взяли Милославские, но в конце концов он сумел найти достойных помощников, и на него большое влияние оказывали Языков и Лихачев. На Федора Алексеевича неожиданно большое влияние оказывали Нарышкины. Среди них яркая личность Артамона Матвеева, но его обвинили в волшебстве и сослали, после чего Нарышкины уже не представляли опасности Милославским, которые буквально «облепили трон».

С именем Федора Алексеевича связано проведение важных реформ:

- отмена местничества (1682 год)

- увеличение числа полков нового строя

- усиление власти воевод на местах

- усиление приказной системы

Он же снял запреты для проникновения крепостнического землевладения в южные уезды.

Когда в 1682 году Федор Алексеевич умер, то возник кризис наследования престола, потому что Иван Алексеевич (от Милославской) не был способен к государственному управлению, а Петр Алексеевич (от Нарышкиной) был мал. Софья Алексеевна, активно участвующая в государственном управлении при Федоре Алексеевиче, не рассматривалась как наследница престола.

Г) Вопрос о наследнике престола решала Боярская дума. Большинство бояр, во главе с патриархом Иакимом, стояло за Петра. Но Милославские понимали, что Нарышкины в этом случае их оттеснят от власти, поэтому, когда царем объявили Петра в апреле 1682 года, то они стали готовить переворот. Во главе заговора стояла Софья Алексеевна. Она решила использовать стрельцов, которые были недовольны тяжелыми условиями службы, задержкой жалования. Она стала посылать стрельцам подарки и обещала устранить негодных начальников. Наконец, 15 мая 1682 года она распространила между стрельцами слух, что якобы Нарышкины убили царевича Ивана и собираются удушить Петра. Это и стало поводом для выступления стрельцов. Они заполнили кремль, требовали выдачи «изменников», называя Нарышкиных и Артамона Матвеева, который только что вернулся из ссылки. На глазах десятилетнего Петра Алексеевича были убиты Матвеев, Афанасий Нарышкин, Фёдор Салтыков. В этот день погибли один из Рамадановских, доктора, лечившие Федора. В конце концов, царями были объявлены 2 сводных брата Иван и Петр. Их вместе венчали на царство. Так Софья с помощью стрелецкого бунта стала регентшей.

Однако Софья Алексеевна после стрелецкого бунта 1682 года оказалась во власти стрелецких полковников, и только проявив большую находчивость, Софья сумела от нее избавиться, став полноправной правительницей (об этих событиях опера Мусоргского «Хованщина»).

Положение Софьи было неустойчивым, потому что все ожидали, когда подрастет и войдет в силу младший царь – Петр Алексеевич. В окружении Софьи Алексеевны оказался Василий Васильевич Голицын, ставший главой Посольского приказа, но фактически вершивший и внутренние дела.

В.В.Голицын был прекрасно образован, свободно говорил по-польски и латыни. Был сторонником сближения России с западной Европой, покровительствовал иноземцам. Любил «покрасоваться» в иноземном платье, мог бы стать инициатором реформ, носящих самый радикальный характер, потому что высказывал идеи, опередившие время:

- освобождение народа от крепостного права

- изменения в положении дворянства – лишить доходов с поместий, но дать высокое жалование

- развитие просвещения, в том числе, с разрешением всем желающим получить образование за границей.

Однако Софьи – не до реформ, потому что она чувствовала непрочность своего положения, так что самые заметные результаты ее правления – в области внешней политики: в 1686 году «Вечный мир» с Польшей, означавший переориентацию всего внешнеполитического курса – вместо противостояния Польше вместе с ней бороться с Турцией; Крымские походы (1687 и 1689).

Летом 1689 года из-за событий, которые Петр принял за новый стрелецкий бунт, бросил вызов Софье и победил. Софья была отстранена от власти и помещена в Новодевичий монастырь. Руководитель стрельцов Ф. Шакловитый был казнен, а В.В.Голицын отправлен в ссылку. Однако до 1696 года Петр I власть делил со старшим братом Иваном.

2. В XVII веке, особенно во второй половине, усиливаются абсолютистские тенденции. При этом власть царя становится менее деспотичной по форме, но более сильной, неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти вызывалось как общеисторическими противоречиями (то есть теми, которые проявлялись и в западной Европе), так и чисто российскими факторами:

- закрепощение населения и усиление социальных противоречий;

- завершение формирования служилого сословия, находящегося под контролем государства;

- восстановление экономики и её дальнейшее развитие, позволявшее увеличить налоговые поступления;

- усложнение системы управления и рост аппарата чиновников.

Свою роль сыграл и внешнеполитический фактор: появились внешнеполитические задачи, которые требовали совершенствования вооруженных сил, а также присоединение Украины остро поставило задачу закрепить её в составе России, интегрировать ее.

Развитие абсолютистской тенденции проявлялось в изменении царского титула, в отмирании Земских соборов, в эволюции приказной системы, в изменении состава и роли Боярской думы, в повышении значения незнатных людей в государственном аппарате, в победном исходе для светской власти соперничества с властью церковной.

Вместо «государь, царь и великий князь всея Руси» после воссоединения Украины с Россией титул царя стал звучать так: «Божьей милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие, и Малые, и Белые Русии самодержавец». В новом титуле явно прослеживаются два момента: во-первых, идея божественного происхождения царской власти, а во-вторых, ее самодержавный характер. Эти теоретические постулаты самодержавия подкрепило Соборное Уложение, две главы которого посвящались престижу царской власти. Согласно Соборному Уложению, строго наказывалось любое «бесчестье», даже словом не только «государева чести», но и царскому двору.

Величие царской власти подчеркивалось торжественными церемониями появления царя перед народом, то есть использовались все средства для внушения идеи неземного происхождения царской власти: роскошные убранства помещений, сказочное богатство одежды, торжественность походки, регламентация всей жизни царя – от трапезы до отхода ко сну.

Таким образом, главный признак превращения царской власти в самодержавную – это замена личного произвола законодательными нормами, которые подчеркивали высокий престиж царя. Однако на этом этапе монархии были определены права царя, но не была сформулирована главная его обязанность – забота об общем благе (идея общего блага, которой служит монарх, сформулировал Петр I).

Абсолютная монархия – это форма государства, характерная для позднего средневековья и начала буржуазного развития. В таком государстве власть монарха ничем не ограничена, в значительной степени самостоятельна по отношению к обществу, в том числе и к верхам. В руках монарха сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть, у него право распоряжаться налоговой системой и государственными финансами. Местное и центральное управление унифицированы, максимально регламентированы. Имеются постоянная армия и флот, потому что внешняя политика абсолютизма всегда агрессивна. Оформление русского абсолютизма связано с особой политикой в экономике и торговле – меркантилизма и протекционизма. Особенностью российского абсолютизма является то, что он формируется на базе развития и укрепления феодально-крепостнических отношений.

3. Боярская дума появилась с XV века. Её законодательные права закрепил Судебник 1550 года.

При Михаиле Федоровиче влияние Боярской думы было значительным, но затем увеличивается её численный состав и изменяется её роль: в ней увеличилось число и влияние думных дворян и думных дьяков, которые в думу попали не за знатность, а за личные способности. Если в середине XVII века на долю первых двух думских чинов – бояр и окольничих – приходилось почти 90% общего числа членов думы, то в конце века удельный вес их сократился до 70%. Таким образом, это аристократическое учреждение превратилось в более «демократическое» за счет повышения удельного веса думных дворян и думных дьяков.

Однако эти изменения Боярской думы превращали её в более громоздкий, неэффективный орган управления. Это заставило царя обсуждать наиболее важные вопросы с узким кругом приближенных и доверенных лиц. Так при Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума (или Государева комната). А при Федоре Алексеевиче – Расправная палата. С ними монархи обсуждали вопросы до вынесения их на заседание Боярской думы. При этом они не считались со знатностью участников Государевой комнаты или Расправной палаты.

4. Высшим органом власти, кроме царя и Боярской думы, был Земский собор. Ни прежде, ни потом соборы не собирали так часто, и они не играли такой большой роли, как в царствование Михаила: с 1613 по 1645 год было созвано 10 Земских соборов, причем часто соборы решали текущие дела, которые раньше разбирала дума. Например, о сборе налогов, об отражении неприятеля, о принятии «Под руку Москвы городов». Активная деятельность Земских соборов корнями уходила в особенности политической жизни Смуты, когда центральная власть заметно ослабла. Так Михаил боялся принимать меры для пополнения казны без помощи выборных от «всей земли». И боясь неудачи во внешней политике, царь вырабатывал решения, советуясь со «всей землей», чтобы с ней и разделить ответственность в случае неудачи.

В деятельности Земских соборов большую роль стали играть представители служилых людей, городов и даже сельских общин. Однако с усилением крепостничества представительство низших сословий населения стало незначительным.

Соборы созывались по инициативе сверху. Но по мере укрепления государственного аппарата власть всё реже прибегала к созыву Земских соборов. Наконец, в 1653 году был созван в полном составе последний в истории России Земский собор. После этого самодержавная власть опиралась уже не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

С деятельностью Земского собора связано и принятие свода законов – Соборного Уложения.

Историки спорят о значении Земских соборов. Часть из них утверждает, что значение Земских соборов преувеличено, что участие посадских людей в них было нерегулярным, а черносошных крестьян вообще эпизодическим. Они делают вывод, что соборы являлись не столько сословным представительством, сколько информационным совещанием, которое позволяло власти узнавать о настроениях в стране. В связи с этим историки ставят под сомнение, что российская монархия в XVII веке была сословно-представительной.

5. Сохранялись нормы и органы традиционной системы управления. Например, деятельность приказов была основана на обычае, не регламентировалась законами, и их функции не разграничивались. Преобразовать эту систему не удалось, но приказная система в XVII веке получила дальнейшее развитие, и её роль в системе управления возросла. В течение века существовало более 80 приказов, но в конце века их сохранилось около 40. Дело в том, что приказы были и временными, и постоянными. Постоянные делились на 3 вида: дворцовые – управляли царскими вотчинами и обслуживали царский двор; патриаршие – управляли церковными вотчинами и личным имуществом патриарха; государственные – в свою очередь, подразделялись на территориальные и функциональные. Примерами территориальных органов служат приказ Казанского дворца, который ведал и землями Сибири, пока в 1637 году не был учрежден специальный Сибирский приказ. В связи с присоединением Украины был создан Малороссийский приказ. К функциональным (общегосударственным) относились приказы: первое место принадлежало Разрядному приказу (Разряду), который «разряжал» (то есть распределял), назначал служилых людей «по отечеству» на службу, вел списки всех дворян (десятин), и в нем хранились Разрядные книги. Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями, но только центра европейской России. Получалось, Разрядный определял «оклад», а Поместный уже выделял дворянину реальную «дачу». Ямской приказ обеспечивал почтовую связь. Финансами ведали 3 приказа: Приказ большого прихода (собирал таможенные доходы и наблюдал за мерами длины и веса), Приказ новой четверти (Новая четь) – ведал кабакскими сборами в Москве, а также вел борьбу с незаконными продажами вина и табака; Приказ большой казны с широкими полномочиями (ведал казенной промышленность и торговлей, чеканкой монеты и соответственно, торговыми людьми и Денежным двором). Судебными делами также ведали несколько приказов: Разбойный – уголовными делами по всей стране, кроме Москвы. А в Москве уголовными делами ведал Земский приказ.

В качестве высшей апелляционной инстанции по судебным делам выступал Челобитный приказ. В нем судились начальники, дьяки, подьячие всех других приказов. Свидетельством, что судебная власть не была отделена от исполнительной, служит тот факт, что суды осуществляли в рамках своей компетенции многие приказы, а начальник приказа так и назывался – судья.

Большая группа приказов управляла военными делами: Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский, Казачий, Иноземный, которые ведали специальными родами войск. Оружейная палата ведала изготовлением холодного оружия.

Внешнеполитические функции были за Посольским приказом. Он отправлял посольства в другие страны и принимал иностранные, вел дела с иностранными купцами, в том числе и судебные. Он же собирал и налог – полоняничные деньги, предназначенные для выкупа попавших в плен.

Единства в распределении дел между приказами не существовало, и вся эта громоздкая махина (в 1640 году насчитывалось 900 приказных, а к концу XVII века – уже более 3000) с трудом поддавалась контролю верховной власти. Власть искала выход в организации приказов, которые стояли бы над другими приказами, например, Челобитный, Приказ тайных дел (создан при Алексее Михайловиче и находился в его личном ведении, но после смерти Алексея Михайловича прекратил свою деятельность). Выход власть искала и в назначении одного начальника для нескольких приказов, занятых смежными делами. Приказная система была несовершенна, функции многих переплетались, и складывались темные стороны приказного строя – неразбериха, волокита, взяточничество. Это и вызывало возмущение подданных и нередко служило причиной народного взрыва.

Примечательно, что работавшие в приказах дьяки и подьячие были выходцами не всегда из знатных фамилий – выходцами из посадских, духовенства, купечества, их карьера зависела, прежде всего, от личных заслуг. Этому способствовала и отмена местничества. Так формировался профессиональный управленческий аппарат – чиновничество, без которого не может быть абсолютизма. Именно чиновничество служило прочной опорой царской власти.

Основной территориально-административной единицей страны оставался уезд. Его формирование восходит к временам феодальной раздробленности, поэтому уезды различались и размерами, и численностью населения. Уезды делились на волости и станы. В середине XVI века в уездах появились земские избы во главе с земскими старостами, которых избирали крестьяне и посадские люди. Старосты управляли посадами и волостями, собирали налоги и вели суд по гражданским делам. А по уголовным делам суд вели губные старосты, сидевшие в губных избах. Их выбирали местные дворяне, но с конца XVI века в приграничные города и уезды, где нужна была сильная власть, центральная власть стала посылать воевод, причем воеводы выступали не только в роли военачальника, но и администратора, судьи, причем и по гражданским, и по уголовным делам. Воевода выполнял полицейские функции, собирал налоги, организовывал выполнение казенных служб. Таким образом, обладал необъятной властью. С начала XVII века воеводская власть стала быстро распространяться на всю страну и подминать под себя органы местного самоуправления: отныне Земские избы, земские старосты, да и губные старосты попали под власть воеводы. Служба воеводы была «корыстной», то есть он не получал жалования, а жил за счет местного населения. Но это вовсе не означало возвращения к кормлениям, потому что для кормленщиков кормление было наградой за прежнюю службу, а для воеводы XVII века сама управленческая деятельность являлась службой. Сам переход власти на местах в руки назначаемых из Центра воевод означал значительное усиление правительственного аппарата и, по существу, завершение централизации страны.

6. Городские восстания середины XVII века показали острую проблему законности, но возникновение Уложения связано не только с этими восстаниями, но и с необходимостью в более совершенных нормах, регулирующих отношения в обществе. Дело в том, что за 100-летие, отделявшее принятие Соборного Уложения от Судебника 1550 года, в стране произошли существенные изменения, появилось почти 500 царских указов. Одни из них отменяли некоторые статьи Судебника, другие противоречили им, а третьи вообще вводили новые нормы. Следовательно, стала проблема упорядочить законодательство. Третьей причиной принятия Сорного Уложения является то, что Судебник 1550 года ограничился нормами уголовного и гражданского права, а многие другие стороны материальной и духовной жизни общества проигнорировал.

Подготовка Уложения связана с созывом Земского собора, заседания которого проходили в 1648-49 годах. Это был крупнейший Земский собор, в котором участвовали 340 человек, и большинство из них (70%) принадлежало к дворянству и верхушке посада. Для подготовки самого свода законов была создана комиссия под руководством князя Одоевского. Соборное Уложение утвердил Земский собор.

Соборное Уложение 1649 года – это универсальный кодекс феодального права. Он не имеет аналогов в предшествующем русском законодательстве, потому что устанавливал нормы во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и так далее. Уложение состоит из 25 глав, и в каждой статьи сгруппированы по определенной теме, а всего статей 967. В главах статьи распределяются неравномерно, например, в 10 главе («О суде») – 287 статей, которые устанавливают порядок судопроизводства по уголовным и гражданским делам, а также меру наказания по ним. А 13 глава («О монастырском приказе») – только 7 статей, в главе 23 («О стрельцах») – всего 3 статьи. Этот документ представляет собой свиток, который и поныне хранится в особом ларце в архиве.

Уложение открывалось главой о преступлениях против церкви («О богохульниках и церковных мятежниках»), в которой светская власть берет под защиту православную религию как официальную идеологию государства. Всякое преступление против церкви считалось хулой на Бога и подлежало самому суровому наказанию – сожжению на костре. Статьи этой главы регламентировали поведение молящихся в церкви. Однако Уложение в то же время ущемляло интересы церкви и усиливало её зависимость от светской власти. Эти тенденции отражены в других главах. Ущемление коснулось, прежде всего, земельной собственности: запрещалось передавать вотчины при пострижении в монахи и на помин души. То есть Уложение перекрыло источники роста церковного землевладения. Удар по экономическому могуществу церкви нанесла и ликвидация белых слобод. Эти положения Уложения вызвали осуждение церковных иерархов, в том числе патриарха Никона. Уложение сократило права церкви по отношению к населению: Уложение сохранило автономию в управлении лишь теми владениями, которые принадлежали патриарху, а население всех остальных монастырских вотчин отныне подчинялось Монастырскому приказу – светскому учреждению, специально созданному для этих целей.

2 и 3 главы посвящались государственным преступлениям – против личности царя и его власти. Эти главы отразили процесс становления абсолютной монархии. Главы защищают престиж монарха, предусматривают наказания за преступления против государевой чести, за измену государю и государству. Особыми статьями предусмотрены наказания за действия «скопом и заговором», то есть коллективные. 22 статьи этих глав предусматривают одну меру наказания – смерть. Примечательно, что Уложение различий между умыслом и действием не делает и наказание предусматривает одинаковое.

К важнейшим относятся главы, которые удовлетворили давние требования дворян об отмене урочных лет: отныне устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян, и это означало, что крестьяне превращались в наследственную собственность помещика, дворцового ведомства или духовного владельца (монастыря). Предусматривался штраф за прием и держание беглых, а также процедура передачи их законным владельцам. Однако Уложение распространило крепостнические отношения и на посадское население: глава 19 навечно прикрепляла посадского человека к посаду и определяла критерии для зачисления в него населения. Важная особенность в том, что белые слободы, принадлежавшие ранее крупным феодалам или церкви, были ликвидированы, и на их население распространялись повинности торгово-промыслового населения. 3 признака называлось, по которым ушедшего из посада насильно возвращали в него:

- «по старине», то есть тех лиц, которые в посаде числились ранее

- «по родству», то есть все родственники посадского человека зачислялись в посад

- «по роду занятий» - торги и промыслы.

Однако привилегией посадских людей становилась монополия на занятие промыслами и торгами, то есть никто, кроме посадских, не мог держать в городе торговлю или ремесло. Но занятие торгами и промыслами, которые являлись источниками финансовых поступлений в казну, являлось главной повинностью посадских людей.

Таким образом, Соборное Уложение юридически оформило крепостное право.

Уложение установило права и обязанности самого привилегированного сословия – дворян, то есть служилых «по отечеству». Прямо этому посвящены 16 и 17 главы, но о дворянах прямо или косвенно речь шла и в других главах. Главная обязанность дворян состояла в военной службе: на случай войны он должен был явиться в определенное место сбора «конным, людным и оружным». За службу государство расплачивалось с дворянами землей с крестьянами, так что служилый человек находился на полном обеспечении крестьян. Главы «О поместных землях» и «О вотчинах» излагали порядок обеспечения дворян землей в форме поместий и вотчин, определяли размер земельных пожалований в зависимости от принадлежности служилого человека к той или иной прослойке. Соборное Уложение оформило тенденцию стирания граней между поместьем и вотчиной: отныне поместье оставалось в собственность («в пожить») дворянам, которые лишены возможности продолжить службу по старости, увечью, состоянию здоровья. А также выделялась доля поместной земли вдовам, сыновьям и даже дочерям; разрешалось обменять поместья, причем не только друг на друга, но и на вотчину. (Эту сделку нужно было только зарегистрировать в Поместном приказе).

Значение Уложения в истории России выходит за рамки оформления крепостного права. Один из главных результатов Уложения – это оформление сословной структуры общества: определены права и обязанности четырех сословий – дворяне обязаны служить, духовенство – замаливать грехи мирян, материальное обеспечение этих сословий возложено на крестьян, а посадские обеспечивали казну финансами в форме налогов и таможенных сборов. Таким образом, в оформлении сословий главную роль сыграло государство. Дворяне более всего выиграли от принятия Уложения.

Уложение действовало более 200 лет. Когда Сперанский опубликовал «Полное собрание законов Российской Империи» (1830), то оно открывалось Соборным Уложением. Отдельные нормы Уложения, которые относились к уголовному праву, были использованы и в Своде законов 1845 года, а его положения о крестьянах сохранялись до 1861 года.

Соборное Уложение было отпечатано тиражом в 2 тысячи экземпляров и разослано в приказы, на места и таким образом способствовало централизации государства, обеспечивая единообразие законодательства.

7. Самая большая глава Уложения – «О суде». Здесь подробно регламентировался порядок проведения следствия и судебного процесса: письменный характер судопроизводства, обязательность пытки, отсутствие защиты. Точно устанавливался размер штрафов и судебных пошлин. Новым являлось разграничение случайного, умышленного и преднамеренного преступления. Подробно регулировались отношения собственности.

Высшими судебными инстанциями были Царь и Боярская дума. Основная масса судебных дел решалась в приказах, а также воеводами, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государственной власти и управления (приказы, воеводы) ведали судом, то есть судебная власть не отделена от исполнительной. Суд отличался самовластием приказных и воевод, волокитой и мздоимством. Наряду с состязательным процессом (выслушивание показаний истца и ответчика) всё большее распространение получал сыскной процесс (с доносами, арестами, очными ставками и пытками).

8. В XVII веке серьёзных изменений армия не пережила, но уже обозначился её переход от войска к регулярной армии. Основу российской армии XVII века составляло дворянское ополчение. Русское войско формировалось из служилых «по отечеству», служилых «по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и т.д.), нерусских народов – башкир и татар. Дворяне являлись на службу в города и полки дважды в год или в военные походы. Вместе с ними приходили и вооруженные слуги. Приборные комплектовались из вольных, охочих людей, родственников самих стрельцов и др. Однако из податных сословий в военное время стали собирать так называемых «даточных» и «посошных» людей, которые участвовали во вспомогательных работах в войске и принимали участие в военных действиях.

В конце XVI века общая численность ратников составляла 100 тысяч человек, но во время Смуты и после нее она уменьшилась, и только к началу 1630х годов удалось численность русского войска восстановить.

Свидетельством новых процессов стало комплектование полков нового строя («иноземного строя») – солдатских, рейтарских, драгунских. Первые появились накануне Смоленской войны, то есть в 1630 году. В эти полки набирали, прежде всего, «охочих» людей, но позже стали собирать «посошных» - от крестьянской общины и «даточных» - от посада. Уже в середине XVII века такие наборы стали проводить регулярно.

Солдатские полки – пехота; рейтарские – конница; драгунские – смешанного строя.

Создание полков нового строя вело к снижению роли дворянской поместной конницы, зато возрастала роль солдат и стрельцов.

Делались первые попытки создания флота: под Коломной было сооружено несколько военных кораблей для плавания по Волге и Каспийскому морю. Самый крупный корабль – «Орел» (его в Астрахани сожгли разинцы).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал