Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы научных исследований. Эксперимент.
Методы исследований – это способы познания и изучения явлений действительности. Применительно к обучению языку такие методы используются при изучении процесса обучения с целью повышения его эффективности. Методы исследования принято разделять на группы: а) методы, применяемые на эмпирическом уровне: анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта преподавания, беседа, опытное обучение, пробное обучение, анкетирование, тестирование, хронометрирование, статистический анализ результатов работы. б) методы, применяемые на теоретическом уровне – абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция, моделирование, экстраполирование. Методы, применяемые на эмпирическом уровне, направлены непосредственно на объект исследования, на изучение внешних характеристик изучаемых явлений и процессов. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для получения выводов и рекомендаций методического характера, важных для повышения качества учебного процесса. Методы, применяемые на теоретическом уровне, направлены на выявление существенных связей и закономерностей педагогических явлений и процессов, установление сходства и различий между ними. Эмпирические и теоретические элементы познания составляют единый процесс и присутствуют в каждом научном исследовании в органическом единстве друг с другом. Методы исследования
Основные: 1. Анализ методических источников – наиболее доступный и в то же время трудоемкий метод исследования, т.к. требует высокой работоспособности и умения практически оценивать прочитанное. Главная цель – в сборе научных данных по теме, определении достижений в изучаемой области знаний, что позволяет наметить перспективы исследования и сформулировать рабочую гипотезу. 2. Научное наблюдение и 3. обобщение педагогического опыта – наиболее распространенный метод исследования на эмпирическом уровне, в результате применения которого исследователь фиксирует ход урока или поведение его участников. Сбор фактов и их описание позволяют обнаружить объективные закономерности в ходе урока и сформулировать метод рекомендаций. Наблюдение должно иметь определенную цель. Цель может быть ход урока, его отдельных фрагментов, проверка эффективности используемых на занятиях приемов обучения и др. Результаты наблюдения фиксируются и становятся объектом обсуждения и анализа. 4. Пробное обучение – широко применяется в практике преподавания языка. Суть заключается в том, что исследователь формирует рабочую гипотезу, которую проверяет в ходе занятий в одной из учебных групп, сравнивая результаты обучения с достижениями учащихся другой группы, где обучение проводится по традиционной программе. Т.о., в ходе пробного обучения присутствуют: а) неварьируемые переменные (число учебных групп, изначальный уровень владения языком участников обучения, устанавливаемый в результате тестирования, учебный материал, по которому будут проводиться занятия); б) варьируемые переменные – приемы обучения, используемые в разных группах, либо пособия, эффективность которых устанавливается в сравнении с другими пособиями. 5. Опытное обучение – эмпирический метод, основанный на проведении массового обучения по предложенной исследователем программе. В ходе опытного обучения проверяется гипотеза, сформулированная исследователем. Опытное обучение может быть проведено в масштабе одного класса, нескольких классов, школы. Чем больше количество участников, тем достовернее результаты. В проведении выделяются следующие этапы. а) организованный – разработка гипотезы, программы эксперимента, отбор участников; б) реализация – проведение обучения в соответствии с программой; в) констатация – анализ результатов опытного обучения, которые послужат основанием для методических выводов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу; г) интерпретация – объяснение причин полученных результатов. 6. Методический эксперимент – сущность которого состоит в том, что исследователь, исходя из той или иной педагогической концепции, ставит перед собой определенную задачу, формулирует соответствующую гипотезу и намечает условия, необходимые и достаточные для достижения поставленной задачи. Затем на основе гипотезы разрабатывается план и содержание занятий, по этому плану проводится опытное обучение. В зависимости от ближайших задач эксперимента, опытное обучение может проводится в одном или нескольких классах на уроках, либо с определенной группой учеников во внеклассных занятиях, или даже с отдельным учеником. В ряде случаев опытное обучение в классе, группе и с отдельным учеником полезно осуществлять во взаимосвязи: исследуемый метод обучения предварительно проверяется на занятиях с отдельным учеником или группой, а затем вводится в работу с классом. В процессе экспериментального обучения тщательно наблюдаются и точно фиксируются в протоколах или педагогических дневниках все факты, сопутствующие ему и касающиеся как работы учеников, так и учителя. Строго учитываются результаты обучения и продвижения учащихся: усвоение знаний, развитие способностей, воспитание детей у детей определенных качеств и свойств личности. Результаты эксперимента выявляются через письменные контрольные работы, устный фронтальный опрос и индивидуальные беседы с учениками. Такая проверка проводится через определенные промежутки времени в соответствии с запланированными этапами экспериментальной работы. Полученные в ходе эксперимента факты подвергаются глубокому и всестороннему анализу, на основе которого делаются обобщения и выводы, создается система, и определяются эффективные методы работы, которые затем через методические руководства внедряются в школьную практику. Вспомогательные методы: 1. Анкетирование – это метод получения информации путем анализа ответов на специально подготовленные вопросы. Задания участникам анкетирования даются в форме вопросов или утверждений. Анкетирование может быть устным или письменным. Материалы анкетирования подтверждаются количественной или качественной обработке. Объективность же анкетирования во многом зависит от количества его участников. 2. Тестирование – метод исследования, предусматривающий выполнение испытуемым специальных заданий – тестов, с помощью которых оценивается уровень владения языком. Тесты классифицируются по нескольким основаниям, в том числе по форме, содержанию, цели тестирования. По форме тестирования может быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми (выполняемыми с помощью карандаша и бумаги), предметными (наряду с бланками в них используются разнообразные карточки, картинки), аппаратными (необходима специальная аппаратура). Виды тестов: 1. тесты интеллекта – предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. 2. тесты достижений – используются для оценки успешности овладения учебным материалом и являются, по мнению ученых, более объективными показателем обученности, чем оценка. С помощью таких тестов проверяется владения языком на уровне средств общения (лексика, грамматика, фонетика), деятельности общения (аудирование, говорение, чтение, письмо). 3. тесты способностей – делятся на общие и специальные. Под общими способностями в первую очередь подразумеваются интеллектуальные тесты, а тесты специальные – для получения информации об особенностях человека (по видам психологических функций, по видам деятельности (профессий). 4. личностные тесты используются для изучения разных аспектов личности – мотиваций, интересов, ценностных ориентаций.
3. Беседа – это широко распространенный метод получения информации в результате анализа ответов участников беседы на поставленные вопросы. Беседа может быть как самостоятельным, так и вспомогательным методом исследования.
|