Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научные основы методики обучения ИЯ.
Методика обучения иностранным языкам есть научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой — теорией обучения конкретному учебному предмету. Применительно к дисциплине «иностранный язык» — это наука о законах и правилах обучения иностранному языку и способах овладения и владения языком. Более развернутое определение методики как научной дисциплины выглядит следующим образом: это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения ИЯ и ознакомления с культурой страны изучаемого языка, а также способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения. Видыметодики: частная (разбирает особенности конкретного возраста/языка), общая (любого языка), специальная (рассматривает отдельные аспекты методики), историческая (обзор различных методов с течение времени), экспериментальная (установление/поиск подходящей методики под определенный регион). Как в первом, так и во втором, более развернутом, определении мы имеем дело с тремя основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина «методика»: обучение (learning), овладение (acquisition), владение (skill) языком. Обучение ИЯ представляет собой специальным образом организованный процесс‚ в ходе которого в результате взаимодействия обучаемого и обучающего осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью.(Гальскова) В нашем случае речь идет о речевом иноязычном опыте‚ которым в той или иной степени владеет обучающий (учитель) и полностью или частично не владеет обучаемый (ученик). Обучение — это совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. На занятиях по языку обучение реализуется в ходе передачи преподавателем своих знаний, навыков, умений в области изучаемого языка, а учащиеся овладевают таким речевым опытом и приобретают способность владеть языком, т. е. пользоваться им как средством общения в различных ситуациях применения языка. Основу такого владения языком составляют приобретаемые в ходе обучения знания, речевые навыки, умения, входящие в состав коммуникативной компетенции учащихся. Овладение русским языком как иностранным может происходить как в результате его изучения, т. е. управляемого усвоения иноязычного содержания, так и практически, в результате непосредственного контакта с носителями языка. Во втором случае овладение языком носит неуправляемый характер, а уровень владения языком при этом не всегда соответствует его нормам. В процессе овладения языком учащиеся пользуются различными стратегиями усвоения, т. е. присущими им индивидуальными различиями и особенностями в способах получения, переработки и применения усвоенной информации. В современной методике стратегии усвоения разрабатываются с позиции когнитивной теории обучения языку и подразделяются на стратегии, обеспечивающие овладение языком (связаны с ходом учебного процесса) и стратегии, обеспечивающие владение языком. В настоящее время описано более ста стратегий овладения и владения языком (Акишина, Каган, 1997), среди которых выделяются, например, эмоционально-волевые стратегии (позволяют снизить уровень волнения, управлять эмоциональным состоянием во время занятий), социальные стратегии (включают в себя умение и желание задавать вопросы, получать информацию, сотрудничать), или компенсаторные стратегии (включают в себя способы поиска обучаемым выхода из положения, когда он не располагает необходимыми языковыми средствами и ищет им замену). На протяжении всей истории существования методики как научной дисциплины широко дискутировался вопрос: является ли методика самостоятельной наукой либо опирается на данные других наук? В XX столетии существовали следующие точки зрения на эту проблему. 1. Методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой, «приложением» к различным областям общего языкознания. Эта точка зрения принадлежала академику Л.В. Щербе (1890—1944), выдающемуся лингвисту и методисту, и получила обоснование в его работе «Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики». М., 1947. Л.В. Щерба утверждал, что как лингвист-теоретик он считает возможным обосновать теорию обучения иностранному языку, исходя из анализа понятия «язык» в разных его аспектах. Эта точка зрения имела многих сторонников и в 40—50-е годы получила развитие в работах И.В. Рахманова, В.Д. Аракина, О.С. Ахмановой, Д. Блумфилда и других известных ученых. 2. Методика есть прикладная область психологии. Задача психолога заключается том, чтобы помочь методистам в научной разработке основных методов обучения языку и в обосновании индивидуально-психологических особенностей изучающих язык. Эта точка зрения принадлежала известному психологу Б.В. Беляеву, который в книге «Очерки по психологии обучения иностранным языкам» (1959) разработал концепцию сознательно-практического метода, и в наши дни остающегося одним из ведущих методов обучения неродным языкам. Сторонниками этой точки зрения были В.А. Артемов, Б.А. Бенедиктов, И.В. Карпов. 3. Методика является разделом педагогики (частной дидактикой) и опирается на дидактические принципы, разрабатываемые в этой области знаний. Эта точка зрения, получившая обоснование в трудах известных дидактов и методистов (Ю.К. Бабанского, А.В. Текучева, B.C. Цетлина, Э.П. Шубина), существовала вплоть до 60-х годов XX в., времени оформления методики в самостоятельную отрасль знаний. 4. Методика является самостоятельной научной дисциплиной. Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматриваться следующие.
|