![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. «Перестройка и распад СССР
Задание 1.Составьте аннотацию на тему «Начало перестройки в СССР». Задание 2. Составьте таблицу по теме: «Этапы перестройки». Пример таблицы:
Задание 3. Составьте тезисы по теме «Межнациональные конфликты». Исторический материал см. в учебно- методическом пособии для студентов «Самостоятельная работа студентов по истории Отечества»). Задание 4. Составьте справку по теме: Перестройка в СССР». Задание 5. Составьте сложный план исторического текста Распад Советского Союза. Исторический текст - в учебно- методическом пособии для студентов «Самостоятельная работа студентов по истории Отечества»). Задание 6. Составьте схему «Управление в РСФСР в июне 1990 г – августе 1991 г.». Задание 7. Считаете ли Вы, что распад СССР было прогрессивным шагом, или Вам кажется, что этот распад скорее привел к негативным последствия? Ответ оформите следующим образом: да, так как во-первых___________________, во-вторых______________________, в третьих__________________________. Если ваш ответ отрицательный, его нужно оформить так же.
Задание 8. Составьте матрицу идей по теме: События привдшие к крушению СССР? Историк Д.Е. Фурман «Приход демократов и Ельцина к реальной власти произошел… не в результате победы на выборах, а в результате крайнего ослабления власти союзного руководства после августовского 1991 года «путча» ГКЧП, провал которого дал «зеленый свет» сепаратистским стремлениям союзных республик и захвату российским руководством «явочным порядком»все новых функций, «ползучему» перевороту. Этот процесс завершился беловежским соглашением о ликвидации СССР, полностью противоречащим российским результатам о сохранении СССР и желаниям российского большинства. Российское общество не только не дало «мандата» на беловежские соглашения, но и не было подготовлено к ним…» Историк В.В. Согрин «Историческое поражение советского социализма объясняется в первую очередь его свойствами и слабостями. Но нельзя сбрасывать сл счетов и роли внешнего фактора – западной цивилизации во главе с США. США помогали и материально и политически и морально российским радикалам и лидерам Народных фронтов в союзных республиках. Но говоря об активной роли США и Запада в крушении СССР, ее нельзя и абсолютизировать, как это делают, например, российские коммунисты и национал-патриоты. Советский Союз утратил способность к саморазвитию, оказался в состоянии застоя и загнивания в силу внутренних причин, непосредственное отношение к которым имела сама КПСС».
Тема 11. «Российская Федерация в 90-е годы ХХ в.» Задание 1. Составьте аннотацию по теме «Причины и начало проведения экономических реформ в России» Задание 2. Составьте справку по теме Политическое противостояние в 1991 – 1993 гг. Задание 3. Составьте простой план по теме: «Третья революция в России в ХХ веке» (Вы можете придерживаться иной, чем историки точки зрения на все эти события, но Ваша точка зрения должна быть понятной). Исторический материал. Особенности революционных преобразований в России Результатом либерально-демократической революции, начало которой датируется 1989 г. стало крушение социализма, распад Советского Союза, возврат российского общества к рыночной экономике. Идейно-политическим авангардом революции было демократическое движение, которое состояло из разных общественных групп. Массовую базу демократического движения, приведшего к смене общественного строя, составляла большая часть научной или творческой интеллигенции крупных городов. Среди них выделялись «шестидесятники». Активную роль в нем сыграли диссиденты во главе с академиком А.Д. Сахаровым. Среди демократических лидеров оказалась и небольшая радикально-реформаторская часть советской партийной номенклатуры во главе с Б.Н.Ельциным. Демократы не были едины и не смогли внушить доверие широким массам. Главным оружием демократов были избирательные бюллетени. Перемены получили поддержку общества. Активные участники событий те, кто ходил на митинги, демонстрации, строили баррикады в августе 1991 г., искренне верили в возможность создания в кратчайший срок в России либерально-демократического общества. «Шоковая терапия», падение жизненного уровня, осознание последствий распада СССР больно ударили по иллюзиям многих россиян и вызвали новые перемены в их умонастроениях, в первую очередь ностальгию по ушедшему Советскому Союзу. В ходе революционных событий 1989 – 1993 гг. прежняя номенклатура не была полностью отстранена от власти.. После поражения ГКЧП и запрещения деятельности КПСС в России к власти пришли второй и третий «эшелоны» партийно-государственной номенклатуры. В дальнейшем номенклатура в ходе приватизации необычайно разбогатела. Кроме того, в отличии от революции 1917-1921 гг, события 1989-1993 гг. не сопровождались разрушением всего прежнего государственного аппарата. Задание 4. Составьте тезисы по теме: «Чечня как важнейший фактор внутренней политики России» (Исторический материал см. в учебно- методическом пособии для студентов «Самостоятельная работа студентов по истории Отечества»). Задание 5.Составьте матрицу идей по теме Лидер России 1900-х годов». Экономист и политический деятель Г. Явлинский. «Я беру на себя ответственность утверждать, что время правления Ельцина было периодом распада. Распадалась экономика, результатом чего стало банкротство страны. Распадалось государство, постепенно превращаясь в конфедерацию удельных княжеств. Разлагалось общество, отвечавшее на все это криминализацией и падением морали. Распадалась не ельцинская система, поскольку никакой системы Ельцин не создал. Распадался советский коммунистический строй. Миссия первого Президента России состояла в том, чтобы переломив этот распад, приступить к построению новой системы экономических, политических и общественных отношений. Однако для решения этой задачи нужен был… государственный деятель, которым Ельцин никогда не был. Очень хорошо знал, как добывать и удерживать власть, он не имел никакого представления о том, что с ней делать». Экономист и политический деятель Е.Т. Гайдар «Ельцина я считаю исторической фигурой. Это человек, который начал революцию, политически пережил ее, не допустил в ее ходе полномасштабной гражданской войны, сохранил власть в процессе тяжелейшего перехода – от старой экономической системы к новой, передал власть человеку, которого сам выбрал и поддержал. Честно говоря, я не помню других таких примеров в истории. Кромвелю такая передача власти не удалась. Кстати и Ленину тоже». Задание 6. Ответьте на вопрос. Считаете ли Вы, что экономические реформы 1890-х годов были проведены верно? Ответ оформите следующим образом: да, так как во-первых___________________, во-вторых______________________, в третьих__________________________. Если ваш ответ отрицательный, его нужно оформить так же.
Задание 7.Составьте таблицу на тему «Реформы в России в 90 –х годах ХХ века».
|