![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из Даргавского катакомбного могильника
В 2000 г. при раскопках катакомбы №28 аланского мог. у с. Даргавс Северной Осетии1 среди прочего погребального инвентаря было найдено большое количество изделий токарной и ручной работы из дерева: кружки, миски, короба, орнаментированный пенал, древки стрел и др. Особый интерес вызывает находка двух столиков-блюд (Рис.1 а, б). Оба столика одинаковой конструкции: вырезаны из цельного куска дерева, имеют по четыре невысокие ножки, приподнятый бортик и отличаются лишь формой столешницы - у одного она слегка вогнутая и овальная, у второго - прямоугольная. Размеры столиков-блюд: а) 24x38 см, высота ножек - 7, 5 см; б) 24x45 см, высота ножек - 5, 2 см; высота бортика у обоих блюд 1, 5 см. Наиболее вероятная датировка катакомбы 9 в. Подобные столики в древностях средневековых северокавказских алан встречаются чрезвычайно редко. Ближайший их аналог - столик-блюдо из раскопок 1999г. на Архонском катакомбном могильнике2, практически повторяющий форму и размеры первого из даргавских блюд. Архонская находка датируется концом 7 - 8 вв. В то же время в более ранних памятниках подобные столики хорошо известны. Это, прежде всего, многочисленные находки из Пазырыкских и Туэктинских курганов [7, с.82сл.; 8, с. 109, 116], отличающиеся более крупными размерами и одной конструктивной особенностью: они имеют съемные ножки, вставлявшиеся в специально высверленные в блюдах пазы, что делало их более удобными при перевозке. Очень близки описываемым овальные или подпрямоугольные блюда (размеры: 20-22x27-28 см) с закругленным бортиком, с четырьмя короткими ножками (высотой 2-10 см) или без них из курганов Уландрыка, [4, с.50сл.]. Подобные столики найдены в могильнике Кокэль в Туве [3, с.107сл.], в Фергане [6, 1959, рис.7], Ноин-Уле [9, с.ЗЗ] и Кенколе [2, Таб. XVIII, XIX]. Большинство из них изготовлено из цельного куска дерева. С.И.Вайнштейн высказал спорное мнение о заимствовании формы блюда-столика кочевниками у оседлых земледельческих народов [3, с. 108], поскольку они известны еще в Ассирии и ахеменидской Персии. Сходство ассирийских и ахеменидских столиков и тронов с горноалтайскими отмечалось еще С.И. Руденко, но оно ограничивается " круглыми резными ножка-
2 Автор выражает искреннюю признательность Э. Шестопаловой, любезно познакомившей меня с данной находкой. ми, опирающимися на львиные лапы и с кольцевым орнаментом..., но это не горноалтайские блюда-столики" [7, с.86]. Предположение С.И. Вайнштейна требует дополнительной аргументации и, прежде всего, убедительного ответа на вопрос: кем из кочевников, когда и у кого был заимствован данный тип стола. Функциональное назначение описываемых низеньких столиков не вызывает споров у специалистов. Фактически это блюда или подносы на ножках, на которых подавалась пища, вероятнее всего, мясо [7, с.86; 8, с.202]. Любопытно, что на хорошо сохранившейся " столешнице" первого из даргавских столиков четко различимы следы от ножа; вполне возможно эти царапины оставлены именно при разрезании отварного мяса. Переходя от археологических аналогий к этнографическим, хочется отметить как наиболее близкие тувинские деревянные блюда теспи (деспи) овальной или прямоугольной формы, имеющие такой же загнутый по краю бортик, четыре ножки и изготовленные из одного куска дерева (размеры: 20-25 х 20-45 см, высота ножек - 2-10 см). Теспи бытовали у западных тувинцев еще в нач. 20 в. как блюда для мяса [3, с.91, 107]. Как ни парадоксально, мне не удалось найти близких аналогий даргавским столикам в осетинской этнографии. По словам Б.В. Техова, такого рода столики были хорошо известны в горной Осетии еще в первой пол. 20 в., где их также использовали в качестве блюда-подноса для отварного мяса. К сожалению, ни в опубликованных этнографических материалах, ни в этнографических коллекциях музеев Осетии такого предмета не обнаружилось. Говоря об археологических и этнографических параллелях столикам из Даргавса, хочется высказаться по поводу другого хорошо известного алано-осетинского столика фынг. В отличие от Н.Е.Берлизова и В.Н.Каминского [1, с. 107], я не считаю возможным ставить знак равенства между столиками-блюдами и фынгом, хотя их близость несомненна. Первые, как уже говорилось, редки в аланских погребениях, второй встречается чаще (Рим-гора, Кольцо-гора, Гамовская балка, Хасаут, Архон, Даргавс). Фынг, как правило, имеет круглую крышку и три ножки. Отличаются они и функционально. Фынг являлся, прежде всего, столом, за которым происходила трапеза; кроме того, он мог служить для заклания жертвенного животного. Если он имел приподнятый бортик, в него могли складывать мясо, доставая его из котла. О сакральном характере фынга, его особом почитании осетинами неоднократно писалось в литературе [10, с. 108 сл.; 5, с. 159]. В заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что и археологические (Алтай, Кокэль, Кенкол, Фергана) и этнографические (тувинцы, хакасы) параллели обнаруженным в Даргавсе столикам-блюдам уводят нас в Центральную Азию. ЛИТЕРАТУРА 1. Берлизов Н.Е., Каминский В.Н. Аланы, Кангюй и Давань.- ПАВ, №7, 1993. 2. Бернштам А.Н.. Кенкольский могильник. Л,, 1940. 3. Вайнштейн СИ. Мир кочевников центра Азии. М... 1991. 4. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987. 5. Кузнецов В.А. Алано-осетинские этюды. Владикавказ, 1993. 6. Латынин Б.А., ОболдуеваТ.Г. Исфаганские курганы.- КСИИМК. m.LXXVI. 7. Руденко СИ. Культура населения горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953, 8. Руденко СИ. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., I960. 9. Руденко СИ. Культура хуннов и ноинулинские курганы. М.-Л., 1962. 10. Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995. ■
|