Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Санкт-петербургский государственный аграрный университетСтр 1 из 25Следующая ⇒
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ П. В. Смекалов, Л.Н. Косякова, С.В. Смолянинов. ПРАКТИКУМ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК Санкт-петербургский государственный аграрный университет
П.В. Смекалов С.В. Смолянинов Л.Н. Косякова
Практикум По экономическому анализу деятельности предприятий АПК Допущено Главным управлением высших учебных заведений министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по экономическим специальностям
Санкт - Петербург – Пушкин – 2013 Авторы: П.В. Смекалов, Л.Н. Косякова, С.В. Смолянинов.
Рецензенты:
А.Н. Тянутов, доктор экономических наук, профессор НИИЭОСХ НЗ РФ, В.Н. Солопова, кандидат экономических наук, доцент ТСХА.
П.В. Смекалов и коллектив авторов.
Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Практикум: учебно-методическое пособие. 3-е издание. В настоящем учебно-методическом пособии излагаются методические и практические вопросы экономического анализа предприятий АПК различных форм собственности. На конкретной методической основе, последовательно и системно показан механизм анализа производственного потенциала предприятия, условий и организационно-экономической структуры, рынка сельскохозяйственной продукции, производственной программы, затрат и себестоимости продукции, финансовых результатов и финансового положения, инвестиций. Издание рассчитано на преподавателей и студентов экономических специальностей, практических работников предприятий АПК, их внутренних и внешних (независимых) аудиторов.
Введение
Цель и задачи практикума ‑ научить студентов методам аудиторской оценки состояния экономики предприятия, его производственного потенциала, выполнения договорных обязательств и контрактов, эффективности хозяйствования. Используя экономико-аналитические методы, как составную часть методологии внутреннего аудита, студент учится выявлять и мобилизовывать неиспользованные внутрихозяйственные резервы для улучшения деятельности анализируемого предприятия. В процессе изучения курса студент должен получить навыки анализа и обоснования конкретных мер дальнейшего увеличения выхода продукции и ее реализации на рынке, повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Изучение курса анализа экономической деятельности предприятий проводится на заключительном этапе подготовки специалиста и опирается на знание экономической теории, экономики сельского хозяйства, организации и оплаты труда, организации сельскохозяйственного производства, маркетинга, предпринимательства, финансов, статистики, бухгалтерского учета, вычислительной техники, технических и технологических дисциплин. Результаты анализа служат основанием для разработки программ развития предприятия, заключения договоров и контрактов, используются для обоснования мероприятий по принятию наиболее рациональных управленческих решений. Частично данная аналитическая часть материалов внутреннего аудита используется и внешними (независимыми) аудиторами при подтверждении годовой отчетности предприятия. Материалы экономического анализа деятельности предприятия используются студентом в курсовом и дипломном проектировании. Практикум написан в соответствии с программой учебной дисциплины " экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий", содержит 3 раздела и 22 темы. Нумерация тем и содержание заданий отвечает требованиям программы. Материал раздела I содержит четыре теоретические темы и предназначен для проведения семинарских занятий со студентами (слушателями) по теории экономического анализа и его организации на предприятии. Темы 12, 20, 21 и 22 программы курса предназначены для самостоятельной работы и включены в раздел II. В раздел III включены темы для проведения лабораторно – практических занятий. Раздел I. Семинарские занятия по теории экономического анализа Тема 1. Предмет, значение, содержание и задачи экономического анализа Цель семинарского занятия – изучить предмет экономического анализа деятельности предприятий АПК; охарактеризовать объект анализа; сформулировать цель и задачи экономического анализа; установить связь экономического анализа с другими учебными дисциплинами.
План семинарских занятий: 1.1. Содержание, цель и задачи анализа. 1.2. Предмет и объекты экономического анализа и их характеристика. 1.3. Система показателей и виды экономического анализа. 1.4. Связь экономического анализа с другими учебными дисциплинами.
Методические указания для подготовки к семинарскому занятию
Предмет экономического анализа – это изменения социально экономических отношений, которое возникают между людьми в процессе разносторонней деятельности предприятий АПК; зависимости и факторы, влияющие на результаты этой деятельности; внутренние резервы повышения эффективности и качества работы субъектов аграрных отношений.. При подготовке к семинару раскрывается содержание деятельности сельскохозяйственных предприятии как системы, которая включает три блока: вход (земельные, трудовые, материальные, финансовые ресурсы) производственный процесс (техника и технология, организация, менеджмент, экономика) выход (производственные, экономические, финансовые, социальные, экологические результаты). Приводится классификация факторов, влияющих на различные стороны деятельности предприятия. В условиях рыночных отношений целью проведения экономического анализа является обоснование путей достижения оптимальных параметров социально-экономический явлений и процессов в сельскохозяйственных и других предприятиях сферы АПК. Эта глобальная цель определяет более конкретные задачи анализа. Среди них: · объективная оценка фактического состояния, динамики и тенденций развития экономики предприятия, его места в системе рыночных отношений; · углубленное изучение экономических явления и процессов, нахождение причинно-следственных взаимосвязей между ними; · определение количественного влияния факторов на результаты деятельности предприятия и отдельных его подразделений; · изыскание и реализация резервов улучшение работы предприятия, расчет эффекта от их использования в производстве; · соблюдение комплексного подхода в анализе разнообразных видов деятельности АПК, в том числе новых аграрных формирований. Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Классификация, систематизация, моделирование, изменение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом АХД. Объектом экономического анализа выступают разнообразные виды деятельности предприятия: производственно-технологическая, снабженческая, сбытовая, маркетинговая, финансовая, социальная, экологическая и другие. При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на особенности, направления и результаты названых видов деятельности, раскрыть взаимосвязь между ними. В теории экономического анализа разработана соответствующая система показателей, которые классифицируются по ряду признаков: содержание, способ оценки, методика расчета, способ расчета, сфера действия, отношения к результатам деятельности. На конкретных примерах показывается порядок использования отдельных показателей в экономическом анализе. С учетом характерных особенностей сельскохозяйственного производства экономический анализ подразделяется на виды по таким основным признакам: уровень проведения, цель проведения, период и задачи исследования, полнота охвата объектов анализа. Например, в зависимости от периода изучения экономический анализ может быть предварительным (превентивным), текущим (оперативным) и заключительным (итоговым). Подготовка к семинару предполагает характеристику видов экономического анализа, раскрытие направлений их применения. При изучении связи экономического анализа с другими учебными дисциплинами (науками), последние целесообразно разделить на три группы: · те, которые выступают источником исходной информации для анализа; · те, у которых анализ использует методические способы и приемы; · те, для которых экономический анализ является источником необходимых данных и рекомендации. При этом следует подчеркнуть тесную связь анализа, как с экономическими науками, так и с технологическими дисциплинами. Литература: 1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2004 2. Барнгольц С.В., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М., Финансы и статистика, 2003 3. Басовский Л.Е., Лунева A.M., Басовский А.Л. Экономический анализ. М.: ИНФРА-М, 2007 4. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2010 5. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности организации. М.: Изд. Центр «Академия», 2005 6. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА, 2004 7. Каньковская А.Р. Тарушкин А.Б. Экономический анализ. СПб: Издательский дом «Герда», 2003 8. Любущин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа: учеб. Пособие. М.: Экономист, 2010 9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2011 10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2011 11. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2011 12. Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: «Новое знание», 2011 13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2010
|