Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Организация аналитической работы на предприятии






 

Цель семинарского занятия – изучить порядок планирования и организации аналитической работы на предприятии; охарактеризовать этапы и последовательность проведения экономического анализа; рассмотреть систему информационного, методического и технического обеспечения анализа; выяснить функциональные обязанности исполнителей в процессе проведения экономического анализа.

План семинарских занятий:

3.1. Основные требования, предъявляемые к содержанию экономического анализа

3.2. Планирование и организация аналитической работы на предприятии

3.3. Этапы и последовательность проведения экономического анализа

3.4. Система информационного, методического и технического обеспечения анализа

3.5. Функциональные обязанности исполнителей в процессе проведения анализа по изучаемым объектам

3.6. Особенности организации аналитической работы на предприятиях.

3.7. Разработка мероприятий по материалам анализа, принятие решений и обеспечение контроля за их выполнением.

 

Методические указания для подготовки к семинарскому занятию

 

При подготовке к занятию изучается содержание основных требований, предъявляемых к экономическому анализу. Среди них: научность, объективность, системность, методическая универсальность, конкретность, достаточная глубина, беспрерывность, демократичность, гласность, контроль.

Результативность экономического анализа во многом зависит от четкого планирования и правильной организации всей аналитической работы. Различают текущие (годовые) планы с поквартальной и помесячной разбивкой отдельных видов работ и планы-графики. Каждый из названных планов реализует один из видов анализа, связанных с общими функциями управления. Текущий план аналитической работы составляется в целом по хозяйству на определенный период (год, квартал, месяц). Рабочий план-график составляется по анализу конкретного вопроса или производственного подразделения.

В планах определяются объекты и предметы анализа, цели и задачи, способы и сроки проведения, конкретные исполнители, выходная информация, лица-пользователи материалами анализа, форма доведения результатов анализа до исполнителей, форма контроля за выполнением намеченных мероприятий.

При выполнении аналитической работы в соответствии с намеченным планом целесообразно соблюдать определенную последовательность. Выделяют следующие основные этапы реализации плана по изучению экономических явлений и процессов:

1. Разработка плана и составление рабочей программы экономического анализа в соответствии с установленным объектом, сформулированными целью и задачами анализа.

2. Определение исполнителей и сроков проведения анализа.

3. Отбор информации, формальная и логическая ее проверка.

4. Выбор системы показателей и разработка рабочих методик их расчета.

5. Аналитическая обработка и сравнение показателей, выявление факторов и причин, обусловивших их изменение.

6. Обобщение и оформление результатов анализа, формулировка выводов и предложений.

7. Выявление резервов производства и разработка мероприятий, направленных на их реализацию.

8. Установление пользователей материалами анализа, определение места, времени и участников обсуждения итогов анализа.

9. Определение форм контроля за реализацией рекомендаций, вытекающих из материалов анализа.

Особое внимание следует обратить на значение заключительных этапов экономического анализа, поскольку его конечная цель – не только констатация «того, что есть», а, прежде всего, ответ на вопросы «как должно быть» и «что для этого необходимо сделать».

Для решения задач экономического анализа используются разные источники и виды информации, которую можно разделить на две группы: внешнюю и внутреннюю (плановая, отчетная, учетная, нормативная). Каждый вид информации имеет соответствующие источники. Например, источниками внешней информации служат законодательные и нормативные акты, литературные и периодические издания, рекомендации научно-исследовательских учреждений и т.д.

При подготовке к семинарскому занятию изучаются требования к системе информации, порядок ее сбора, методические и технические основы обработки.

Многогранность экономического анализа, необходимость поиска резервов на всех уровнях производства – от рабочего до руководителя – требуют строгого распределения ответственности и функций между всеми звеньями предприятия по проведению аналитической работы. Следует исходить из того, что экономический анализ – функция не только экономических, но и технологических и инженерных служб, а также отдельных производственных подразделений. Функциональные обязанности по анализу главного экономиста, главного бухгалтера, других специалистов и руководителей целесообразно рассмотреть в разрезе основных направлений экономического анализа: производственная программа, затраты на производство, финансовые ресурсы и результаты, ценообразование и маркетинг, эффективность производства и др.

Литература:

1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика, 2010.

2. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М: ТК Велби, Проспект, 2006. 3. Прыкин Л.В. Экономический анализ предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Смекалов П.В., Ораевская Г.А. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий: учебник. – М.: Финансы и статистика, 1991.

5. Шеремет А.Д., Саядулин Р.С., Негашев В.В. Методика финансового анализа предприятия. – М.: 2010.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал