Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Организация аналитической работы на предприятии
Цель семинарского занятия – изучить порядок планирования и организации аналитической работы на предприятии; охарактеризовать этапы и последовательность проведения экономического анализа; рассмотреть систему информационного, методического и технического обеспечения анализа; выяснить функциональные обязанности исполнителей в процессе проведения экономического анализа. План семинарских занятий: 3.1. Основные требования, предъявляемые к содержанию экономического анализа 3.2. Планирование и организация аналитической работы на предприятии 3.3. Этапы и последовательность проведения экономического анализа 3.4. Система информационного, методического и технического обеспечения анализа 3.5. Функциональные обязанности исполнителей в процессе проведения анализа по изучаемым объектам 3.6. Особенности организации аналитической работы на предприятиях. 3.7. Разработка мероприятий по материалам анализа, принятие решений и обеспечение контроля за их выполнением.
Методические указания для подготовки к семинарскому занятию
При подготовке к занятию изучается содержание основных требований, предъявляемых к экономическому анализу. Среди них: научность, объективность, системность, методическая универсальность, конкретность, достаточная глубина, беспрерывность, демократичность, гласность, контроль. Результативность экономического анализа во многом зависит от четкого планирования и правильной организации всей аналитической работы. Различают текущие (годовые) планы с поквартальной и помесячной разбивкой отдельных видов работ и планы-графики. Каждый из названных планов реализует один из видов анализа, связанных с общими функциями управления. Текущий план аналитической работы составляется в целом по хозяйству на определенный период (год, квартал, месяц). Рабочий план-график составляется по анализу конкретного вопроса или производственного подразделения. В планах определяются объекты и предметы анализа, цели и задачи, способы и сроки проведения, конкретные исполнители, выходная информация, лица-пользователи материалами анализа, форма доведения результатов анализа до исполнителей, форма контроля за выполнением намеченных мероприятий. При выполнении аналитической работы в соответствии с намеченным планом целесообразно соблюдать определенную последовательность. Выделяют следующие основные этапы реализации плана по изучению экономических явлений и процессов: 1. Разработка плана и составление рабочей программы экономического анализа в соответствии с установленным объектом, сформулированными целью и задачами анализа. 2. Определение исполнителей и сроков проведения анализа. 3. Отбор информации, формальная и логическая ее проверка. 4. Выбор системы показателей и разработка рабочих методик их расчета. 5. Аналитическая обработка и сравнение показателей, выявление факторов и причин, обусловивших их изменение. 6. Обобщение и оформление результатов анализа, формулировка выводов и предложений. 7. Выявление резервов производства и разработка мероприятий, направленных на их реализацию. 8. Установление пользователей материалами анализа, определение места, времени и участников обсуждения итогов анализа. 9. Определение форм контроля за реализацией рекомендаций, вытекающих из материалов анализа. Особое внимание следует обратить на значение заключительных этапов экономического анализа, поскольку его конечная цель – не только констатация «того, что есть», а, прежде всего, ответ на вопросы «как должно быть» и «что для этого необходимо сделать». Для решения задач экономического анализа используются разные источники и виды информации, которую можно разделить на две группы: внешнюю и внутреннюю (плановая, отчетная, учетная, нормативная). Каждый вид информации имеет соответствующие источники. Например, источниками внешней информации служат законодательные и нормативные акты, литературные и периодические издания, рекомендации научно-исследовательских учреждений и т.д. При подготовке к семинарскому занятию изучаются требования к системе информации, порядок ее сбора, методические и технические основы обработки. Многогранность экономического анализа, необходимость поиска резервов на всех уровнях производства – от рабочего до руководителя – требуют строгого распределения ответственности и функций между всеми звеньями предприятия по проведению аналитической работы. Следует исходить из того, что экономический анализ – функция не только экономических, но и технологических и инженерных служб, а также отдельных производственных подразделений. Функциональные обязанности по анализу главного экономиста, главного бухгалтера, других специалистов и руководителей целесообразно рассмотреть в разрезе основных направлений экономического анализа: производственная программа, затраты на производство, финансовые ресурсы и результаты, ценообразование и маркетинг, эффективность производства и др. Литература: 1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика, 2010. 2. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М: ТК Велби, Проспект, 2006. 3. Прыкин Л.В. Экономический анализ предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.4. Смекалов П.В., Ораевская Г.А. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий: учебник. – М.: Финансы и статистика, 1991. 5. Шеремет А.Д., Саядулин Р.С., Негашев В.В. Методика финансового анализа предприятия. – М.: 2010.
|