Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.Стр 1 из 16Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4
Программа повторений по дисциплине ЛИТЕРАТУРА
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Творческий путь Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) можно разделить на следующие этапы: лицейский период (1813-1816 гг.); петербургский период (1817-1820 гг.); период южной ссылки (1820-1824 гг.); период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.); творчество второй половины 20-х гг. (1826-1830 гг.); период Болдинской осени (1830 г.); творчество 30-х годов (1831-1837 гг.). Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин. Вольнолюбивые стихи 1817-1820 гг. – ода " Вольность" (1817), " Деревня" (1819), " К Чаадаеву" («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), " Сказки. Noel" (1818), " На Аракчеева", " Ты и я" (1817-1820 гг.).
Первая четверть XIX века – время зарождения декабристского движения, подъёма общественной мысли после победы в войне 1812 года. Эти настроения были близки лицеистам. На развитие свободомыслия большое влияние оказали произведения Радищева, встречи с Чаадаевым, общение с друзьями-лицеистами – И. Пущиным, Кюхельбекером, Дель–вигом. Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народам хорошо там, где нет рабства. В них поэт резко выступает против самодержавия и крепостничества, являясь выразителем чувств и настроений передовых кругов тогдашнего русского общества (будущих декабристов). В стихотворении " Деревня" (1819) Пушкин заклеймил основы крепостного строя – беззаконие, произвол, рабство, обнажил " страдание народов". Тема назначения поэта – " Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836), " Пророк" (1826) – тема пророческого служения поэта людям; поэт – избранник, учитель, призванный служить своему народу, быть мудрым, вещим, " глаголом жечь сердца людей". Философская лирика – " Если жизнь тебя обманет" (1825), " Три ключа" (1827), " Телега жизни" (1823), " Вновь я посетил…" (1835) и др. Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдём всё: и портреты времени, и философские раздумья о главных вопросах бытия, и движения человеческой души. В лирике 30-х гг., когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, звучит и сердечная тоска, и боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, и наслаждение природой, и пронизывающее стихотворения последних лет печаль. Но поэт не поддаётся унынию. Ему присуще чувство уверенности в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях (" Вновь я посетил…", 1835). Пейзажная лирика – " Погасло дневное светило…" (1820), " К морю" (1824), " Зимнее утро" (1829), " Осень" (1833) и др. Пушкин был первым русским поэтом, который открыл красоту мира природы своим читателям: и свободную стихию моря, его " торжественную красу", и нарисовал замечательную картину зимнего утра, и дал образ любимого времени года – осени, когда он испытывал подъём душевных, физических и поэтических сил. Он был настоящим поэтическим живописцем природы, воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. Тема любви – элегии " Я вас любил", " На холмах Грузии", " Кххх " («Я помню чудное мгновенье…») и др.
Вопросы: 1.О чём говорят строки из оды «Вольность»: " Хочу воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок"; " Тираны мира! трепещите! / А вы, мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы! " " Лишь там над царскою главой / Народов не легло страданье, / Где крепко с Вольностью святой / Законов мощных сочетанье…". В чём гарантия свободы, каков идеал государственного устройства " по Пушкину"? 2.Откуда видно, что разрушенье " самовластья" («К Чаадаеву») осознаётся лирическим героем как подвиг? 3.О каком поэтическом даре (" О, если б голос мой…") мечтает поэт (" Деревня")? 4.Каким Пушкин видит " племя младое, незнакомое" («Вновь я посетил»), какие чувства испытывает по отношению к нему? 5. Для чего" шестикрылый серафим" (ангел высшего чина) изменил " грешный" язык, органы зрения и слуха у человека, томимого духовной жвждой? (" Пророк") 6. Какие мысли и чувства рождают у вас стихи А.С. Пушкина?
|