Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.
Своеобразие лирики Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Открытие читателю духовного мира русского крестьянства. Гражданст–венность стихов, включение в область поэзии " всех сторон жизни" (грязные петербургские углы, смерть пахаря, горе жены ямщика, величие простой русской женщины и т.д.). Развитие пушкинских и лермонтовских традиций (внимание к народной жизни – сравни: " Деревня" А.С. Пушкина, " Родина" М.Ю. Лермонтова и " Родина" Н.А. Некрасова). Новаторство Некрасова (его поэзия – " муза мести и печали", новая речь новых героев-разночинцев, просторечие, образность, близость к фольклору, ораторские интонации, публицистическое начало и др.).
Вопросы к лирике Н.А. Некрасова: 1.Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н.А. Некрасова? Какие впечатления детских лет " постыдны и ненавистны" ему? (Стихотворения " Родина", " На Волге"). 2.Почему Некрасова называют народным поэтом? 3.В чем заключается новаторский характер некрасовской поэзии? 4.О чем свидетельствуют традиционные картины русской жизни в стихотворениях поэта? (" Тройка", " Школьник", " Забытая деревня", " Душно! без счастья и воли…", " Вчерашний день, часу в шестом…" и др.). 5.Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе? (Стихотворение " Элегия", 1874 г., " Поэт и гражданин").
18. Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки). Поэтика сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина ( 1826-1889). Годы создания сказок: первые три – 1869; остальные – на протяжении 1880-1886 гг. Проблематика сказок – отражение классовой борьбы России второй половины XIX века; протест против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других. Жанровое и стилистическое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Элементы сатиры (непомерное преувеличение значения, силы, размера, вида изображаемого – гипербола; введение фантастических явлений, событий, деталей, не встречающихся ни в природе, ни в обществе, – гротеск – и т.д.). Общие черты щедринских сказок: связь с фольклором – сказочные зачины, пословицы, поговорки; иносказание, аллегория; сочетание достоверного с фантастическим, искусственным; стихия смеха; столкновение представителей антагонистических классов.
Вопросы: 1.Чем объясняется обращение Салтыкова-Щедрина к жанру сказки? 2.Как в сказках выражена любовь к народу и презрение к его угнетателям? 3.В чем художественное своеобразие сказок как жанра политической сатиры? 4.В какой из сказок доводится до логического абсурда мысль о том, что помещик не может шагу ступить без крестьянина? 5.В каких сказках писателя-сатирика встречаются образы животных? Каким ярко выраженным приемом герои Салтыкова-Щедрина отличаются от фольклорных персонажей-животных и этот прием роднит изображения зверей в произведениях писателя с басенными животными? Что такое аллегория? 6.Как называется известная сказка писателя, где употреблен прием антитезы: резкий контраст физической силы, смекалки – и терпения, смирения (сам позволяет себя угнетать)?
19. Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Жизнь, личность и творчество Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) сложны и полны драматизма. Основные события и впечатления детства и юности Достоевского, повлиявшие на формиро–вание его мировоззрения. Роль в жизни писателя знакомства с В.Г. Белинским. (Роман «Бедные люди», 1845 г.). 1847 год – " пятницы" М.В. В.Петрашевского, социалиста-утописта. 1849 год – " Письмо Белинского к Гоголю", прочитанное на собрании Петрашевского и последствия этого чтения. " Подвергнуть смертной казни расстрелянием". Каторга, ссылка. Отрицательное отношение к революционному движению. «Униженные и оскорблённые» – 1861 год, неутихающая боль за униженного и поруганного человека. «Записки из мёртвого дома» – 1859-1861 гг.) – " страшная книга" (А.И. Герцен). Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключённых. Даже в закоренелых преступниках писатель сумел найти что-то человеческое. «Преступление и наказание» – 1866 г. «Идиот» – 1868 г. Герой – князь Мышкин, прекрасный человек, оказавшийся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не понимают добро. Поставлен " вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно". «Братья Карамазовы» – 1879-1880 гг. – духовная биография п исателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского до верующего человека (литературовед С.В. Белов). Романы Ф.М. Достоевского «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875). Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.
Вопросы: 1.Чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время? 2.Какой город является родиной Ф.М. Достоевского? Есть ли памятники писателю в городе, где он родился? 3.Можно ли назвать Ф.М. Достоевского писателем-мыслителем? Почему? 4.Что взволновало великого критика В.Г. Белинского в романе Достоевского «Бедные люди»? 5.Какие идеи объединяли людей в кружке М.В. Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы? 6.Знаете ли вы названия фильмов, снятых по произведениям Ф. Достоевского?
20.Тема смирения и бунта в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», впервые напечатанный в 1866 году в журнале " Русский вестник", – произведение, заключающее в себе философские раздумья о причинах преступления и наказании; 6 частей романа (1часть – преступление, и 5 частей – наказание). Проблема вины человека, его ответственности за выбор цели. Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Теория Раскольникова. Жизненные обстоятельства, заставившие Раскольникова бунтовать. Идея Раскольникова, его теория о сверхчеловеке противостоят вере Сони в спасение через страдание, через жертвенность. Одной из причин, подтолкнувших главного героя к преступлению, были заблуждения, основанные на атеистическом понимании мира. Достоевский: " Только через страдание человек приходит к счастью". Соня – своей верой, готовностью принять страдания ради спасения других помогает Раскольникову воскреснуть к новой жизни. Встреча с Соней – поворотный пункт в судьбе Раскольникова. После тяжелой мучительной болезни, в ссылке, начнётся душевное исцеление Раскольникова. «Под подушкой его лежало Евангелие. Он не раскрыл её (книгу) и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: " Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями: её чувства, её стремления, по крайней мере…"» (фрагмент эпилога романа).
Вопросы: 1.Что явилось причиной индивидуалистического бунта Раскольни–кова? 2.Почему, по мнению друга Раскольникова Разумихина, в главном герое " два противоположных характера поочередно сменяются"? 3.Каковы главные черты характера Сони? Что для неё является высшей ценностью на земле? 4.Кто является подлинным носителем веры в романе? 5.Какое значение для Раскольникова в ссылке имела встреча с Соней после её болезни? 6. Согласны ли вы с утверждением, что первым проблеском счастья и душевного очищения героя является понимание каторжан, сострадание к ним, зарождение чувства любви к людям? 7.О чём говорят слова Ф.М. Достоевского, которыми автор завершает историю отношений Сони и Родиона Раскольникова: " Их воскресила любовь"?
21.Судьбы " униженных и оскорбленных" в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Жанровое своеобразие произведения. Федора МихайловичаДостоевского (1821-1881). " Преступление и наказание (1866) – одновременно социально-психологический и философский роман. Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в нем. Смысл теории Родиона Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. Идея христианского смирения, всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова. Значение деятельной христианской любви, страдания и смирения для достижения всеобщей гармонии и счастья людей; бессмысленность и вредность активной борьбы человека за изменение существующего порядка – основа мировоззрения писателя. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира.
Вопросы к роману " Преступление и наказание": 1.Чем отличается преступление Раскольникова от обычного уголовного преступления? 2.Что толкает Раскольникова на убийство? Какова мотивация этого преступления по Раскольникову? 3.Какие душевные свойства Раскольникова проявляются в отноше–ниях с членами семьи Мармеладовых – с самим хозяином семьи, с его дочерью Соней, с Катериной Ивановной, мачехой Сони? 4." Преступление" Сони и преступление Раскольникова: что общего, в чем разница? 5.В чем состоит наказание Раскольникова? 6.Раскаивается ли он в своем преступлении? 7.Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как отвечает Достоевский на вопрос: " Где путь к человеческому братству? "
22.Смысл теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – величайшее философско-психологическое произведение. Необычность преступника, совершившего два убийства. Портрет Родиона Раскольникова. Причины бунта героя: бедность и бесправие " твари дрожащей"; социальная несправедливость (образ старухи-процентщицы Алёны Ивановны); мстительные устремления Раскольникова; теория " сильной личности"; непонимание причин общественного зла. Нравственные муки Раскольникова: сомнения перед убийством; признание Раскольникова Соне; переоценка " идеи" Раскольниковым. Гуманизм романа.
1.Когда происходит у Раскольникова соприкосновение идеи убийства с личными мотивами? 2.Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова? 3.Когда приходит к Раскольникову мысль искупления и спасения? 4. В чём смысл названия романа?
23.«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Роль названия романа в раскрытии темы произведения. Проблемы, затронутые в романе Л.Н. Толстого: любовь, брак и семья, назначение женщины и роль её в семье, судьбы семей с точки зрения человеческой морали, авторский идеал семьи. Три семьи в центре романа: Ростовы, Болконские, Курагины. Курагины – " подлая, бессердечная порода" (отзыв Пьера). Князь Василий, Элен, Анатоль – повинны в аморальном поведении внутри дома и вне его (двоежёнство Анатоля, измены Элен, браки по расчету Василия Курагина). Бездуховность Курагиных. К ним примыкает и семья Бориса Друбецкого. Сходство Бориса с грибоедовским Молчалиным (по замечанию Писарева): унижение " перед высшим светом", желание войти в него во что бы то ни стало, женитьба на Жюли Карагиной, к которой Борис испытывает " какое-то тайное чувство отвращения". Семьи Болконских и Ростовых – настоящие, но " породы" их несходны. Простота и добро, сама правда жизни – основа дома Ростовых. Любовь, поддержка друг друга. Наташа и Соня – их противопоставление. Семья Болконских привлекательна своим интеллектуализмом, приобщением к высоким целям жизни. Старый князь, Николай Болконский, верит, что есть только две добродетели – " деятельность и ум". Власть, деспотизм Николая Болконского. Отношение старого князя и Марьи Болконской (вначале) к Наташе. " Гордость ума" Андрея Болконского. По Толстому, призвание женщины – создавать и хранить семейный очаг, спокойствие, мир и тишину. В эпилоге романа новая семья – Наташи и Пьера, основанием которой станет любовь и безусловное понимание друг друга.
Вопросы: 1.Какую роль в романе Л.Н. Толстого играют внутренние параллели, или сопоставления? 2.Что сближает семьи Ростовых и Болконских? В чём они несхожи? Имеет ли значение то обстоятельство, что жизнь их проходит в разных городах и местах (Москва и имение " Отрадное"; Петербург и имение " Лысые Горы"? 3.Что выделяет Толстой во внешности своих героев, в их поведении? 4.Почему Толстой не называет Курагиных семьёй? 5.К какой семье можно отнести следующую характеристику: раду–шие и гостеприимство, теплота во взаимоотношениях и чувство такта, уважение к каждой личности, атмосфера влюблённости и мечтательности в доме? Кто из героев ведёт размеренную, спокойную жизнь, сдержанно относится к окружающим? 6." Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепен–ного сближения с народом" (Н.Н. Наумова). О ком идёт речь? 7.Можно ли идеальными назвать семьи Безуховых (Наташа – Пьер) и Ростовых (Николай Ростов – Марья Болконская)? 8.Согласны ли вы с высказыванием Толстого о том, что счастье женщины заключается не в умственной или общественной деятельности, а в " интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери?
24." Диалектика души" героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из героев). " Война и мир" (1863-1869) – роман-эпопея великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Философская проблематика произведения: устройство мира и место человека в нем, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни людей. Духовные искания любимых героев писателя через конкретный жизненный опыт: прежде всего, это переживания, связанные с ключевыми моментами жизни (" коренными событиями бытия"). Например, этапы жизненного пути князя Андрея Болконского (его история – это история самопознания, поиск себя): мечты о " своем Тулоне", ранение под Аустерлицем и встреча с Наполеоном, любовь к Наташе и разочарование в ней, Бородино, смертельное ранение, смерть, которой предшествует философская медитация и откровение – смысл человеческой жизни заключается в смирении и всепрощении.
Вопросы: 1.Почему некоторые герои Толстого тяготятся жизнью " своего круга"? 2.При каких обстоятельствах в романе впервые появляются Андрей Болконский и Пьер Безухов? 3.Что произошло с князем Андреем под небом Аустерлица? 4.После какого события в своей жизни Пьер Безухов впервые задумывается о лживости светского общества? 5.В ком для Пьера воплощены понятия " разврат" и " зло" света и кто из персонажей романа становится для него в дальнейшем воплощением " простоты, добра и правды"? 6.Какому семейству в романе свойственны естественность и непосредственность (" простота") в общении, которое Л.Н. Толстой считает истинным? 7.Почему трагичной оказалась любовь Андрея Болконского и Наташи Ростовой? 8.Кто из героев романа олицетворяет собой полноту жизни, обладает поэтичностью натуры, чуткостью, внимательностью? 9.Что отличает Наташу Ростову от окружающих ее людей, в том числе и от членов ее семьи, и что у нее общего со своими родственниками? 10.Почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным? Что главное в Наташе Ростовой: разум или чувство? 11.Поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат. Почему? 12.Можете ли вы согласиться с тем, что на развитие Наташи влияет народная среда? 13.Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: " Сущность ее жизни любовь"? В чем Наташа нашла свое счастье? 14.Что мы узнаем о Пьере Безухове в эпилоге романа? 15.В чем заключается духовный перелом в князе Андрее после смертельного ранения? 16.Какие начала в человеке ведут, по мысли Толстого, к счастью – добро, ум, красота, близость к природе, к народу?
25.Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Первая встреча с семейством Ростовых в романе. " В доме Ростовых любовный воздух". Выражение идеи Л. Толстого: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды – в образе Наташи Ростовой. Первая встреча с Наташей. Изящество, искренность, какая-то детская наивность, непосредственность слов и поступков Наташи, нехарактерных для светского общества. Наташа – удивительное явление в мире светских дам и кавалеров, для которых даже чувства искусственны. " Что за прелесть эта Наташа" (Николай Ростов). Ночь в Отрадном. Обновляющее влияние Наташи на Андрея Болконского. Первый бал Наташи – переломный момент в её судьбе. Наташа и Андрей Болконский. Пляска Наташи в гостях у дядюшки. " Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приёмы?.. Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка…" Анатоль Курагин – причина разрыва Наташи и Андрея Болконского. Огромное чувство вины перед князем Андреем у Наташи. Судьба Наташи – в тесном переплетении с судьбами тысяч дворянских семей во время войны 1812 года. Эпизод с ранеными у дома Ростовых. Наташа и Пьер Безухов – счастливая семья. Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого.
Вопросы: 1.Где живут Ростовы? Какова общая атмосфера в семье? 2.Какие черты присущи всем Ростовым? Почему Наташа – всеобщая любимица? Как она проявляет себя в отношениях с окружающими? 3.В чём, на ваш взгляд, секрет успеха Наташи Ростовой на первом балу? 4.Что нового мы узнаём о Наташе, когда она гостит у дядюшки? 5.Какие черты характера проявились у Наташи в войне 1812 года? 6.Какой мы видим Наташу в эпилоге? Счастлива ли она? 7.Почему Наташа Ростова – любимая героиня Льва Николаевича Толстого?
26.Тема войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». " Мысль народная" в романе. Единство в нем картин войны и мира и философских размышлений писателя. Приемы противопоставления в романе: сцены мирной жизни 1805 года – военные сцены 1805 года; Кутузов, народный полководец – Наполеон, " человек с помрачённой совестью; Николай Ростов, Денисов, Тушин, офицеры-патриоты – офицеры-карьеристы Берг, Жарков, Несвицкий; семья Болконских, кн. Николай Андреевич, княжна Марья – светское общество, салон Анны Павловны Шерер; Наташа Ростова, Марья Болконская – Элен Курагина, Жюли Карагина и др.). Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года. Единство русских людей в ненависти к захватчикам, в любви и привязан–ности к родной земле и людям, живущим на ней. Сцена оставления Смо–ленска, поведение купца Ферапонтова; оставление Москвы ее жителями, поведение Ростовых, патриотизм Пьера, снарядившего на свои деньги полк; Бородинская битва, " теплота скрытого патриотизма" на лицах солдат – " Отступать некуда. Позади – Москва! "; партизанское движение – " дубина народной войны", Тихон Щербатый, Петя Ростов, Долохов, Дени–сов; гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.
Вопросы: 1.Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице? (Австрийская крепость Браунау; подвиг отряда генерала Багратиона, вставшего на пути французов под деревней Шенграбен; поражение под Аустерлицем, несмотря на героические усилия русских полководцев и солдат). 2.В чем преступление Наполеона и подвиг Кутузова? 3.В чем, по мнению Толстого, состоит безнравственность " светского круга"? 4.Как и когда природа пробуждает в героях Толстого стремление к истинной жизни, естественной и справедливой? 5.Как вы считаете, какой главной мыслью проникнуто описание Бородинского сражения в романе Толстого? 6.Можно ли считать носителями народного духа капитана Тушина, Платона Каратаева, Кутузова? Почему? 7.Каково значение Бородинского сражения в судьбах героев и сражающихся армий? 8.Почему сожженная Москва осталась непобежденным городом?
27.Человек и среда в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в произведениях Антона Павловича Чехова (1860-1904). Рассказы 1898 года: " Человек в футляре", " Крыжовник", " О любви", " Случай из практики", " По делам службы", " Душечка", " Новая дача", " Ионыч". Значение рассказов писателя для утверждения в годы " безвременья" нравственно-гуманной идеи: в любых условиях человек должен остаться человеком; величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств; каким ты станешь – зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам! Мысль писателя об ответственности человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни, отрицание пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, приемы подтекста, скрытый лиризм, искусство детали.
Вопросы к рассказу А.П. Чехова " Ионыч" (1898): 1.В чем пошлость жизни семьи Туркиных, " самой образованной и талантливой" в губернском городе С.? 2.Одинаково ли относится Чехов к Екатерине Ивановне и ее родителям на всем протяжении рассказа? 3.Какие стороны жизни Дмитрия Ионыча Старцева открывает Чехов, чтобы показать нравственное оскудение героя? 4.Чем объясняет Чехов превращение Старцева в Ионыча и кого считает виновным в нем? 5.Как вы понимаете призыв писателя: " Берегите в себе человека! "?
28.Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство чеховской драматургии: отсутствие борьбы-интриги, ощущение " бессобытийности" (первое время на сцене как бы " ничего не происходит"; психологический подтекст (мысль автора, выраженная в подтексте, является главным сюжетообразующим элементом); героев нельзя разделить на положительных и отрицательных; символическая функция подтекста (сад – символ России, Раневская и Гаев – её прошлое, сад – " дворянское гнездо"; Лопахин – настоящее; Петя, Аня – неопределенное будущее); сложная жанровая природа пьес писателя (комедийное начало и лиризм пьесы). Разлад желаний и стремлений геро–ев и реальностей жизни как основа драматургического конфликта пьесы " Вишневый сад" (1903-1904). Мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истин–но человеческой жизни. Вопросы: 1.Почему Раневская и Гаев расстаются с вишневым садом, трагично ли это для них? Обвиняет ли Чехов своих героев в отсутствии практич–ности, деловой хватки? 2.В чем заключено значение образа вишневого сада? 3.Как и кем представлена в пьесе Чехова " старая жизнь"? 4.Каковы взаимоотношения Гаева, Раневской, Лопахина и других героев пьесы? 5.К каким чеховским героям пьесы " Вишневый сад" подходит неприятие праздности и барства, порыв к жизни, исполненной труда и благородных свершений? Какова роль людей, подобных Ане и Пете, на сцене будущего?
|