Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии.






Эпоха Лермонтова (30-е – 40-е гг. XIX в.). " Парус" та же тема одиночества поэта в толпе.

Уже в самых ранних стихах Лермонтов провозглашает: " Жизнь скучна, когда боренья нет… Мне нужно действовать". Поэзия М.Ю. Лермонтова – поэзия бунтарства, протеста, социально-политической борьбы. " Смерть поэта" (1837) – трагизм судьбы поэта, горький упрёк светскому обществу. В стихотворении три героя: Пушкин, " невольник чести", светская толпа и поэт, её клеймящий и оплакивающий Пушкина. В этом стихотворении Лермонтов выступил как новатор, объединив два жанра: оду и скорбную элегию. Это типичный для всего творчества Лермонтова новаторский приём.

" Поэт" – несмотря на муки и страдания, поэт твёрд и несгибаем в служении своим идеалам.

" Пророк" (1841) – высокая идея поэтического призвания и непонимание толпой поэта. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек. Скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признаётся толпой. Конфликт между поэтом, проповедующим " любви и правды чистые ученья", и презирающим его обществом. (Ср. пушкинского и лермонтовского Пророка).

В произведениях Лермонтова звучит презрение к современности, отрицание её, жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания своего одиночества и бессилия. Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначение и призвана была объединять людей. Сила заключённого в слове чувства для поэта – самый властный зов.

 

Вопросы:

1.Что является преобладающим мотивом творчества М.Ю. Лермонтова?

2.Как в стихотворении " Смерть поэта" выражены любовь Лермон–това к Пушкину и горечь утраты? Случайно ли в стихотворении Лермон–това возникают некоторые из мотивов, тем и образов, навеянных творчеством самого Пушкина (образ Ленского, например)?

3.О каком суде идёт речь в заключительной части стихотворения?

4.В чём Лермонтов видит общественное значение и роль поэта?

5.Сравните два одноимённых стихотворения Лермонтова и Пушкина (" Пророк"). Какая судьба ждёт лермонтовского поэта-пророка?

 

5. Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Николай Васильевич Гоголь – (1809-1852) – " человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы" (И.С. Тургенев). С 1828 г. Гоголь – в Петербурге. Опыт службы в департаментской канцелярии, нищенский образ жизни " маленького человека" без связей и без денег, испытанный будущим писателем, в дальнейшем пригодились ему в творчестве, например, при создании повести «Шинель» (1842), вошедшей в сборник " Петербургские повести".

" Петербургские повести" писателя – третий цикл его произведений (после " Вечеров на хуторе близ Диканьки" и повестей " Миргорода"), объединенных общим идейным замыслом: в них показан мир, в котором власть и деньги развращают людей, губят их. Повесть " Шинель" (1842) – лучшее произведение петербургского цикла. П.Анненков вспоминает о том, как " однажды при Гоголе был рассказан …анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике…, который необычайной экономией и … усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья…" Однако во время первой же охоты ружье было потеряно. " Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову".

Образ мелкого чиновника-неудачника (тип " маленького" человека) появился в русской литературе задолго до Гоголя. Трагическая судьба Акакия Акакиевича напоминает судьбу " сущего мученика" Самсона Вырина (Из «Станционного смотрителя» А.С. пушкина). Но Гоголь углу–бил смысл темы о забитом чиновнике: в " Шинели" прозвучал робкий протест против бесправия человека.

Краткое содержание повести «Шинель». Трагичность судьбы " маленького человека". Главный герой – переписчик бумаг Акакий Акакиевич Башмачкин. Портрет Башмачкина, его отношение к своей отупляющей работе, его нечленораздельная речь, отношение к нему служащих. Шитьё новой шинели и особый смысл приобретения её для героя повести. Неудача предпринятых шагов Акакия Акакиевича после ограбления. Причина смерти героя.

Краски Гоголя при зарисовке значительного лица. Роль посмертного портрета-призрака тишайшего и безответного при жизни Башмачкина. Его месть всему чиновничьему Петербургу. Встреча значительного лица с призраком. Использование писателем фантастики, гротеска для финала повести.

Финал повести является не столько описанием мести обидчикам, наказания их страхом, сколько служит напоминанием каждому человеку о Страшном суде, неотвратимости наказания за грехи.

Важное открытие Гоголя в «Шинели»: требование сочувствия и сострадания к такому " антигерою" (в традиционном смысле слова), каким является почти потерявший своё лицо и достоинство Акакий Акакиевич. Продолжатель темы " маленького человека" – Ф.М. Достоевский.

 

Вопросы:

1.Как в сравнении с анекдотом изменился сюжет " Шинели" у Н.В. Гоголя?

2.В чем заключается гуманистический пафос повести " Шинель"?

3.Какова идейная связь повести с произведением А.С. Пушкина " Станционный смотритель"?

4.О чем говорит " фантастическое окончание" повести? В каком качестве появляется бессловесный и покорный Башмачкин в финале?

5.Как надо понимать слова Ф.М. Достоевского: " Мы все вышли из «Шинели» Гоголя"?

6. Образ Катерины и драма «горячего сердца" в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Александр Николаевич Островский (1823-1886) – основоположник русского реалистического театра. Пьеса " Гроза" ( 1859).Изображение жизни провинциального купечества в ранних пьесах писателя. Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. " Всё против Катерины; всё должно заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви – или же научиться обманывать людей и совесть… Катерина не такова… К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы… Такая любовь, такое чувство не уживаются в стенах кабановского дома с притворством и обманом…" Н.А. Добролюбов " Луч света в темном царстве" (1860).

Вопросы:

1.Сколько действий в пьесе?

2.В каком городе происходит действие?

3.Какие воспоминания остались у Катерины о жизни в родительском доме?

4.Хочет ли Катерина скорейшего отъезда Тихона?

5.Чем спровоцировано признание Катерины родственникам в совершенном " преступлении"?

6.Как реагирует Тихон на измену жены?

7.Чем оборачивается история с Катериной для Бориса?

 

7. Причины неприемлемости для Катерины пути Варвары.

Катерина – центральный персонаж пьесы. Отличие Катерины от среды, окружающей ее. Практицизм в сочетании с легкомыслием и каким-то равнодушием (индифферентизмом) Варвары и болезненная совестливость, постоянная сосредоточенность на серьезных нравственных вопросах, размышлениях о грехе – Катерины.

«В " Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее. Самый характер Катерины… веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели… Поражает необыкновенная своеобразность этого характера…Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому… Выслушав рассказ Катерины (о ее детском возрасте и о жизни в доме матери), Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: " да ведь у нас то же самое". Но разница определяется Катериной быстро в пяти словах: " да здесь все как будто из-под неволи»… (Н.А. Добролюбов. " Луч света в темном царстве").

Вопросы:

1.Чем отличается религиозное чувство, усвоенное Катериною с детства, от той формы набожности, которая принята в доме Кабанихи?

2.Как реагирует Варвара на душевные излияния Катерины?

3.Как, в свою очередь, реагирует Катерина на реплику Варвары?

4.Какие подробности о характере Катерины мы узнаем из ее рассказа Варваре? (действие 2, явление 2).

5.Кто дает Катерине ключ от калитки в сад?

6.Что изменилось после гибели Катерины в судьбе Варвары?

7.Почему критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину " лучом света в темном царстве"?

 

8.Главные причины " лежания" И.И. Обломова. (По роману И.А. Гончарова " Обломов").

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) – не только автор замечательных романов, но и литературный критик. " Обломов" (1859) как роман-монография. Проблематика произведения. Способность писателя к высокой степени художественного обобщения и типизации – следование гоголевской традиции в описании интерьеров, портрета (позы, выражении лица), предметно-бытовых деталей (халат, туфли и т.д.), комизм в отношениях барина и слуги). Обломов и обломовщина. (" Сон Обломова").

 

Вопросы:

1.Почему жизнь-мечта для Ильи Ильича Обломова привлекательнее жизни реальной?

2.Почему любовь Ольги Ильинской не смогла решительно изменить Обломова?

3.Почему Гончаров сравнивает существование Обломова с широким гробом, сделанным собственными руками?

4.Какой смысл вкладывают в слово " обломовщина" Гончаров и Добролюбов?

5.Что в романе вызывает горечь, а что – ваше сочувствие?

 

9.Общая характеристика одного из романов И.А. Гончарова («Обломов», «Обыкновенная история»).

" Обломов" в контексте трилогии (" Обыкновенная история", 1847, " Обломов", 1859, " Обрыв", 1869). Три романа – три десятилетия русской жизни: сороковые, пятидесятые и шестидесятые годы. Сходность проблематики трех романов; противопоставление двух социально-психологических типов: мечтатель (И.И. Обломов) и прагматик (Андрей Штольц) в романе " Обломов". Сюжет и композиция романа " Обломов". «В первой части Обломов лежит на диване, во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся…Никаких внешних событий, никаких препятствий… Лень и апатия Обломова – единственная пружина действий во всей его истории». (Н.А. Добролюбов. Статья " Что такое обломовщина", 1859).

 

Вопросы:

1.Сколько лет Обломову в начале романа?

2.Как зовут слугу Обломова?

3.О чем сон Обломова?

4.Какая разница была в воспитании Андрея Штольца и Ильи Обломова?

5.Когда читатель впервые встречается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной?

6.Какова роль в судьбе Обломова двух женщин – Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной?

 

10.Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов».

«Обломов» – монороман – роман об одном герое (1859). Изображе–ние жизни русского помещика от рождения до смерти – не только история его жизни, это – целая эпоха русской истории (русского барства). Остальные персонажи произведения служат средством глубокого проникновения в характер Ильи Ильича Обломова.

Первая часть романа, включающая " Сон Обломова", – описание " мелочей" бытия героя романа в его петербургской квартире, которую можно назвать миниатюрной " петербургской Обломовкой" – с Захаром, знаменитым диваном, халатом. Портрет Обломова. Апатия главного героя.

Под стать Обломову его слуга Захар. Портрет Захара (постоянная прореха под мышкой, из которой торчит нижняя рубашка). Нерадивость, лень. Похожесть барина и его слуги. Преданность Захара своему хозяину. Отно–шение между ними (эпизод с " другими"). Истоки формирования этих двух персонажей (" Обломовка").

 

Вопросы:

1.Что говорит о Захаре его высказывание в конце романа: " Где … нынче место найдёшь? Был на двух местах, да не потрафил. Всё не то теперь, не по-прежнему; хуже стало. В лакеи грамотных требуют; …сапоги сами снимают с себя: какую-то машинку выдумали…"?

2.В какой главе романа И.А. Гончарова подробно повествуется о детстве главного героя?

3.Что хочет сказать автор, давая следующую характеристику Захару: " Ему никогда не приходило в голову подвергать анализу свои чувства в отношении к Илье Ильичу; он не сам выдумал их; они перешли от отца, деда, братьев…"?

4.Что такое " обломовщина"? В чём её суть?

5. В чём смысл " Сна Обломова"?

 

11.Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия, основные герои, их судьбы.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) – писатель, чуткий к нарождающимся явлениям общественной жизни, раньше других умеющий увидеть новые социальные тенденции, воссоздать типические социально-психологические черты героя своего времени, изобразить переломные этапы жизни общества. Роман " Отцы и дети" (1862). Два типа взаимоотношений детей и родителей в семье (взаимное согласие, общность интересов, вкусов и привычек, некая гармония – ­ отец и сын Кирсановы; глубинный конфликт, почти невозможность общения: непонимание, несмотря на слепую любовь, со стороны родителей – и сильное отчуждение со стороны детей (Базаров и его родители).

Проблемы поколений в переходные, кризисные эпохи, когда роль революционных элементов в обществе увеличивается и формируются новые группы, в основном, из среды разночинцев. Уважение к " отцам" – одна из ценностей традиционной культуры. Бунт против " отцов" – часть " нигилистической" программы Базарова. Поиск " сознательно-героической" натуры как ответ Тургенева на противоречия эпохи.

 

Вопросы:

1.В каком году происходит действие романа?

2.Каково социальное положение Базарова, чем он занимается?

3.В чем заключается смысл противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

4.В чем проявляется " нигилизм" Базарова?

5.Достойны ли уважения аристократы, изображенные в романе, – Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, Анна Сергеевна Одинцова?

6. От чего умирает Базаров?

7.Как складывается жизнь Аркадия Кирсанова после смерти Базарова?

8.О чем нам говорит название произведения?

 

12. Причины невозможности счастья взаимной любви между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой.

Чувство любви в романах Тургенева – одно из основных средств раскрытия характера героя. Роль любовного конфликта в романе " Отцы и дети" (1862). Использование приема антитезы при характеристике взаимоотношений Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой: (отрицание романтизма и духовных основ любви – и способность страстно и одухотворенно любить, ощущение " романтика в самом себе" – раздвоенность души Базарова после встречи с Одинцовой); особый жизненный опыт, подверженность испытаниям, ощущение трагичности бытия (Базаров) и безмятежность существования, отсутствие напряженности и драматизма в судьбе (Одинцова). Психологизм Тургенева.

 

Вопросы:

1.Что удивило Аркадия в Базарове после их знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой?

2.Что пришло на смену наивному цинизму в отношении к женщинам Базарова после его встречи с Одинцовой?

3.Чем привлекла Базарова Анна Сергеевна?

4.Прав ли Базаров, отрицая существование любви? Каким сюжетным ходом опровергает автор своего героя?

5.Почему Базаров чувствует себя униженным любовью к Анне Сергеевне Одинцовой?

6.Как ведет себя Евгений Базаров во время последнего свидания с Одинцовой?

7.Совместимы ли требования живой человеческой натуры с " нигилизмом"?

8.Как И.С. Тургенев относится к своему герою?

 

13. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. История любви Павла Петровича к княгине Р. Любовь Аркадия Кирсанова и Кати. Базаров – демократ-разночинец, герой новой эпохи. Конфликт Базарова с миром дворянства. Глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур. Превратное представление Базарова о любви до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой. Цель жизни Анны Сергеевны. Превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств. Одиночество Базарова.

 

Вопросы:

1.Какое чувство вызывает П.П. Кирсанов в рассказе о его любви к княгине Р.? Куда девались его самоуважение и гордость?

2.Цель жизни Одинцовой? Каково её отношение к Базарову?

3.Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его горькую, терпкую, " бобыльную" жизнь?

4.Кем является Базаров по социальному положению? Какой он человек по характеру? Что изменилось в нём после неудачной любви к Одинцовой?

5.Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни?

6.Какие черты " новых людей" типизирует Тургенев в образе Базарова?

7.Счастливы ли Аркадий и Катя? Естественны ли их чувства?

8. Как понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа? («Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии " равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…"

 

14. Базаров в русской критике (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Роман «Отцы и дети» (1862) посвящён В.Г. Белинскому, направлен " против дворянства как передового класса". Противоречивые суждения о романе и его главном герое русской критики. Дмитрий Иванович Писарев, революционер-демократ по своим убеждениям, – автор двух статей: " Базаров" (1862) и " Реалисты" (1864). Задача статей – защитить Базарова от несправедливых обвинений. " У Базаровых есть – и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое"." Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг".

Поэт-пародист Д.Д. Минаев – стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862) увидел в романе нападки Тургенева на молодое поколение.

Критик М.А. Антонович – «Асмодей нашего времени» (1862) – увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей.

Н.Н. Страхов – литературный критик, статья «И.С. Тургенев. «Отцы и дети» – разоблачение нигилизма как оторванной от русской жизни теории. Величие Базарова.

 

Вопросы:

1.Какое произведение напоминает ироничная форма пародии Д.Д. Минаева при её чтении? (" Ответ готов: ведь мы недаром/ Имеем слабость к русским барам – / Несите ж им венцы! / И мы, решая всё на свете, / Вопросы разрешили эти… / Кто нам милей – отцы иль дети? / Отцы! Отцы! Отцы! ")

2.Согласны ли вы с утверждением М.А. Антоновича о главном герое романа Тургенева: «…Базаров не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная…»?

3.По мнению Н.Н. Страхова, отношение Тургенева и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, это общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном её значении». С кем из критиков согласны вы во взгляде на Базарова? Обоснуйте свою точку зрения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал