![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональная компетентность педагога ДООСтр 1 из 5Следующая ⇒
В сфере образования современной России можно выделить несколько доминирующих тенденций:
В связи с этим предъявляются все более высокие требования к профессиональной компетентности педагогов-дошкольников. Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат – развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях образования – предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ и формирующих ее компетенций. Понятие профессиональной компетентности не имеет сегодня однозначной трактовки. Наиболее употребительным является представление компетентности как совокупности знаний и опыта, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. При этом подчеркивается, что компетентность – это обладание определенными компетенциями. Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»): 1 – круг полномочий, предоставленных законом, уставом должностному лицу. 2 – знание и опыт в той или иной области. (Энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова) В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Личность педагога является факторов развития интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Очевидно, рядом с ребенком должны находиться педагоги – профессионалы высокого класса. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «педагогические работники должны обладать основными компетенциями необходимыми для создания условия развития детей». Эти условия предполагают: 1) охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка; 2) обеспечение эмоционального благополучия; 3) поддержку индивидуальности и инициативы детей; 4) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: 5) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка; 6) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н. (ред. от 31.05.2011 № 448н). Требования, предъявляемые к должности педагогического работника дошкольной образовательной организации, определены также в приказе Министерства труда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Поставленные в ФГОС ДО задачи могут решать в полном объеме только высокопрофессиональные специалисты, обладающие достаточным уровнем общей образованности и специальных знаний, уровнем развития культуры, нравственности, интеллекта, творчества, социальных качеств и пр. В научной литературе описано несколько классификаций видов компетенций. Рассмотрим одну из них: § Учебно-познавательная компетенция – включает совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях, владение эвристическими методами решения проблем. § Информационная компетенция – предполагает развитую способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и транслировать необходимую информацию. § Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость в использовании различных социальных ролей. Современный педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: - воспитательно-образовательной; - учебно-методической; - социально-педагогической. § Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками. § Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. § Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе образовательной деятельности. Выделим основные пути развитияпрофессиональной компетенции. - курсы повышения квалификации; - исследовательская, экспериментальная деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; - активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах; - участие в методических объединениях; - умение ориентироваться в информационном потоке; - обобщение собственного педагогического опыта, - самообразование. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации. Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К.И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…».
|