Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовая компетентность педагогов ДОО в современных условиях
В современных условиях развития дошкольного образования и постоянного обновления его нормативно-правовой базы уровень сформированности нормативно-правовой компетентности педагогического работника во многом определяет эффективность его профессиональной деятельности. Нормативно-правовая компетентность педагога понимается в научной литературе как «профессиональная характеристика, которая определяет готовность и способность педагога использовать в своей деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти для решения соответствующих профессиональных задач на базовом и профессиональном уровнях». Основу такой компетентности «составляет система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними». В соответствии с профессиональными стандартами педагог должен знать: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; - законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей; - федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования; - законодательство о правах ребенка; - трудовое законодательство. Нормативно-правовая компетентность педагога является важнейшим компонентом его профессиональной компетентности, позволяющим следовать в педагогической деятельности основным целям и направлениям развития образования в соответствии с концептуальными документами в сфере образования Российской Федерации, иными словами, выстраивать свою профессиональную деятельность адекватно социально-правовой реальности. Можно выделить три уровня сформированности нормативно-правовой компетентности педагогического работника ДОО: когнитивный, функционально-технологический и конструктивно-прогностический. Термин ''когнитивный'' происходит от латинского cognoscere – знать, узнавать, расследовать. Это слово может обозначать знание, убежденность, мыслительную способность, способность к изучению, сохранению знания и обмену им с другими Когнитивный уровень предполагает следующие показатели оценивания нормативно-правовой компетентности педагога дошкольного учреждения: - имеет представление о системе нормативно-правовых актов с точки зрения их юридической силы; - ориентируется в Международном законодательстве в области образования и защиты прав детей; - имеет представление о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации; - знает законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей; трудовое законодательство. Когнитивный уровень сформированности нормативно-правовой компетентности основан на знании и понимании нормативно-правовых актов. Функционально-технологический уровень актуализирует деятельностный аспект нормативно-правовой компетентностии предполагает следующие показатели ее оценивания: - умеет анализировать реализуемые проекты, документы, обеспечивающие разработку образовательной политики в сфере дошкольного образования с масштабах российской, региональной, муниципальной и других систем образования; - способен актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования и в профессиональной сфере; - владеет механизмами организации своей профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы посредством использования в процессе повышения квалификации активных и интерактивных методов и технологий обучения. Конструктивно-прогностический уровень сформированности нормативно-правовой компетентности педагогического работника предполагает следующие показатели ее оценивания: - готов эффективно выполнять свою миссию в условиях изменений в законодательной сфере; - способен с опережением решать новые задачи профессиональной деятельности. Конструктивно-прогностический уровень сформированности нормативно-правовой компетентности педагога дошкольной образовательной организации выражается в умении адекватно отвечать на вызовы времени, профессионально реагировать на изменения в социальных требованиях к образованию. Педагог дошкольного образования должен осознавать, что нормативно-правовая база в сфере образования в современных условиях представляет интегрированную, иерархически выстроенную, динамично обновляющуюся систему нормативно-правовых актов, а также тесно связанных с ними справочных, научных и методических материалов.
|