![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИКТ-компетентность – требование профессионального стандарта педагога
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный детский сад. Это совсем новое направление работы для большого количества педагогов.Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов. Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией (кино, аудио – и видео средства, мультимедиа, компьютер, Интернет) ИКТ-компетентность педагога понимается как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. Единый квалификационный справочник должностей работников образования предписывает педагогам, занимающим должность воспитателя, знать среди прочего основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Профессиональный стандарт педагога предполагает владение педагогом ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – одна из самых новых направлений в отечественной дошкольной педагогике. Решая данную проблему, коллектив МАДОУ Детский сад № 300 ставит перед собой цель: повысить качество образовательной деятельности средствами ИКТ. Данная цель определила основные задачи: Ø повышение профессионального мастерства педагогов через использование информационно-коммуникационных технологий; Ø внедрение ИКТ в совместную деятельность педагогов и детей; Ø использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей. Основные направления работы по внедрению ИКТ: · создание сайта детского сада: · нормативно-правовое обеспечение работы ДОУ; · оформление основной документации; · повышение квалификации через дистанционные курсы и самообразование педагогов; · методическое и наглядное обеспечение образовательного процесса; · участие педагогов и воспитанников ДОУ в интернет-конкурсах; · презентация опыта работы педагогов ДОУ; · обмен опытом и размещение публикаций в сети Интернет.
Средства ИКТ дают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет; помогают педагогам разнообразить формы поддержки образовательного процесса; способствуют повышению качества работы с родителями воспитанников; позволяют сделать совместную деятельность с детьми содержательной, интересной, привлекательной; расширяют возможности использования дидактических игр и наглядного материала; дают возможность оформлять информационные стенды, дидактические и демонстрационные материалы в соответствии с эстетическими нормами. Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, показ слайдов, музыка и т. п.), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение педагогами ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в организованной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней. Большой популярностью у педагогов пользуются мультимедийные презентации. Они используемые в образовательном процессе (занятия, музыкальные и спортивные праздники, развлечения), в методической работе (РМО, педагогические советы, семинары, мастер-классы, Школа молодого воспитателя, Школа педагогического мастерства и т.д.), в работе с семьей (родительские собрания). Информационно-коммуникационные технологии используются педагогами и при создании портфолио. Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office. Свойства Internet:
Функции прикладных программ Microsoft Office:
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса. Одно из главных условий использования ИКТ в образовательном процессе – информационная компетентность специалистов ДОУ. Педагоги должны знать технические возможности компьютера, владеть навыками работы с ним, выполнять санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, ориентироваться в компьютерных программах, в том числе – разработанных специально для дошкольников, знать этические правила их применения и владеть методикой приобщения детей к новым технологиям. Некоторые специалисты ДОУ давно и активно используют ИКТ в образовательном процессе, другие делают первые шаги в этом направлении. Это связано с тем, что педагоги имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет интенсифицировать и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его профессиональной деятельности.
|