Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религиозные правовые семьи. Источники индусского и мусульманского права.
Все правовые системы, существующие в современном мире, разделяются на светские и религиозные. Среди религиозных правовых систем важнейшую роль играют индусское право, мусульманское право и иудейское право. Во всех религиозных правовых системах право есть порождение воли Всевышнего, а источниками права выступают священные книги. Считается, что индусское право является древнейшей правовой системой. Нормы индусского права распространены на почти 1 млрд человек. При этом индусское право применяется ко всем коренным жителям Индостанского полуострова, за исключением тех, кто принял другое верование. Краеугольный камень индуизма — учение о перевоплощении души и карма. Священные книги Вед содержат не много правового материала, хотя и рассматриваются в качестве определяющего источника индусского права. Другим источником права являются древние юридические книги смрити (завещания), содержащие мудрости древних мудрецов и служителей культа. В индусском праве в качестве источника права признаются местные обычаи, которым с древних лет следовали касты, роды или семьи. Эти обычаи могут приобретать приоритет над нормами смрити. В индусском праве законы и судебные прецеденты не считаются источниками права, поскольку законодательство и судебная практика относятся не к дхарме (справедливости), а к артхе (пользе). Распространение мусульманского права не намного уступает индусскому праву, охватывает также почти 1 млрд человек. Свое на--чало мусльманский мир ведет с пророка Мухаммеда (570—632), который от имени Аллаха представил нормативы для мусульман. Проповеди Мухаммеда и его поступки позже получили отображение в первичных источниках мусульманского права Коране и Сунне. Коран — священная книга всех мусульман, содержащая откровения Аллаха пророку Мухаммеду. Сунна — сборник хадисов, то есть преданий о жизни и поступках Мухаммеда. Важнейшим источником мусульманского права является иджма, представляющая собой общие решения исламских правоведов, которые выступают от имени всей общины. Эти истолкования Корана и Сунны были осуществлены еще в IX веке, и только они являются истинно верными. Еще один источник мусульманского права — кияс — представляет собой решения по аналогии, которые приобретают самостоятельное значение, поскольку объектом аналогии выступает религиозная идея, имеющая абсолютное и вневременное значение. Вся система норм мусульманского права обычно именуется шариатом. При этом среди источников мусульманского права шариат признает самостоятельное значение адата, то есть обычая. К числу вторичных источников мусульманского права, который возник в более поздний период, относится закон, где могут содержаться нормы дополняющие, конкретизирующие положения шариата. При характеристике мусульманского права следует выделить значение доктрины, которая, в конечном счете, обеспечила своеобразие развития мусульманского права, возможность его приспособления к новым условиям человеческого бытия.
17. Компаративистика, её роль в изучении правовой реальности. Компаративистика (сравнительное правоведение) — это метод изучения правовых систем различных государств путем сопоставления систем права, одноименных государственных и правовых институтов, принципов права и правовых норм. Одновременно компаративистика являет ся отраслью юриспруденции и юридической учебной дисциплиной. Сравнительно-правовой метод исследования известен с древности, но основателем сравнительного правоведения как отдельной отрасли юриспруденции считают французского просветителя XVIII в. Ш.Л.Монтескье. Метод сравнительного правоведения может применяться как по отношению к действующему праву, так и по отношению к праву, существовавшему в прошлом. Сравнение однотипных явлений (отраслей, институтов, норм), существовавших в разное время, называется диахронным. Однако чаще всего предметом сравнения являются действующие правовые системы и их компоненты. Такое сравнение называется синхронным. В юридической науке и практике различают уровни сравнительного правового анализа: макроуровень предполагает проведение сравнительных исследований в рамках типов права, правовых семей или же науровне конкретных правовых систем; микроуровень предполагает проведение аналогичных исследований на уровне правовых категорий, институтов, норм. Сравнительное правоведение призвано сыграть огромную роль в обновлении юридической науки и в выработке нового международного и национального права, отвечающего условиям современного мира. Современная юриспруденция немыслима без использования сравнительного правового метода (метода компаративистики). Характерно, что еще в середине XX столетия компаративистика была уделом избранных. Сегодня же сравнительное правоведение является важнейшей составляющей профессиональной подготовки юристов. Заглавная идея компаративистики, первоначально представленная в качестве стратегической — идея " вселенского права" (Международный конгресс сравнительного права 1900 г. в Париже^, частично получила выражение в международном праве, в целом оказалась иллюзорной на фоне развития правовых систем и культур. С другой стороны, правовое развитие не может быть ограничено рамками своей правовой культуры. Не случайно ни одна национальная юридическая наука не может развиваться только на основе информации о своей правовой системе. Сравнительное право (Р. Давид) один из элементов универсализма юриспруденции, особенно важного в наше время, потому компаративистике принадлежит первостепенная роль в изучении права и изменениях права. Первопричины интереса к сравнительному правоведению связаны с развитием национальной правовой культуры, необходимости осуществления действенной правовой политики, наконец, они в проблемах глобализации, на почве которых, в частности, нарастают конфликты и кризисы в политической и правовой сферах. Сравнительное правоведение выступает в качестве важного инструмента постижения и развития права. Его нормативная функция состоит в том, чтобы, используя чужой опыт, дать толчок процессу собственного правотворчества. При этом разумное подражание чужим законам и институтам, при формировании собственных, связано с учетом той новой среды, в которой они будут применяться. К. Цвейгерт и X. Кетц пишут о четырех определяющих функциях сравнительного правоведения: 1) законодательной, когда результаты сравнительно-правовых исследований используются как материал для законодателя; 2) интерпретационной — сравнительно-правовые исследования выступают как инструмент для толкования законодательства; 3) дидактической — здесь проявляется значение сравнительного правоведения для юридического образования; 4) унификационной — свидетельствующей о роли социально-правовых исследований для унификации права. Между тем, использование итогов сравнительного правоведения значительно шире, нежели сфера законодательства, его интерпретации, унификации и обучения юристов. В частности возрастает значение сравнительно-правовых исследований в правоприменительной деятельности (правоприменительная функция), в деятельности хозяйствующих субъектов (договорная функция), в деятельности международных организаций и межгосударственных объединений (международная функция), при проведении научных исследований в правовой сфере (научная функция). Сформулированы методологические правила, которыми целесообразно пользоваться в сравнительном правоведении: — правильный выбор объектов сравнительного анализа и корректная постановка целей, обусловленная его природой и потребностями субъекта; — проведение сравнения на макро- и микроуровне с использованием различных методов для выяснения внутренних связей и зави-. симостей; — правильное определение признаков сравниваемых явлений, норм, институтов и формулирование задач; — выявление степени сходства и различия юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах; — разработка и применение критериев оценки сходства, различия и несопоставимости правовых явлений, институтов и норм; — определение результатов сравнительно-правового анализа и возможностей их использования. Применительно к различным объектам сравнения (нормы, акты, институты) эти критерии используются в определенной пропорции. По сути, это " коэффициент сравнения", т. е. количество необходимых критериев. Главные цели сравнительного правоведения: познавательная; информационная; аналитическая; интегративная; критическая; пропагандистская. В целом же современная юридическая компаративистика призвана ответить на вопросы: что происходит на правовой карте мира? Как развиваются основные правовые системы современности? Как отражаются изменяющиеся условия жизни в национальных правовых системах? Среди объектов сравнительного правоведения (Ю. А. Тихомиров): вся правовая реальность, ее состояние и изменения; правовые явления и институты, принадлежащие к определенной правовой семье; правовые учения, концепции и правовые взгляды; правовая система; правовые массивы и комплексы межгосударственных объединений; национальное законодательство; отрасли, подотрасли законодательства; правовые институты; законы и другие правовые акты; правовые нормы; юридическая техника. Сравнительное правоведение не только фиксирует универсальный характер права в качестве составляющей различных цивилизаций и культур, но и раскрывает особенности существования правовых систем, их соединение в правовые семьи, их разделение по правовым традициям. Современная компаративистика призвана раскрывать тенденции развития правовых систем, возможности и пределы заимствования достижений других правовых культур, пути сохранения собственных правовых традиций, ценностей и норм. Сравнительное правоведение позволяет преодолевать сложившееся представление о европоцентрическом развитии правовых культур. Отсюда становится очевидным необходимость избегать критериев развитости при оценке различных правовых систем. Значение исследований сравнительного правоведения в необходимости отка > а от представлений об универсальных моделях правового развития, поскольку правовая эволюция связана с использованием традиций, уникальности и самобытности различных правовых систем, культур и цивилизаций. Глобализация выводит к необходимости осмысления проблем правовой конвергенции. Особый интерес здесь представляет общее право Европы и общее право Латинской Америки, являющиеся новыми феноменами, не относящимися ни к международному, ни к внутригосударственному праву. По-видимому, эти правовые системы могут быть обозначены как системы интегративного права. На основе сравнительного правоведения должно развиваться отечественное общетеоретическое правоведение и профессиональная подготовка юристов, позволяющая им действовать успешно как в пределах национальной правовой системы, так в других правовых системах: международных, интегративных, национальных.
|