Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Герменевтический метод в юриспруденции. Искусство интерпретации и понимания в правовой сфере.
Герменевтика — это: 1) искусство интерпретации текстов, в том числе — юридических; 2) теория понимания, постижения смысла; 3) искусство постижения чужой индивидуальности. Именно в последнем значении употреблял этот термин основатель герменевтики Ф. Шлейермахер. Методологию герменевтического анализа правовых текстов разработал в 50-е годы XX в. итальянский философ и юрист Эмилио Бетти. Бетти размышлял следующим образом. Существует мир объективного духа, фактов и человеческих событий, поступков, жестов, мыслей и проектов, следов и свидетельств идей, идеалов и реализаций. Весь этот мир подлежит интерпретации. Интерпретация предстает как процесс, цель и адекватный результат которого — понимание. Интерпретатор должен ретроспективно воспроизвести реальный процесс создания текста путем реконструкции послания и объективации намерений автора текста. В интерпретационном процессе Э.Бетти выделял четыре канона (правила): 1) канон имманентности герменевтического масштаба, иначе говоря — реконструкция текста должна соответствовать точке зрения автора. Интерпретатор ничего не должен привносить извне; ему надлежит искать смысл текста, уважая непохожесть и герменевтическую автономию объекта; 2) канон тотальности герменевтического рассмотрения. Содержание его состоит в том, что единство целого проясняется через отдельные части, а смысл отдельных частей проясняется через единство целого («герменевтический круг»); 3) канон актуальности понимания. Интерпретатор не может снять свою субъективность до конца. Чтобы реконструировать чужие мысли, произведения прошлого, чтобы вернуть в настоящую жизненную действительность чужие переживания, нужно соотнести их с собственным «духовным горизонтом»; 4) канон смысловой адекватности понимания представляет собой требование к интерпретатору текста. Понять друг друга автор и интерпретатор могут, если они конгениальны и находятся на одном уровне. Это также умение интерпретатора принять цели объекта интерпретации как свои в самом непосредственном смысле слова. Согласно Бетти процесс понимания включает в себя этапы узнавания, воспроизведения и применения. Герменевтический метод в юриспруденции призван упростить диалог правовых культур, поскольку правовые понятия и категории (такие, например, как свобода, демократия, ответственность) имеют разное значение в разных правовых системах. Наиболее плодотворно применение герменевтического метода в историко-правовых исследованиях (недаром Э.Бетти был историком права). Но при этом не следует ждать от герменевтики решения проблем, которые она перед собой не ставит и не в состоянии решить — а именно: герменевтика призвана дополнить, а не заменить собой существующую методологию юридической науки.
10. Юридическая антропология и её значение. Право в человеке – человек в праве. Юридическая антропология — это наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни, которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в разных регионах мира. Юридическая антропология сформировалась во второй половине XIX в. на стыке юриспруденции, антропологии, этнологии, социологии, культурологии, истории, философии. Из юридических дисциплин заметное влияние на ее становление оказали история права (особенно история древнего права) и сравнительное правоведение. Вначале юридическую антропологию интересовало, главным образом, исследование архаического права. Основными понятиями юридической антропологии являлись: «обычное право», «традиционное право», «обычай», '«традиция», «обычно-правовая ментальность», «обычно-правовая система». На сегодняшний день можно констатировать расширение сферы интересов современной юридической антропологии. В соответствии с антропологической концепцией право трактуется как система взаимосвязанных обязательств, рассматриваемых как право, на одной стороне, и признаваемых как обязанность, на другой стороне. Такое право-понимание указывает на возможность существования права вне мер внешнего официального (в том числе, государственного) принуждения. В рамках антропологической концепции права также возможно осуществить новый подход к проблеме становления права и его соотношения с государством. На основе огромного эмпирического материала было обосновано утверждение о том, что право возникло задолго до появления государства. Внедрение антропологического подхода в правовом мышлении позволяет осуществить «антропологический поворот» к человеку в качестве первичной правовой реалии, преодолеть существующее доминирование социоцентрических, государствоцентрических установок, предполагающих более важное значение целого (общества, государства), нежели его части (гражданина). Юридическая антропология позволяет выделить общеправовые тенденции развития, одновременно признавая правовое многообразие мира. Юридическая антропология свидетельствует, что каждая правовая культура имеет право на автономию, и следовало бы очертить пределы этой автономии, признать плюрализм правопорядка, отказавшись от свойственного юриспруденции европоцентризма. Вывод юридической антропологии сводится к тому, что право выступает в качестве инструмента, создаваемого каждым обществом для разрешения возникающих в нем конфликтов. Используя разработки юридической антропологии, правоведение выходит к новым возможностям объяснения существующей правовой реальности, глубже проникает в проблематику связи человека и власти, формирование правового менталитета, рассмотрение правовой системы и правовой культуры как продуктов определенной цивилизации.
|