Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право в системе социального регулирования. Нормативное, ненормативное и индивидуальное регулирование.
Ни одно общество не может существовать без упорядочивания поведения людей, введения его в определенные рамки, придания ему определенной направленности. Иными словами, исторически складывается и существует социальное регулирование, использующее нормативные и ненормативные регуляторы. При этом нормативное регулирование выступает как регулирование с помощью разнообразных норм, т. е. правил, масштабов поведения. Этими нормами могут быть: религиозные, моральные, политические, организационные, эстетические, правовые и т. д. Правовое регулирование отличает высокий уровень формализации, иерархичности, целостности, процессуальности и гарантированности. За счет провозглашения формального равенства и наделения участников субъективными правами и юридическими обязанностями правовое регулирование способно противостоять произволу, а право оказывается символом свободы и справедливости. Ненормативное регулирование разграничивается на ценностное (осуществляемое на основе сложившихся ценностей), директивное (здесь используется прямое указание, приказ, директива, связанные с достижением цели или решением задачи) и информационное (информированность, обеспечиваемая СМИ, используется при решении конкретных социальных и личных проблем). Ненормативные регуляторы часто дополняют (усиливают или снижают) действие нормативного регулирования. В системе социального регулирования заметно стремление обеспечивать соединение нормативного и ненормативного регулирования. В частности, в правовом регулировании сегодня просматривается соединение нормативного и ценностного регулирования, не говоря уже об использовании директивного регулирования в управлении, при разрешении экстремальных ситуаций и др. Социальное регулирование связано не только с использованием нормативного и ненормативного регулирования. Зачастую необходимо эти разновидности регулирования дополнять индивидуальным регулированием, т. е. связанным с принятием индивидуальных решений. В правовом регулировании существует настроенность на установлении жесткой связи нормативного и индивидуального регулирования. Иными словами, здесь индивидуальное регулирование может выступать только как поднормативное регулирование.
12. Нормативний, соціологічний, філософський підходи до права. Визначення права. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Определение сущности права, в конечном счете, сводится к ответу на три вопроса: «Кто создает право? Кому оно должно служить? Каким образом проявляется сущность права?». Представители разных школ права по-разному отвечают на эти вопросы. Сторонники социологического направления по аналогии с сущностью государства выделяют два аспекта в сущности права: классовый и общесоциальный. Каждый из них преобладал в определенный период исторической эволюции. Общесоциальная сущность права состоит в том, что право выражает согласованную волю населения, сформированную в результате взаимных уступок. Право создавалось людьми для удовлетворения потребности в урегулировании и предсказуемости социальных взаимодействий в условиях неравенства. Люди не могут существовать, не взаимодействуя, не создавая коллективов и организаций. Однако в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают, поскольку все люди обладают различными способностями, имеют разное материальное и социальное положение. Вследствие этого их совместная деятельность предполагает наличие четких правил, определяющих равный и всеобщий масштаб поведения. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям предсказуемость, управляемость, а всему обществу — стабильность и упорядоченность его жизни. Классовая сущность права состоит в том, что оно выражает волю господствующей социальной общности (касты, сословия, класса). Впервые право с волей правящей группы связал Т.Гоббс, говоря, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». В дальнейшем эту идею восприняли К.Маркс и Ф.Энгельс, уточнив, что право «есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни». На различных этапах развития общества классовый аспект может доминировать, влиять на общую направленность правового регулирования, либо отступать на второй план. Для современного этапа развития права характерно расширение его общесоциального содержания. Сторонники естественно-правового подхода к праву видят сущность права исключительно в его общечеловеческом содержании, в закреплении правом ценностей индивидуальной свободы, независимости и безопасности. Право выступает как формализованное добро, справедливость, милосердие, гуманизм. Нормативистское понимание абстрагируется от социальных характеристик права и потому связывает сущность права исключительно с волей государства. Так, по определению русского юриста В.М. Хвостова правом являются «те нормы поведения, которые взяты под защиту государством». Назначение права состоит в том, что оно является государственно-властным нормативным регулятором общественных отношений и поведения людей, согласования их интересов, примирения конфликтов. С каких бы позиций не оценивалась сущность права, она проявляется через такие качественные черты права, как его признаки, принципы, функции. В праве, как сложной категории, можно выделить юридическую и социальную сторону. В сугубо юридическом смысле слова право — это система общеобязательных, формально определенных, установленных и обеспечиваемых государством правил поведения. Право как социальное явление представляет собой регулятор общественных отношений. Через формальное закрепление меры свободы, равенства и справедливости право выражает единство общесоциальных и групповых интересов. Право — это система общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающая меру свободы и справедливости, достигнутую в данном обществе, и служащая для регулирования общественных отношений. Сущность и ценность права как явления социального порядка проявляется через его признаки: 1) общеобязательность. В отличие от иных социальных норм правовые предписания адресованы всем субъектам права и обязательны для них; 2) нормативность. Право состоит из правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведения людей; 3) формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде, они имеют определенную логическую структуру. Право устанавливает определенные рамки поведения субъекта, четко формулируя его права и обязанности; 4) системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм; 5) связь с государством. Право связано с государством, прежде всего, тем, что правовые нормы устанавливаются или официально признаются государством. Право охраняется государственным принуждением; 6) регулятивность. Право выступает в качестве регулятора общественных отношений, и в этом состоит его главная социальная ценность; 7) выражение меры свободы и справедливости. Право нередко называют математикой свободы. Действительно, право воплощает основные права и свободы человека, предоставляет человеку легальную возможность реализовать свои интересы. Кроме того, оно устанавливает баланс между поведением человека и его социальным положением (справедливость); 8) процедурностъ. Процедура, то есть установленный порядок и последовательность действий, предусмотрена как для издания, так и для реализации юридических норм; 9) компромиссный характер. Право по своей природе есть инструмент социального компромисса, своеобразного договора в масштабе общества.
13. Правові системи. Національні, інтегративні й міжнародна правові системи. Правовая система — это объективное, исторически закономерное правовое явление, которое включает в себя взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодействующие компоненты: право и воплощающее его законодательство, юридические учреждения, юридическую практику, субъективные права и обязанности, правовую деятельность и правоотношения, правосознание и культуру, правовую идеологию и др. Понятия правовой системы и системы права не тождественны. Правовая система — это обобщающее понятие, включающее в себя все позитивные явления, связанные с правом. Система права является базовым составным элементом правовой системы. Структура правовой системы общества включает несколько подсистем (блоков): 1) институциональный блок составляют субъекты права — физические и юридические лица, государство, социальные общности. Без существования этого блока право бессмысленно; 2) нормативный блок включает правовые нормы (система права); 3) функциональный блок представляет собой правовое поведение во всем его многообразии (правотворчество, правореализация, правоприменение, юридическая практика, правовое воспитание); 4) идеологический блок включает правосознание и правовую культуру (личности, группы, общества); 5) коммуникативный блок устанавливает и интегрирует связи между остальными блоками правовой системы. Они воплощаются в категориях законности и правопорядка. Современная типология права — сравнительно новая отрасль юридического знания, представляющая собой учение о типах правовых систем. Тип (семья) правовой системы — совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Задачей типологии является установление типовой принадлежности правовой системы того или иного народа (государства), а также сравнительное исследование и классификация правовых систем. Типология правовых систем создает «правовую карту мира», показывающую, к каким правовым типам (семьям) принадлежат правовые системы народов земного шара. Критерии классификации правовых систем: 1) единство генезиса. Правовые системы, принадлежащие к одному типу, имеют общие исторические корни, в частности, общие памятники права базируются на одних и тех же правовых началах, развивались в сходных условиях; 2) общность форм права и их соотношения. Например, для стран романо-германской правовой семьи основным источником права является нормативно-правовой акт. Все иные формы права играют подсобную роль; 3) единство структуры системы права и нормы права. Например, для романо-германского типа права характерно деление системы права на частное и публичное, на отрасли и институты, структура нормы права имеет единообразный трехзвенный характер; 4) единство идеологических (философских, политических, религиозных) основ и принципов права. Например, для романо-германского типа права характерна доктрина верховенства закона, а для религиозного типа — доктрина верховенства религиозных норм в системе социального регулирования; 5) единство юридической техники, т.е. унифицированная терминология или, по крайней мере, общие подходы к ее формированию, сходные категории, конструкции и понятия. Например, для романо-германской семьи характерно использование римской юридической терминологии; 6) сходство правовых учреждений и правовой практики. Например, для романо-германской семьи характерна правоприменительная деятельность судей, а для англоамериканской — правотворчество судей.
|