Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточный алдар и Западный алдар






У Западного алдара была кобыла, и принесла она жеребенка. Жеребенок оказался афсургом, и слух об этом разнесся сначала по ближним селам, а там и по всей стране. И Западный алдар, и весь его народ радовались афсургу. Да и как им было не радоваться, ведь у них появилась возможность улучшить породу своих лошадей.

Однако недолго пришлось им радоваться. Прослышал об аф-сурге Восточный алдар и не находил с тех пор себе места. Давно мечтал он о таком коне, да все никак не мог добыть. И отправил он послов к Западному алдару. Прибыли послы, сказали:

— Восточный алдар прислал нас к тебе.

— Зачем? — спросил Западный алдар.

— На Востоке пасся в поле жеребец нашего алдара. Заржал он, и его ржание донеслось до ушей твоей кобылы, поэтому у нее и родился афсург. Теперь наш алдар велит передать тебе: афсург принадлежит ему, поскольку появился от ржания его жеребца. И он просит отдать афсурга пО-хорошему, иначе приведет сюда войско и заберет его силой, и одним афсургом дело не кончится, если ты не выполнишь его желание.

Западный алдар ответил:

— Хорошо, только попросите вашего алдара, пусть даст мне срок несколько месяцев, и я приведу жеребенка.

— Мы передадим это нашему алдару, попросим его подождать до срока, названного тобой, — и послы, попрощавшись с Западным алдаром, отправились домой.

А Западный алдар созвал народ и рассказал, какая беда приключилась.

Долго судили-рядили и, наконец, решили:

— Делать нечего, придется подчиниться. Мы понимаем, что Восточный алдар несправедливо нас притесняет, а сделать ничего не можем: у него войск в несколько раз больше, чем у нас. Но давайте выберем послов и отправим к нему, может, удастся его уговорить.

Никто не хотел ехать послом к Восточному алдару. Наконец, после долгих разговоров, кое-как согласились три человека.

Собрались они в путь, сели на коней и отправились в Восточную страну. Ехали они с большой неохотой, словно в преисподнюю: всем было известно, как жесток Восточный алдар.

Добрались до какого-то села. Смотрят — на перекрестке трех улиц горит костер, вокруг него бегает юноша, бросает в костер сучья и щепки и кричит:

— Огонь, огонь! Все сюда, грейтесь!

Удивились послы: необычным показалось им занятие юноши. Доехали они до костра, придержали коней, и один из послов спросил:

— Что ты делаешь здесь, на перекрестке трех улиц? Ты же можешь сжечь все село!

— За село не беспокойтесь, — ответил юноша и опять закричал:

— Огонь, огонь! Грейтесь все!

— Да ведь и так палит солнце, и некуда деться от жары, кому нужен твой костер?

А юноша все кричит:

— Огонь, огонь! — и подбрасывает сучья в костер.

— Что за чудеса? — удивились послы. — Может, он сумасшедший?

— У тебя есть отец? — спросили они юношу.

— Есть.

— А где он?

— Сегодня с утра пошел искать ссоры.

— А мать есть?

— Есть?

— А она где?

— Пошла в долг на похороны.

— Может, у тебя брат есть?

— Есть у меня один брат, так он на задворках охотится в голой степи.

Ничего не поняли послы, пожали плечами и поехали себе дальше. А парень все кричит:

— Огонь! Огонь!

Послы, проехав немного, разговорились:

— Непонятно, зачем он развел костер.

— А зачем кричал: «Огонь, огонь»?

— И из ответов его мы ничего не поняли: отец ищет ссоры, мать в долг на похоронах, а брат охотится в голой степи! Давайте вернемся и узнаем, что все это значит.

Вернулись они и спросили:

— Как понять, что твой отец пошел искать ссоры?

— Есть у нас кусок земли там, где сходятся семь дорог. На рассвете отец пошел пахать эту землю. Но всякий, кто идет по этим дорогам, будет топтать его пашню, так что ему придется ругаться с каждым из них.

Переглянулись послы.

— А что такое ходить на похороны в долг?

— В соседнем селе умер юноша, и мать моя пошла туда. Если завтра умру я, оттуда придут на мои похороны и тем самым вернут ей долг.

— А что ты называешь охотой в голой степи?

— Мой брат на задворках снял с себя рубашку и ищет в ней насекомых. :

Тут послы слезли с коней и рассказали юноше, куда они едут и зачем.

— Боимся мы, что ничего у нас не получится, да и за себя тоже боимся: уж очень суров Восточный алдар. Может, ты возьмешься за это дело?

— Что ж, возьмусь, если доверите, — ответил юноша.

— Тогда едем вместе к Западному алдару, попросим его послать тебя вместо нас.

Вернулись они обратно. Стал юноша жить в доме алдара, а тот принимал его как дорогого гостя.

Прошло время, и заметил юноша, что алдара что-то гнетет.

— Прошу прощения, алдар, но мне кажется, у тебя какая-то печаль, — сказал юноша.

— Это правда, — ответил алдар. — Подходит к концу срок, который я попросил у Восточного алдара, а я до сих пор не придумал, как оставить себе афсурга. Боюсь, Восточный алдар нападет на меня, тогда и афсург достанется ему, и неизвестно, что будет со мной самим. Вот о чем я тревожусь.

— Было бы о чем тревожиться! — сказал юноша. — Поручи это мне. Я сделаю так, что и жеребенок будет твоим, и Восточный алдар не подойдет к твоим границам. Только пошли меня к нему.

— Ни о чем другом я не прошу Бога, — сказал алдар. — Половину своих богатств отдам я тебе, если выручишь меня.

— Я поеду к Восточному алдару, — сказал юноша, только ты снаряди меня в путь так, как я скажу.

— Ни в чем тебе не будет отказа, — ответил алдар.

— Хорошо. Дай мне большого верблюда, козла с длинной бородой и сотню всадников.

Алдар так и сделал.

Отправился юноша к Восточному алдару, а с ним сотня всадников, верблюд и бородатый козел.

Они долго ехали — кто знает, сколько дней — но добрались, наконец, до столицы Восточного царства. Юноша остановил всадников и сказал:

— Здесь мы разделимся на два отряда. Первый отряд поскачет во весь опор по улицам, так, чтобы все собаки погнались за ним. Второй отряд поскачет следом. Как только собаки окажутся между вами, начните их избивать, чтобы ни одна не ушла живой. После этого поезжайте в дом алдара, в его гостевые комнаты. Хозяева собак соберутся и станут требовать от вас ответа, но вы молчите. Что бы они ни говорили, пусть ни один из вас не проронит ни слова.

Как задумали, так и сделали. Перебили всех собак, а сами, как ни в чем не бывало, поехали в дом алдара. Вскоре собралась шумная толпа.

— Надо убить их, как они убили наших собак! — сказал один человек.

Другой возразил ему:

— Понравится ли алдару, если мы тронем их без его ведома? Вы ведь знаете его нрав. Собаки собаками, а как бы нам самим не было худо: алдар, если разгневается, и нас перебьет, и дома наши сожжет. Как-никак, это его гости.

— Что же делать?

— Давайте пошлем к алдару выборных людей, пусть они расскажут ему, что произошло, а он сам решит, что делать.

Выборные пришли к алдару, тот выслушал их и сказал:

— Идите к этим людям и спросите, почему они перебили собак? Пошли к гостям, стали их спрашивать, а те молчат. Тут взял слово юноша. Долго говорил, о чем только не сказал, а о деле — ни слова.

Выборные, на дождавшись ответа, вернулись к алдару.

— Там сто мужчин и один юноша. Мы спросили их, и мужчины молчали, словно камни, а юноша, будь он неладен, чего только не наплел, но толкового ответа мы не дождались.

— Идите и скажите: пусть ответит тот, у кого большое тело и маленькая голова.

Передали гостям слова алдара. Юноша вывел вперед верблюда:

— У него большое тело и маленькая голова, но я сомневаюсь, чтобы он вам ответил.

Передали алдару слова юноши. Алдар почесал в затылке и сказал:

— Пусть ответит тот, у кого большая борода. Тогда юноша вывел вперед козла.

— Поверьте, немного найдется бород больше, чем у этого козла, хоть целый год ищите. Но не думаю, что и он вам ответит.

Передали и эти слова алдару. Покачал алдар головой, подумал: «Видно, непростой гость ко мне явился. Пойду-ка я к нему сам».

Поздоровался алдар с гостями, сел, как положено, на место старшего, и спросил:

— За что вы истребили наших собак?

Никто и рта не раскрыл, только юноша ответил:

— Что нам оставалось делать, алдар? Были мы на охоте в Западной стране. Подъехали к лесу и видим: на опушке пасутся сто оленей, и все с ветвистыми рогами. Не успели мы прицелиться, как вдруг в вашей стране залаяли собаки. Олени испугались и бросились бежать — только мы их и видели. Что бы ты, алдар, сделал на нашем месте? Разве не стоило перебить собак, оставивших нас без такой добычи?

Алдар, помолчав, сказал:

— Пусть так, я готов поверить, что вы встретили сразу сто оленей. Но как мог донестись собачий лай в такое место, куда всадник и за неделю не доберется?

— На это, алдар, я расскажу тебе одну быль, если ты согласен меня выслушать.

— Слушаю тебя, гость, — сказал алдар.

— Где-то далеко, у западного края небес, кобыла алдара родила никчемного жеребенка. Узнал об этом другой алдар, живущий у восточного края небес, и решил завладеть жеребенком. Послал он к первому алдару людей с известием: «Мой жеребец заржал здесь, на Востоке, а на Западе его услышала твоя кобыла, оттого у нее и появился жеребенок. Раз этот жеребенок от моего жеребца, значит, он мой и ты должен отдать его». Теперь, алдар, я осмелюсь спросить тебя: разве лай собак не донесется туда, куда донеслось ржание жеребца?

Растерялся алдар и какое-то время не знал, что ответить. Наконец он сказал:

— Я воспитал единственную дочь и до сих пор не видел юноши, достойного ее. Но ты, кажется, годишься мне в зятья. Отдаю тебе дочь. А жеребенок пусть остается там, где он есть.

И юноша женился на дочери Восточного алдара.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал