Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СТИХИРЫ ПАСХИ
Стjхъ: Да воскрeснетъ бGъ, и3 расточaтсz врази2 є3гw2.
| Стих: Да восстанет Бог и да рассеются враги Его, и да убегут от Него ненавидящие Его.
| Пaсха сщ7eннаz нaмъ днeсь показaсz: пaсха н0ва с™az: пaсха тaинственнаz: пaсха всечестнaz: пaсха хrт0съ и3збaвитель: пaсха непор0чнаz: пaсха вели1каz: пaсха вёрныхъ: пaсха двє1ри р†йскіz нaмъ tверзaющаz: пaсха всёхъ њсвzщaющаz вёрныхъ.
| Пасха священная нам сегодня явлена – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха, достойная всякой чести, Пасха – Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, * Пасха, отверзшая нам врата Рая, Пасха, освящающая всех верных.
| * «Верными» называются христиане.
| Стjхъ: Ћкw и3счезaетъ дhмъ, да и3счeзнутъ.
| Стих: Как исчезает дым – так да исчезнут.
| Пріиди1те t видёніz жєны2 бlговBстницы, и3 сіHну рцhте: пріими2 t нaсъ рaдости бlговёщеніz, воскресeніz хrт0ва: красyйсz, ликyй, и3 рaдуйсz їерусали1ме, цRS хrтA ўзрёвъ и3з8 гр0ба, ћкw женихA происходsща.
| Придите, жёны благовестницы, и скажите Сиону о том, что вы увидели: «Прими от нас весть о радости Воскресения Христова; веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, увидев, как жениха, * Царя Христа, выходящего из гроба!»
| * Иерусалим – церковь Христова, Его невеста. Смотрите также примечание к 5-й песни канона.
| Стjхъ: Тaкw да поги1бнутъ грёшницы t лицA б9іz, ґ прaвєдницы да возвеселsтсz.
| Стих: Да не будет же грешников пред Богом, а праведники да возвеселятся.
| МmронHсицы жєны2, ќтру глубокY, предстaвшz гр0бу живодaвца, њбрэт0ша ѓгGла на кaмени сэдsща, и3 т0й провэщaвъ и5мъ си1це глаг0лаше: что2 и4щете живaгw съ мeртвыми; что2 плaчете нетлённагw во тли2; шeдше проповёдите ўченикHмъ є3гw2.
| Жены мироносицы, придя рано утром ко гробу Жизнодавца, обнаружили Ангела, сидящего на камне. И он, обратившись к ним сказал: «Что вы ищете Живого среди мёртвых? Зачем оплакиваете Нетленного, как будто Он – в тлении? Пойдите и возвестите о Воскресении ученикам Его!»
| Стjхъ: Сeй дeнь, є3г0же сотвори2 гDь, возрaдуемсz и3 возвесели1мсz в0нь.
| Стих: Вот, день, который сотворил Господь, возрадуемся же и будем веселиться в нём!
| Пaсха крaснаz, пaсха, гDнz пaсха, пaсха всечестнaz нaмъ возсіS. пaсха, рaдостію дрyгъ дрyга њб8и1мемъ. q пaсха! и3збавлeніе ск0рби, и4бо и3з8 гр0ба днeсь ћкw t черт0га возсіsвъ хrт0съ, жєны2 рaдости и3сп0лни глаг0лz: проповёдите ґпcлwмъ.
| Пасха прекрасная! Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам восияла! Пасха — радостно друг друга обнимем! О, Пасха, избавление от скорби: ибо сегодня Христос, как жених из брачного чертога, воссияв из гроба, наполнил радостью жён мироносиц, говоря: «Возвестите обо Мне Апостолам!»
| Слaва и3 нhнэ:
| Слава. И сейчас.
| Воскrніz дeнь, и3 просвэти1мсz торжеств0мъ, и3 дрyгъ дрyга њб8и1мемъ. рцeмъ брaтіе, и3 ненави1дzщымъ нaсъ, прости1мъ вс‰ воскrніемъ, и3 тaкw возопіи1мъ: Хrт0съ воскрeсе и3з8 мeртвыхъ, смeртію смeрть попрaвъ, и3 сyщымъ во гробёхъ жив0тъ даровaвъ.
| Воскресения день – засияем торжеством и друг друга обнимем! Скажем: «Братья!» и тем, кто ненавидит нас; простим всё в этот день воскресения, и так воскликнем: Христос воскрес из мёртвых, поправ Своею смертью смерть и даровав умершим жизнь.
| И# по нeмъ: Хrт0съ воскрeсе: вeсь три1жды. И є3ктеніA мaлаz.
|
Здесь открывается сущность жизни будущего века: Любовь. И тем, кто не может простить друг другу всего в радости Воскресения, остаётся одно: исчезнуть, как дым. На пире Любви нет места ненависти. Любовь всё покрывает (1 Кор. 13, 7). Ныне Церковь ещё на земле дает образ райского блаженства, свято увлекая любовью к тому бытию, где Бог будет всяческая всех и услаждению не будет конца. Всеобъемлющий, всепрощающий, вселюбящий и вселенский характер Пасхи Христовой запечатлевает читаемое после целования «Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения», автором которого является святитель Иоанн Златоуст.
Ѓще кто2 бlгочести1въ и3 бGолюби1въ, да наслади1тсz сегw2 д0брагw и3 свётлагw торжествA. ѓще кто2 рaбъ бlгоразyмный, да вни1детъ рaдуzсz въ рaдость гDа своегw2. ѓще кто2 потруди1сz постsсz, да воспріи1метъ нhнэ динaрій. ѓще кто2 t пeрвагw часA дёлалъ є4сть, да пріи1метъ днeсь првdный д0лгъ. ѓще кто2 по трeтіемъ часЁ пріи1де, благодарS да прaзднуетъ. ѓще кто2 по шест0мъ часЁ дости1же, ничт0же да сумни1тсz, и4бо ничи1мже tтщетэвaетсz. ѓще кто2 лиши1сz и3 девsтагw часA, да пристyпитъ, ничт0же сумнsсz, ничт0же боsсz. ѓще кто2 т0чію дости1же и3 во є3динонадесsтый чaсъ, да не ўстраши1тсz замедлeніz: любочести1въ бо сhй вLка, пріeмлетъ послёднzго ћкоже и3 пeрваго: ўпокоевaетъ въ є3динонадесsтый чaсъ пришeдшаго, ћкоже дёлавшаго t пeрвагw часA. и3 послёднzго ми1луетъ, и3 пeрвому ўгождaетъ, и3 џному даeтъ, и3 семY дaрствуетъ, и3 дэлA пріeмлетъ, и3 намёреніе цэлyетъ, и3 дэsніе почитaетъ, и3 предложeніе хвaлитъ. Тёмже ќбw вни1дите вси2 въ рaдость гDа своегw2: и3 пeрвіи и3 вторjи, мздY пріими1те. богaтіи и3 ўб0зіи, дрyгъ со дрyгомъ ликyйте. воздє1ржницы и3 лэни1віи, дeнь почти1те. пости1вшіисz и3 непости1вшіисz, возвесели1тесz днeсь. Трапeза и3сп0лнена, наслади1тесz вси2. тэлeцъ ўпитaнный, никт0же да и3зhдетъ ѓлчай: вси2 наслади1тесz пи1ра вёры: вси2 воспріими1те богaтство блaгости. Никт0же да рыдaетъ ўб0жества, kви1сz бо џбщее цrтво. Никт0же да плaчетъ прегрэшeній, прощeніе бо t гр0ба возсіS. Никт0же да ўбои1тсz смeрти, свободи1 бо нaсъ сп7сова смeрть. ўгаси2 ю5, и4же t неS держи1мый. плэни2 ѓда, сошeдый во ѓдъ. Њгорчи2 є3го2 вкуси1вша пл0ти є3гw2. И# сіE предпріeмый и3сaіа возопи2: ѓдъ, глаг0летъ, њгорчи1сz, срётъ тS д0лэ. Њгорчи1сz, и4бо ўпраздни1сz. њгорчи1сz, и4бо порyганъ бhсть. њгорчи1сz, и4бо ўмертви1сz. њгорчи1сz, и4бо низложи1сz. њгорчи1сz, и4бо свzзaсz. пріsтъ тёло, и3 бGу прирази1сz. пріsтъ зeмлю, и3 срёте нб7о. пріsтъ є4же ви1дzше, и3 впадE во є4же не ви1дzше. ГдЁ твоE, смeрте, жaло, гдЁ твоS, ѓде, побёда; Воскрeсе хrт0съ, и3 ты2 низвeрглсz є3си2. Воскрeсе хrт0съ, и3 пад0ша дeмwни. Воскрeсе хrт0съ, и3 рaдуютсz ѓгGли. Воскрeсе хrт0съ, и3 жи1знь жи1тельствуетъ. Воскрeсе хrт0съ, и3 мeртвый ни є3ди1нъ во гр0бэ: хrт0съ бо востaвъ t мeртвыхъ, начaтокъ ўс0пшихъ бhсть. ТомY слaва и3 держaва, во вёки вэкHвъ. ґми1нь.
| Кто благочестив и любит Бога, – да насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто – раб благоразумный, пусть войдёт он радостно в радость Господа своего. Если кто потрудился, постясь, пусть получит ныне динарий. Если кто поработал от первого часа, пусть сегодня примет справедливую плату. Если кто пришёл после третьего часа, – пусть начнёт приятно праздновать. Если кто прибыл после шестого, пусть не имеет никакого сомнения, ибо он ничего не теряет. Если кто опоздал и к девятому, пусть подойдёт без всякого колебания. Если кто успел только к одиннадцатому, пусть не побоится, что промедлил, ибо Хозяин, будучи щедр, принимает последнего так же, как и первого: Он даёт приют для отдыха пришедшему в одиннадцатом часу, как и поработавшему с первого; и последнего Он милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этого одаряет; и дела принимает, и желание приветствует; и действие ценит, и намерение хвалит. Так войдите же все в радость Господа нашего, – и первые и вторые получите награду. Богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержные и нерадивые, этот день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна – насладитесь все. Телец велик – пусть никто не уйдёт голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все воспользуйтесь богатством благости. Пусть никто не плачется на бедность, ибо для всех явилось Царство. Пусть никто не скорбит о согрешениях, ибо прощение из гроба воссияло. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя: уничтожил её Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Он горечи исполнил того, кто вкусил плоти Его. И Исаия, предвосхитив это, воскликнул: «Аду», – сказал он, – «горько пришлось, когда встретил он Тебя в преисподней». Горько, ибо был он упразднён; горько, ибо был он поруган; горько, ибо был он умерщвлён; горько, ибо был он разрушен; горько, ибо был он связан. Принял тело, и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел, и пал от того, чего не видел. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, – и ты повержен. Воскрес Христос, – и пали демоны. Воскрес Христос, – и радуются Ангелы. Воскрес Христос, – и жизнь вступает в свои права. Воскрес Христос, – и ни одного мёртвого в могиле. Ибо Христос, восстав из мёртвых, стал начатком усопших. Ему слава и власть во веки веков. Аминь.
|
Это Слово настолько глубоко и верно, что Церковь постановила почитать свт. Иоанна Златоуста пением ему тропаря.
Ќстъ твои1хъ ћкоже свётлость nгнS возсіsвши бlгодaть, вселeнную просвэти2: не сребролю1біz мjрови сокрHвища снискA, высотY нaмъ смиренномyдріz показA, но твои1ми словесы2 наказyz, џ§е їwaнне златоyсте, моли2 сл0ва хrтA бGа, спасти1сz душaмъ нaшымъ.
| Воссиявшая как светоч огненных уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.
|
Моление Церкви усиливается в сугубой ектении, испрашивающей людям великих и богатых милостей у Человеколюбца Бога. Усердность моления хор подчёркивает троекратным пением Господи, помилуй. В просительной ектении, как говорит о том её наименование, Церковь просит Господа о различных духовных нуждах христианина. Хор на каждое прошение ектении от имени молящихся воспевает: Подай, Господи.
Священник возглашает: М ир всем, а диакон призывает молящихся. преклонить главы во образ смирения и сокрушения духа. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.
Сугубая и просительная ектении на утрени ничем не разделяются и, сливаясь, составляют одну большую величественную молитву.
Возгласом П ремудрость начинается чин отпуста. Отпуст – благословение священника на выход молящихся из храма после Богослужения.
Хор от лица молящихся просит: Б лагослови. Священник дерзновенно возглашает величайшее и полное тайны Имя Божие: С ый (еврейск. «Сущий», «Иегова») благословен Христос Бог наш.»
Далее Церковь просит Господа утвердить святую православную веру православных христиан на вечные времена.
Вместо обычного окончания Утрени духовенство снова запевает тропарь – победную песнь сегодняшнего праздника. Хор её допевает, и Настоятель произносит отпуст, который ещё раз напоминает смысл сегодняшнего торжества.
Хrт0съ воскресhй и3з8 мeртвыхъ, смeртію смeрть попрaвый, и3 сyщымъ во гробёхъ жив0тъ даровaвый: и4стинный бGъ нaшъ, моли1твами пречcтыz своеS м™ре и3 всёхъ с™hхъ, поми1луетъ и3 спасeтъ нaсъ, ћкw бlгъ и3 чlвэколю1бецъ.
| Христос, воскресший из мёртвых, смертью смерть поправший и тем, кто в гробницах, жизнь даровавший, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец.
|
Настоятель благословляет молящихся Крестом и возглашает Пасхальное приветствие: Христос воскресе! Весь храм отвечает ему: Воистину воскресе!, а хор трижды поёт торжественный тропарь и особое песнопение, подтверждающее обетования Христа о нашем спасении:
И# нaмъ даровA жив0тъ вёчный, покланsемсz є3гw2 триднeвному воскrнію.
| И нам даровал жизнь вечную, поклоняемся его тридневному воскресению.
|
После этого хором поётся Пасхальный Час. Пасхальные часы, которые поются только в день Пасхи и на всей Светлой Седмице очень отличаются от обычных – прежде всего тем, что на них ничего не читается, а всё поётся. Это делается в знак огромной радости, которая переполняет сердца всех молящихся. Кроме того, Пасхальный Час состоит не из псалмов (Псалтирь на Светлой Седмице не читается), а из набора воскресных и пасхальных песнопений, которые только что звучали на Светлой Заутрени. Поэтому мы текст Пасхального часа не приводим.
|