Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПАСХАЛЬНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Пост Великой Субботы заканчивается в полночь (до куроглашения — Трулльский Собор, правило 89; правило 1 святого Дионисия Александрийского; Типикон — последование Великой Субботы). Вследствие этого Литургия в день Святой Пасхи бывает самой ранней — непосредственно за утреней, обыкновенно часов около двух ночи; Последование Литургии бывает порану. В день Святой Пасхи совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста. Литургия — общественное Богослужение, за которым совершается Таинство Святого Причащения. Божественная Литургия называется также Евхаристией — благодарением. Совершая её, мы благодарим Бога за спасение рода человеческого от греха, проклятия и смерти Жертвой, принесённой на Кресте Его Сыном, Господом нашим Иисусом Христом. Это великое Таинство любви Бога к человеку было установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф 26: 26-29, Мк 14: 22-25, Лк 22: 19-21: 1 Кор. 11: 23-26). Господь повелел творить это Таинство в Его воспоминание (Лк 22: 9). Затем священник произносит начальный возглас: Благословенно царство… Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом торжественнейшем моменте: «Уже первые слова Божественной Литургии говорят нам о там, что место, куда мы входим, чтобы принести словесную службу, — благословенное Царство Святой Троицы. «Б лагословено Царство, — восклицает священник, — Отца и Сына и Святаго Духа» — потому что чрез вочеловечение Господа люди постигли, что в Трёх Лицах существует Бог. Поэтому в начале мы исповедуем Троицу», благодатное царствование Христа с Отцом и Духом в Церкви. Троичность многих частей Литургии; возгласы, ектении, начальные антифоны, Трисвятая песнь, Аллилуйя, пение Прокимена и т. д. — свидетельствует о нашем присутствии в Царстве Святой Троицы. Священнослужителями поётся трижды тропарь:
Тропарь — краткое песнопение, выражающее сущность праздника. Настоящий тропарь поётся трижды священнослужителями и трижды певчими. В Воскресении Христовом прославилась вся Пресвятая Троица, откровение о Которой принесено на землю Вторым Ее Лицом, воплощённым Словом, воскресшим из мёртвых. После пения «Христос воскресе» начинается стихословие 67-го псалма, причем стихи возглашает Настоятель, а тропарь «Христос воскресе» — поёт хор. Часто эти тропари поются на разных языках мiра. Перед возглашением каждого стиха Настоятель кадит одну из сторон света – восток, запад, юг, север, и снова восток.
И священники опять поют: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Хор заканчивает тропарь: И сущым во гробех живот даровав. М иром Господу помолимся — этими словами начинается великая или мирная ектения. Молящиеся призываются совершать моление в мире, тишине и спокойствии духа, с чистой совестью, в единомыслии и взаимной любви. Мы испрашиваем такого мира от Господа, который апостол Павел называет «превысшим всякого ума» (Флп. 4: 7), просим помощи и в наших вседневных нуждах, просим духовного совершенства, чтобы следовать за Владыкой Христом, сказавшим «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5: 48). Во время этой ектении Священник про себя читает молитву 1 Антифона, которой можно молиться и остальным верующим, однако, поскольку во время ектении нужно молиться вместе со всеми всеобъемлющей молитвой «Господи, помилуй!», эту молитву лучше всего прочитать вместе с молитвой 2 Антифона во время пения 1 Антифона.
После возгласа начинается пение пасхальных литургийных антифонов, разделяемых малыми ектениями на три части — в честь Пресвятой Троицы.
После малой ектении поётся второй антифон. Во время пения антифона священник про себя молится:
В этом церковном гимне выражена полнота попечения Бога о спасении рода человеческого чрез пришествие в мир Сына Божия, предвозвещённого ветхозаветными пророками, о воплощении Его от Пресвятой Богородицы, и раскрывается тайна Божиего Домостроительства спасения человека: проповедь Божественного учения, вольные страдания и Крестная смерть Спасителя, которой Он победил грех и смерть. Произносится малая ектения. В это время священник читает молитву:
И снова звучат победоносные строки 67-го псалма. Поётся третий антифон. Тропари на нём тоже могут петься на разных языках Православных Церквей мiра.
Во время пения третьего антифона совершается малый вход. Символика малого входа, когда из северных врат алтаря выходят свещеносцы со свечами, диакон с Евангелием и священники, раскрывается в тайной молитве, которую Настоятель произносит в это время: Владыко Господи Боже наш, уставивый (установивший) на Небесех чины и воинства Ангелов и Архангелов... сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, служащих нам и сославословящих Твою благость. Творец Литургии святитель Иоанн Златоуст пишет: «Херувимы и Серафимы спразднуют с нами настоящий праздник, который является общей и их радостью». Святая Евхаристия — дело всей Церкви, воинствующей на земле и торжествующей на Небесах. Мы, грешные люди, для принесения «Жертвы хваления» нуждаемся в небесных предстателях — в Ангелах и святых. Шествие Спасителя с сонмом ангелов и святых видел во время Литургии преподобный Серафим Саровский. Благословен вход святых Твоих... — произносит Настоятель, осеняя вход в Царские врата крестным зна´ мением. Вынос Евангелия — это выход Христа на проповедь, свеча — предшествующий Ему Иоанн Креститель (Ин 1: 27). Диакон возглашает: Премудрость, про´ сти (будьте внимательны, станьте прямо!). Это призыв к верующим в простоте сердца, стоя благоговейно, внимать премудрости Божией, явлённой миру проповедью Спасителя. Затем он возглашает входной стих.
Архиерей совершает каждение алтаря и молящихся при пении «Ис полла эти дэспота» («на многая лета, господин»). И поются тропарь и кондак, отражающие священные события праздника. Эта группа песней старается обнять все памяти, соединенные с днём совершения Литургии, в показании того, что Безкровная Жертва приносится «о всех и за вся».
После пения тропарей совершается песнь Крещения. В древности в некоторых Церквях на Пасху совершалось крещение подготовленных и наученных Православному вероучению новообращённых. Пение здесь (и во всю Светлую седмицу – неделю после Пасхи) этой песни – отголосок древней традиции, с любовью сохраняемой Церковью.
Если службу совершает архиерей, во время этого пения он молится за всю Церковь Христову, произнося слова князя Владиміра, сказанные им при Крещении Руси: «Посмотри с Небес, Боже, и увидь, и посети этот духовный сад, и укрепи его, поскольку его насадила Твоя правая рука!» Мир всем! — возглашает священник. Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников (Лк 24, 36). С этим Божественным приветствием Он послал их на всемирную «проповедь Евангелия.» Мир, — по слову святого Иоанна Златоуста, — есть матерь всех благ и основание радости». В слове «мир» Господь преподал Своим ученикам, а чрез них всем пастырям Христовой Церкви силу духовную мира (Ин 14, 27). До пришествия Господа мир между человеком и Богом был нарушен грехом. Грех, овладев человеком, нарушил взаимоотношения и между людьми. Спаситель по Своем Воскресении дарует через Святую Церковь человечеству Свой Божественный мир, воссоединяя людей с Богом, друг с другом и со всем творением (Ин 16, 33). На приветствие священника Мир всем! диакон-чтец от лица всех молящихся говорит: И духови твоему — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа. И произносится прокимен (с греч. — «предшествующий»). Прокимены — «преднапутия праздников и наступающих дней». Предшествуют они чтениям из Деяний или Посланий святых Апотолов. Диакон произносит прокимен, затем его поёт хор. Читается стих. Снова хор поёт прокимен. И, наконец, после произнесения первой части прокимена чтецом, хор допевает его.
Чтению Пасхального Евангелия предшествуют стихи 1—8 первой главы Деяний апостольских, являясь для него достойным вступлением. Книга Деяний вообще может быть определена как священная история основоначальных моментов древнеапостольской Церкви после распятия и Вознесения Господа Иисуса.
Читаемые стихи содержат сжатое повествование о значении последних дней пребывания Спасителя на земле до Его Вознесения (ст. 2—3), о раскрытии перед учениками путей Царства Божия (ст. 3); здесь же повествуется об обетовании Святого Духа (ст. 4—5); об отклонении последних остатков земных чаяний патриотического мессионизма (ст. 6—7) и о вселенском значении Христовой Церкви, которое откроется во всемирной проповеди восприявших Святого Духа Апостолов: Вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). День Пасхи не только радостный, каким должен быть каждый праздник, но он для нас источник всех радостей и первопричина всего того светлого, обнадёживающего и положительного, что только мы может желать. Справедливость сказанного, наверно никто так ярко не ощутил, как ближайшие ученики Христовы. С арестом их возлюбленного Учителя и со всеми последующими ужасными событиями — Его поруганием и позорной смертью на кресте, которой подвергали тогда только самых лютых преступников — у апостолов рухнули все надежды. Они хотели было отдать себя проповеди Евангелия, посвятить себя духовному обновлению своего народа, помогать всем обездоленным. А теперь — кому это нужно, ради чего?... Да существует ли вообще справедливость? Правда, вера и милосердие, к которым призывал их Учитель, — не жалкая ли иллюзия, мечта идеалистов? Опыт показывает, что в этой жизни нужны сила, дерзость, власть, деньги — они побеждают. И наверно правы те, которые успешно обогащаются, которые умеют наслаждаться благами жизни, потому что за гробом ничего не будет. Похоронят тебя — и конец всему... Поэтому лови момент, не теряй случая, прочь застенчивость... Такие и подобные мрачные, отчаянные мысли подавляли настроение учеников Христовых. Опасаясь за собственную участь, как последователи осуждённого и казнённого, апостолы тайком собрались, чтобы решить, что дальше им делать, как наладить свою личную и семейную жизнь, расстроенные вследствие их увлечением идеями Учителя... Но вот на рассвете третьего дня после смерти Иисуса, они слышат от знакомых женщин странное сообщение: гроб Его пуст, стража исчезла, а явившийся Ангел сказал им, что Христос жив. Некоторые из них, якобы даже встретили Его на пути и говорили с Ним. Апостолы чересчур были подавленны всем случившимся, чтобы спешить поверить этим столь неправдоподобным сообщениям: уж больно они обожглись, поверив в идею наступления лучших времен. Но вот вечером, этого же дня, Воскресший теперь лично является перед ними и приветствует их знакомым голосом: «Мир вам!» Он разрешает рассматривать и осязать Себя, Он даже ест и пьёт перед ними. Логически это невозможно... Но вот, Он — здесь и говорит с ними! Это не галлюцинация, не призрак, тающий вдали, а действительно Учитель — радостный, сияющий, полный духовной силы. Да, Он восстал из мёртвых, как раньше об этом Сам предсказывал. Апостолы думали, что Он говорил иносказательно, а теперь всё точно так и сбылось. Христос Воскрес? — Да, Воистину Воскрес! — Значит, истинно и всё то, чему Он учил. Значит, существуют и высшая справедливость, и Добро и вечная жизнь, к которым Он призывал! Они не мечта, а реальность. Значит, и те блага, которые Он обещает в том мире, тоже реальны и вечны. Восприняв всем своим существом истину Воскресения Христова, апостолы теперь горят желанием сообщить её всем людям. Мужи Израильские! — обращается апостол Пётр к еврейской толпе. — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей было невозможно удержать Его. Ибо Давид говорит о Нём: «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце моё, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим.» Мужи братия! — продолжает ап. Пётр. — Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер, погребён и гроб его здесь. Но будучи пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели! Итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшёл на небеса; но сам говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.» Итак твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, — повествует дальше книга Деяний, — люди умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» На что Пётр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.» И очень многие из присутствовавших поверили и крестились, и присоединилось к Церкви в тот день около трех тысяч человек. Так — не отвлечёнными доводами или принуждением, а верой в Победителя ада и смерти началось распространение христианской веры, которой суждено было покорить весь мир. И с тех пор вера в Воскресшего находится в самом центре нашей жизни, являясь неисчерпаемым источником наших сил и радости. Христос воскрес, значит, воскреснем и мы. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»(Ос. 13: 14). Чем ближе по времени к эпохе апостольской, а значит, и ко Христу, тем яснее становится существо Православия как обиталища Христовой истины и красоты. Святые дни пасхальной радости более, чем когда-либо, дают переживать сказанное псалмопевцем: Господь — Пастырь мой... Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена (Пс. 22, 1—5). Трапеза в виду врагов — это Сам Господь, Жертва живая, Пасха новая и таинственная... Её полнота откроется в жизни будущего века. Но и здесь, на земле, в красоте Пасхальной ночи, дано верующим предвкушать вечную радость её небесной голубизны, её золотого сияния.
Во время чтения Апостола совершается каждение. Оно установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что чрез проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мiра, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной (2 Кор.2: 14). По окончании чтения Апостола певцы поют «Аллилуиа», а чтец произносит стихи из псалмов — аллилуиарии — хвалебные гимны, возвещающие о явлении всем людям спасительной благодати Божией. Это пение является подготовительным к чтению Евангелия и подчёркивает его торжественность.
Душу Пасхальной утрени выражает канон святого Иоанна Дамаскина. Сущность пасхальной Литургии — это её Евангелие: зачало 1 от Иоанна (Ин 1: 1-17). Ученику, его же любляше Иисус, предоставляет Церковь повествовать в день Пасхи о Божестве Воскресшего Спасителя. Следующие за указанными стихами Деяний апостольских чтение Евангелия от Иоанна — свидетельство всему миру о Божественности воскресшего Спасителя и Основателя Вселенской Церкви, Который был, есть и будет истинное Слово, от начала Сущий Бог (Иегова), ныне восходящий туда, где был прежде (Ин 6: 62). Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин 3: 13). Потому Рождество, Воскресение и Вознесение — это три единых проявления вечной Божественной природы Богочеловека. По указанной причине и читаются стихи 1 — 17 главы 1-й от Иоанна, что в них утверждается изначальность, вечность Слова и благовествуется о Его воплощении ради спасения и обожения человека, завершительным моментом чего является Воскресение и Вознесение. Чтение Пасхального Евангелия происходит на многих языках мiра в ознаменование того, что Евангелие проповедано во всём мiре. В нашем случае его читают на греческом, латинском и славянском языках – древних священных языках Священного Писания. Но в других храмах можно услышать Евангелие и на русском, украинском, белорусском, молдавском, английском, французском и других, имже несть числа, языках. Разделяется Евангелие на три части. Каждая часть прочитывается на других языках, но в конце – обязательно на церковно-славянском языке – древнем священном языке нашей Церкви, как самом возвышенном и благозвучном. Во время чтения Пасхального Евангелия происходит особый трезвон, сообщающий всему окрестному мiру о Благой Вести. Перед аналоем, на который диакон полагает Евангелие, на амвоне стоят пономари с зажженными свечами в знак благоговения к слову Божию и в ознаменование подаваемого Евангелием света богоразумия, просвещающего слушающих познанием спасительных тайн.
Перед чтением евангелия священник молится:
В читаемом Евангелии два богословских центра: ст. 1-4 (В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог) и ст. 14 (И слово стало плотию). Смысл этих текстов в данном литургическом их истолковании тот, что воскресить Свою плоть, во времени принятую, мог только её вневременный, вечный Обитатель. Воскреснуть мог лишь изначала Сущий, Вечный, ибо Воскресение выражает неподвластность возникновению и уничтожению. Но это и есть вечность: Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф 28: 20). Дать такое обетование мог только Тот, Кто в другом месте говорит про Себя: Я есмь Первый и Последний (Откр. 1: 17). Быть в начале всего — это значит быть началом всего, принципом всего. Вечное Слово в силу Своего всемогущества и вечности соделало и плоть Свою, принятую от смертных, плотью вечной. Воскресшая плоть — это плоть вечная, плоть для бытия в вечности. Вечное Слово Божие затем и воплотилось, чтобы соделать земное, плотяное вечным, небесным; другими словами, Оно воплотилось для того, чтобы воскреснуть и воскресить. Воскресение — выражение вечности Сына Божия и Славы Его в образе плоти. Воскресшая плоть — образ вечности Воплотившегося. «Нетленный Сын создал Своего человека, с тем чтобы Он приобрёл новую славу и, изменив в Себе земное в последние дни, как Бог шествовал отсюда к Богу» (святитель Григорий Богослов). Воплощение — это дарование ипостасного бытия человеческому существу, утратившему ипостасность в грехопадении. Поэтому воплощение Сына Божия — это творение нового человека, Адама Нового и с ним — нового мiра: «Божие Слово, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — соединилось не с такою плотью, которая уже существовала в собственной ипостаси, но в Своей ипостаси... было бытие плоти. Само Слово соделалось ипостасью плоти, так что она стала вместе и плотью и плотью Бога Слова». Поэтому со времени воплощения Сына Божия плоти человеческой дана возможность быть только плотью Сына Божия, то есть пребывать в Его вечности и полноте. Воскресение — видимый плод этого приобщения Пасхи Господней, основания которой кладутся в Крещении и Причащении. Пасхальное евангельское чтение есть, таким образом, повесть о вечности Творца и о новом творении, чтение первой главы новой книги нового бытия. И Церковь, подражая Ангелам, хвалившим Бога в дни миротворения (Иов. 38: 7), каждый стих Евангелия нового бытия встречает торжественным и хвалебным ударом в колокола, последний же стих — общим трезвоном.
После прочтения Евангелия в Древней Церкви полагалось произнесение слова назидания. В нашей практике за Евангелием следуют ектении сугубая и об оглашенных. Святая Церковь, приобщив молящихся к Божественной мудрости через чтение слова Божия, побуждает их к особому молитвенному прошению, которое на Богослужебном языке называется прилежным молением. Сугубая ектения начинается прошением: Рцем вси... Церковь призывает как священнослужителей, так и молящихся всеми силами и способностями души обратиться с ответной любовью, глубочайшей благодарностью и преданностью к Богу и в Нём одном искать себе помощи и заступления. Усердность моления хор подчёркивает троекратным пением Господи, помилуй. Во время следующей ектении молится священник об оглашенных, «подклонивших своих выи (шеи)», то есть в смирении и кротости ожидающих даров Божией Благодати, отвергающих жестоковыйность — безсердечие и гордость языческого мира. «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать», — говорит апостол (1 Пет. 5: 5). И пророк возвещает слова Господни: «На кого призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66: 2). ...Призри на рабы Твоя оглашенныя... и сподоби я (их) во время, благополучное бани пакибытия — молится священник. Баня пакибытия — возрождение, новая жизнь со Христом через Крещение (Тит. 3: 5-7). Но «баней пакибытия» святые отцы называли и покаяние — баню слёзную, омывающую нечистую совесть. Оглашеннии, изыдите (выйдите), — возглашает диакон. Смирение, кротость и мытарёва молитва могут подать дерзновение быть с верными на Тайной Вечери Господней — Евхаристии. Нераскаянный в грехах не проникнет в сущность этой Тайны, сердце его будет отлучено от собрания верных христиан. Начинается Литургия верных. Верные христиане составляют Церковь Христову. Они сослужат священнику в Таинстве Евхаристии. Народ церковный — хранитель истины и благочестия, и священник в двух тайных молитвах верных просит для них, «с любовью служащих Богу, очищения души и тела и укрепления силой Святого Духа, разума духовного, причастия Святых Тайн и Небесного Царствия». И мы молимся «о свышнем мире», «о мире всего мiра», о избавлении «от всякия скорби, гнева и нужды». «Каждый из нас в своём чине да благодарит Господа, участвуя в Евхаристии», — писал во II веке святитель Климент Римский. Верные ученики Спасителя следуют по указанному Им пути и входят за Ним во Святое Святых, в Царство Божие. «Отложив житейские попечения», с чистым помышлением они со Христом сраспинаются и соумирают для мира, да будут жить с Господом в вечности. Никто не достоин, из связанных плотскими похотями и наслаждениями приступать или приближаться, или служить Тебе, Царю Славы, ибо служение Тебе велико и страшно и самим Небесным Силам, — молится священник. И мы, подобно Ангельским Силам, являя собой торжествующие лики Херувимов поём песнь Животворящей Троице, отложив суетные заботы, укрепляя сердце и мысль в созерцании являемой ныне нам Божественной тайны. Сын Божий, Царь веков, Господь и Владыка всей вселенной, «дориносимый» (в древности царей и героев, победителей носили на скрещенных копьях, положив на них щиты, чтобы подчеркнуть воздаемую им славу) на Небесах Ангельскими чиноначалиями, пришёл на землю, чтобы исполнить тайну спасения человечества. Сын Божий — Святой Агнец, «взявший грехи всего мiра» (Ин 1: 29) через принесение Себя в Жертву Богу Отцу и тем самым восстановивший утраченную прародителями связь Бога с человеком, — предлагает Пречистое Тело и Кровь Свою в Божественную Пищу христианам, освящая их и подавая им Вечную Жизнь и утраченное человечеством сыновство Святому Богу Отцу.
Совершая великий вход, священнослужители несут Святые Дары — Чашу с вином и дискос с Агнцем и частицами, вынутыми в память святых и всех поминавшихся живых и усопших членов Церкви. Поётся Херувимская песнь.
В отличие от малого входа с Евангелием, вход со Святыми Дарами называется великим по величию воспоминаемого здесь события и по важности цели, для которой совершается: Святые Дары переносятся на престол для совершения святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном слркении выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страдания и смерти Спасителя. Амвон знаменует в это время Голгофу, храм — весь мiр, за который принес Себя в Жертву Спаситель. В это великое время священник поминает Святейшего Патриарха — «Великого Господина и Отца», а также всех православных христиан. Молящиеся в храме на это тихо отвечают: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков. Молитвенное поминовение членов Святой Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о спасении всех поминаемых.
Чаша и дискос вносятся в алтарь и ставятся на развёрнутый на Плащанице антиминс, прообразуя снятие тела Спасителя со Креста и положение Его во Гробе (Ин 19: 38-42). Читается тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханиями, во гробе нове, закрыв, положи. Царские врата закрываются. Большим покровом, как чистой плащаницей, покрываются чаша и дискос Малые покровы означают суда´ рь (плат), который покрывал главу Спасителя при погребении (Ин 20: 7), и погребальные пелены. Великий вход — это и пророчество о Втором Пришествии, ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския —молится священник о Горнем Иерусалиме (Откр. 21: 2), и об очищении нас «Жертвой правды», которая сейчас совершится.
В просительной ектении Церковь молится о перенесённых на престол Святых Дарах: И сполним (восполним, умножим) молитву нашу Господеви... о даровании благ спасительных, ибо Господь Иисус Христос говорил, что и Отец Небесный даст блага просящим у Него (Мф 7: 11). М ир всем, — возглашает священник. Христос оставил нам Свой мир и заповедь любить друг друга, как Он возлюбил нас (Ин 14: 27, 15: 12) В озлюбим друг друга, да единомыслием исповемы ... — призывает диакон, и мы поём: О тца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Священнослужители в алтаре целуют друг друга в плечи с Христовой любовью, приветствуя: Христос воскресе – Воистину воскресе! В древности все в храме лобызали друг друга, мужчины — мужчин, женщины — женщин. Это священнодействие носит название «лобзание мира». По словам святых отцов, оно означает соединение душ и удаление всякого памятозлобия. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13: 35), — говорит Господь. Евхаристическое приношение может быть совершено только при взаимной любви, единомыслии, единой вере и едином вероучении. Возглас: Д вери! Двери! — говорит, что как в первые времена христианства привратники бдительно охраняли двери храма от вторжения неверных, так и мы ныне, заградив сердце от лукавых помыслов, в единомыслии исповедуем догматы своей веры. Символ веры, воспеваемый в Православной Церкви за Божественной Литургией всеми молящимися, — с древнейших времен входит в чин Литургии. Он был составлен по изволению Духа Святаго святыми отцами Первого (325) и Второго (381) Вселенских Соборов, когда различные еретические учения пытались ниспровергнуть истинную веру в Троицу Единосущную и Нераздельную. Святая Церковь решительно выступила в защиту чистоты православного вероучения, изложив ею основные спасительные истины в Символе веры, который служит неизменным руководством для всех православных христиан в их духовной жизни. Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельсгвуют пред Богом и Святой Церковью о том, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства.
Во время пения Символа священники в алтаре возносят и опускают большой покровец (называемый возду´ х) над Святыми Дарами — в знак веяния Духа Святаго (3 Цар. 19: 11-13). Далее диакон возглашает: С танем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити. Слова «станем добре» являются призывом к внутренней, духовной собранности, к вниманию и благоговению ввиду предстоящего совершения Таинства, чтобы в душевном мире принести Богу Жертву (Святые Дары), помня, что эта Жертва приносится Богу не только за нас, но и от нас. Мы присутствуем при этом как соучастники Божественной службы. Николай Кавасила, митрополит Солунский (XIV в.), в своем изъяснении Божественной Литургии относит эти слова к Символу веры, ибо они призывают твердо стоять в исповедании веры. На возглас диакона хор отвечает: М илость мира. Жертву хваления. Эти слова означают, что Евхаристическая Жертва со стороны Бога есть величайшее милосердие к нам и плод примирения с Богом через Христа Спасителя, тогда как с нашей стороны она является прославлением величия Божия, открывшегося в Домостроительстве нашего спасения (Евр. 13: 15; Пс. 49: 14). Священник, согласно древнему обычаю, обращается к народу со словами апостола Павла: Б лагодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (здесь — общение) Святаго Дyxa буди со всеми Вами (2 Кор. 13: 13). Этим благословением священнослужитель желает молящимся ниспослания от Престола Пресвятой Троицы высших духовных даров. Хор от лица молящихся отвечает: И со духом твоим. Это взаимное моление пастыря и паствы перед принесением Святой Жертвы еще более укрепляет братское единство членов Церкви. Из глубины сердца должны мы возносить молитву к Престолу Божию, и священник восклицает: Г оре´ (выше вверх) имеим сердца, то есть, по слову Апостола, да будем о горнем помышлять, а не о земном (Кол. 3: 2) Сердце человеческое является тем духовным органом, которым мы воспринимаем духовный, Горний мир, входим в Богообщение. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорит Господь (Мф 5: 8). И мамы (имеем ум и сердце) ко Господу, — отвечаем мы. Святой Кирилл Иерусалимский учит «Воистину в тот страшный час надо иметь сердце горе, к Богу, а не долу, к земле, к земным вещам. Поэтому надо, чтобы все в тот час оставили житейские попечения, вознеслись сердцем на Небо, к Человеколюбцу Богу». Священник, по примеру Христа Спасителя, возблагодарившего Бога Отца на Тайной Вечери (Лк 22: 17-19), возглашает: Б лагодарим Господа. И хор поёт: Д остойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. В нашей Церкви существует обычай звонить в это время в колокол. Это так называемый звон к «Достойно». Вместе со словами Благодарим Господа священник начинает читать первую тайную молитву Евхаристического канона — главной части Литургии: Достойно и праведно Тя пети, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествил Твоего... В этой большой молитве он от лица своей паствы обращается к Святой Троице с благодарением за создание мира, за отеческое попечение о человеке, о всех благодеяниях Божиих к человеку и о службе этой, а также прославляет Искупительный подвиг Господа. Только в неразрывном контексте становится понятной та взаимосвязь которая существует между евхаристическими молитвами, возгласами священника и песнопениями хора. Так, в конце первой евхаристической молитвы священник читает о мире Ангельском, молитвенно предстоящем Творцу и возносящем хвалу: ...Аще и предстоят Тебе тысящы Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися, пернатии. Следующее за этой молитвой возглашение П обедную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще является продолжением евхаристической молитвы, а пение хором песнопения
является раскрытием этого возглашения. Поэтому возглас и слова пения нельзя рассматривать отдельно от предыдущей молитвы. Такая взаимосвязь прослеживается и на протяжении всего Евхаристического канона. Четырех таинственных существ — орла, тельца (юного бычка), льва и человека, славословящих Бога, — созерцали в видениях пророки Исайя (Ис. 6: 3) Иезекииль (Иез. 1: 10) и апостол Иоанн Богослов (Откр. 4: 6-8). Под поющим в молитве разумеется орёл, вопиющим — телец, взывающим — лев, глаголющим — человек. Господь именуется Саваофом, то есть Владыкой Сил или Небесных воинств. Вспоминая славословие Серафимов и Херувимов, Церковь присоединяет к их пению слова Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Гостюдне. Такими словами народ приветствовал Господа при Его входе в Иерусалим (Мф 21: 9). На благодарственной службе воспоминая о шествии Господа на вольную смерть, наше сострадание Его Крестному Подвигу соединяется с благоговейным созерцанием Его Божественной Славы, которую мы воспеваем вместе с Херувимами и Серафимами — сими блаженными Силами, — говорится во второй тайной молитве. Её священник читает, находясь среди Ангельских Сил, присутствующих в храме при совершении Таинства Святой Евхаристии и славословящих Господа за Домостроительство нашего спасения. В этот высочайший момент Литургии соединяются и соприсутствуют вместе прошлое, настоящее и будущее: Совет Отчий о принесении Сына.. (Рим. 14: 24); дело Сына, уже совершённое (Крест, Гроб, Воскресение, Вознесение), совершаемое (одесную седение) и имеющее совершиться (Второе и Славное Пришествие); сошествие Святаго Духа Животворящего, Который освящает нас и предлежащия Дары сия. П риимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы (вас) ломимое, во оставление грехов. Вспоминая эти слова Господа на Тайной Вечери, мы словом аминь (Слово «аминь» в переводе с еврейского означает: «истинно», «да будет так». Оно служит подтверждением сказанного, и блаженный Иероним называет его «печатью молитв»), исповедуем Его страшную смерть на Кресте и вольное самопожертвование во искупление грехов рода человеческого. П ийте от нея вси, сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Аминь, — поёт Церковь, ибо мы веруем, что Господь Иисус Христос, как тогда, на Тайной Вечери, Своим ученикам, так ныне и нам подаёт Божественное Тело и Святейшую Кровь, причащаясь которых мы соединяемся с Богом и становимся наследниками блаженной Вечной Жизни, по Его слову: «Плоть Моя истинно есть Пища, и Кровь Моя истинно есть Питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6: 55, 54). Т воя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, — восклицает священник, воздевая руки горе. А диакон, предваряя этот возглас, творит крестное знамение, целует святой престол, кланяется священнику, затем берет правой рукой дискос, а левой рукой потир и возносит их над престолом, причём правая рука крестообразно лежит на левой. Это древний чин возношения, он знаменует вознесение Иисуса Христа на Крест. В это священнодействие и произносимые здесь молитвословия
Церковь вкладывает такой смысл: «Твои это Дары, Отче Небесный, и от Твоих творений, по завещанию Единородного Твоего Сына, восприняты нами Тебе в Жертву принося их, как начатки жизни нашей, о всех и за все благодеяния Твои, чрез Него нам оказанные, Тебя поём, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе (о ниспослании Святаго Духа), Боже наш!». Во время пения Тебе поем священник просит Бога Отца ниспослать Святаго Духа на всех молящихся и на Дары. На молящихся, чтобы их очистить от всякой скверны греховной. На предлежащие Дары, — чтобы освятить их» преложить в Тело и Кровь Господни.
читает трижды с воздетыми руками священник тропарь третьего часа, в который на всех собравшихся в Сионской горнице сошёл Дух Святой (Деян. 2: 1-4), и затем благословляет Дары с величайшим благоговением. Это благословение Святых Даров является видимым знаком освящения и преложения их Духом Святым в Тело и Кровь Господни, хотя и во всё время Богослужения действует в храме Дух Святой. После троекратного, в честь Святой Троицы, произнесения диаконом: А минь священнослужители полагают земной поклон Святым Телу и Крови Христовым. Молитва призывания Святаго Духа исповедует веру Церкви в Его силу освящать и совершать Таинства. Святитель Иоанн Златоуст говорит «Стоит священник и низводит не огонь, а Духа Святаго, читает длинную молитву – чтобы благодать сошла на Жертву и зажгла через нее души всех.» По освящении Даров священник читает тайные молитвы, в которых раскрываются многочисленные и многоразличные благодатные действия Святых Даров. Таинство Тела и Крови Христовых — неисчерпаемый источник благодати для всех желающих приобщиться к нему. В этих же молитвах священн
|