![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Социологический инструментарий. Анкета (вопросник)
практическое занятие, 4 часа Цель занятия: формирование умений разрабатывать блоки вопросов анкеты для анкетирования (или стандартизованного интервью) под поставленные цели и задачи; формирование умений правильно оформлять анкету. Описание занятий: на первом занятии студенты изучают анкеты, разработанные различными исследовательскими центрами и группами, автором курса. Далее студенты представляют выполненное задание с использованием компьютерных презентаций, проводится его обсуждение и оценивание. Практические задания, выполняются дома: 1. Выбрать тему для разработки анкеты. 2. Сформулировать цели и задачи анкетирования (интервью). 3. Составить блок вопросов (не менее 5-7) под цели и задачи. 4. Задание максимум: разработать и оформить анкету. 5. Оформить проделанную работу письменно, в виде презентации.
Оборудование и материалы: 1) Анкеты разных исследовательских центров. 2) Анкеты, разработанные автором курса для различных исследований. 3) Список тем для разработки анкеты: Распределение домашней работы между мужьями и женами; Затраты времени мужей и жен на различные виды деятельности в семье (домашнюю работу, уход и воспитание детей, уход за собой, отдых и др.) Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе; Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье; Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье; Межпоколенные отношения в семье; Супружеские конфликты в семье; Конфликты между родителями и детьми в семье; Практики заботы о старшем поколении в современной семье; День семьи: анализ каждодневных практик; Выбор брачного партнера (ценности и практики молодежи).
Вопросы теории для повторения дома: 1. Понятие социологического инструментария. Основные и вспомогательные документы для сбора информации. 2. Анкета (вопросник): структура и содержание. 3. Основные методические требования к структуре, содержанию, языку и оформлению анкеты. Учет социокультурных особенностей респондентов.
Основная литература: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 5.3, 5.4, 5.5, Приложения 3, 4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006. Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. /Пер. с англ.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.9-11. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.1, 2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.
|