![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 13. Наблюдение (стандартизованное и качественное)
Лабораторно-полевая работа, 4 часа Цель занятия: формирование навыков составления плана наблюдения; отработка процедуры включенного стандартизованного или качественного наблюдения.
Описание занятия: на первом занятии преподаватель демонстрирует проект, выполненный методом включенного стандартизованного или качественного наблюдения; комментирует план наблюдения, дневник наблюдения; результаты наблюдения. Дается домашнее задание. На втором занятии студенты представляют свои работы в форме компьютерных презентаций, проводится их обсуждение и оценивание.
Практическое задание, выполняется дома: 1) Выбрать тему для исследования методом включенного наблюдения. 2) Сформулировать цели и задачи наблюдения, отобрать объект и предмет наблюдения. 3) Составить план наблюдения, разработать дневник наблюдения. 4) Провести наблюдение в течение нескольких дней или одной недели. Ежедневно заносить результаты наблюдения в дневник. 5) Описать кратко результаты наблюдения. 6) Оформить работу письменно, в виде презентации.
Оборудование и материалы: 1) Пример проекта методом наблюдения. 2) Список тем для разработки исследования методом включенного наблюдения: Распределение домашней работы между мужьями и женами; Затраты времени мужей и жен на различные виды деятельности в семье (домашнюю работу, уход и воспитание детей, уход за собой, отдых и др.) Практики участия несовершеннолетних детей/взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями, в домашней работе; Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье; Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье; Межпоколенные отношения в семье; Супружеские конфликты в семье; Конфликты между родителями и детьми в семье; Практики заботы о старшем поколении в современной семье; День семьи: анализ каждодневных практик.
Вопросы теории для повторения дома: 1. Понятие наблюдения в социологии. Достоинства и недостатки метода. Виды наблюдения. 2. Наблюдение в качественном исследовании. Особенности методики и техники, документы. 3. Наблюдение структурированное, формализованное в количественном исследовании. Особенности методики и техники, документы. План наблюдения. 4. Роль наблюдателя в сборе информации. Качества, необходимые для наблюдателя. Основная литература: Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. Самара, 2002. - Ч.2, тема 4. Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. - Самара, 2004. - Гл.6.2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006. – Гл.2. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования.- Спб.: Интерсоцис, 2006. Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.
Дополнительная литература: Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М., 1998 - Гл.3 (С.102-123), 5 (С.158-168), 6, 7.
|