Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма правления. Форма государственного устройства и государственный режим






Форма правления — это организация, порядок образо­вания и взаимодействия высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства). Различают две разновидности формы правления — монар­хию и республику.

Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно. Признаки монархии:

1) власть главы государства (императора, короля, вели­кого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом;

2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизнен­но) и передается, как правило, по наследству;

3) монарх неответственен за принятые им политические решения.

Разновидности монархий:

1) абсолютная монархия (Бахрейн, Кувейт, Оман, Са­удовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, он является законодателем, назначает всех

высших должностных лиц государства. Правительство несет ответственность только перед ним;

2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето (запрета на введение закона в действие). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответствен­ность только перед ним;

3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобрита­ния, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фак­тически не принимает. Главная отличительная черта пар­ламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.

Ряд монархий занимает промежуточное положение между дуалистическими и парламентарными (Иордания, Марокко, Непал).

Республика — это такая форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый граж­данами на определенный срок. Республика имеет такие признаки:

1) власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом;

2) полномочия главы государства ограничены опреде­ленным сроком;

3) глава государства несет политическую ответствен­ность за свою деятельность.

Большинство современных государств — республики. Принято делить республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;

2) парламентарная республика (Венгрия, Индия, Ита­лия, Германия). Президент избирается парламентом или особым собранием, формируемым исключительно для вы­боров президента. Президент не является главой правитель­ства и не свободен в его формировании. Фактически главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выборах и имеющая боль­шинство в парламенте. Правительство несет ответствен­ность перед парламентом;

3) смешанная (президентско-парламентарная) рес­публика (Беларусь, Украина, Перу, Россия, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентар­ной и президентской республик. Выборы президента про­изводятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назна­чается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента (или наоборот — министры и премьер-министр назначаются парламентом, но назначение премьер-министра осуществляется по представлению пре­зидента). Правительство несет ответственность перед пре­зидентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку.

Наряду с монархией и республикой есть смешанные формы правления, соединяющие некоторые черты и той, и другой.

Так, Малайзия представляет собой выборную (ротаци­онную) монархию. Главу государства — монарха — выби­рают на пятилетний срок. Элементы выборности существу­ют и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство является коллективной монархией, возглавляемой Сове­том эмиров. Эмиры семи объединившихся эмиратов выби­рают на пять лет председателя Совета эмиров, которого нередко называют президентом.

К числу нетипичных республик можно отнести респуб­лики с пожизненным президентством (Уганда, Индоне­зия, Корейская Народно-Демократическая Республика) и республики без официального главы государства (СССР, Китай, Куба).

Форма государственно-территориального устройства — это порядок взаимоотношений между государством и его отдельными частями. Различают унитарные, федератив­ные, конфедеративные, регионалистские (региональные) государства.

Унитарное государство — это единое государство, состо­ящее из административно-территориальных единиц (облас­тей, провинций, губерний). Признаки унитарного госу­дарства:

1) наличие единого центра и единой системы органов власти и управления;

2) наличие единой системы права.

В настоящее время большинство государств мира — уни­тарные государства (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования. Автоно­мия — относительно самостоятельное в осуществлении государственной власти территориальное образование в пределах государства. Автономия обладает собственным законодательством и органами власти, но суверенитета не имеет.

Разновидности унитарных государств:

1) централизованные. Региональные органы этих го­сударств формируются путем назначения сверху (Нидер­ланды, Казахстан, Франция);

2) децентрализованные. Региональные органы образу­ются независимо от центра, как правило, при помощи вы­боров (Великобритания, Новая Зеландия).

Федерация — союзное государство, состоящее из госу­дарств-членов или государствоподобных образований (субъ­ектов федерации). Признаки федерации:

1) наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

2) наличие двух уровней государственной власти. Феде­ральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной частью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации об­ладает ограниченным внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций: территориальные (США, Германия, Бразилия); национальные (Бельгия, Индия); смешанные (Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых — крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).

Конфедерация — это временный союз государств, со­зданный для достижения конкретной цели (например, за воевание независимости). В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятель­ности (например, оборона, внешняя политика, внешняя торговля). Развитие конфедерации подчинено «железному закону»: конфедерация либо распадается на отдельные государства, либо эволюционирует в федерацию.

Черты федерации и/или конфедерации имеют некоторые международные объединения, например, Содружество Наций (во главе с британским монархом), Европейский Союз.

Специфической формой государственно-территориаль­ного устройства является регионалистское (региональное) государство. Вся территория такого государства, а не отдель­ные части, состоит из автономных образований (Италия, Испания, Шри-Ланка, Южно-Африканская Республика). Территориальные фракции регионального государства не принимают собственных конституций, но имеют свои из­бранные гражданами собрания и свою администрацию.

Форма правления и форма государственного устройства дают представление об организации государства, его вне­шней форме. Реальная же сущность институтов государс­тва, действительное состояние демократии находят выра­жение в понятии государственного режима.

Форма государственного режима — совокупность при­емов, методов, форм и способов осуществления государст­венной власти.

Государственный режим является функциональной характеристикой власти, которая никогда прямо не опре­деляется в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на их демократический харак­тер), однако всегда самым непосредственным образом отра­жается на содержании конституции.

Существует множество классификаций государственно­го режима. По характеру органов, определяющих полити­ку государства, различают гражданские и военные режи­мы. В зависимости от взаимоотношений между государст­вом и церковью различают светские и теократические режимы. Но наиболее широко распространенной является классификация, основанная на уровне защиты прав и сво­бод граждан и степени допуска населения к управлению государством. По данным признакам различают:

1) демократический режим, для которого характерны: реальность политических прав и свобод граждан; полити­ческий и идеологический плюрализм; формирование орга­нов власти путем свободных всеобщих выборов; разделение властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго кон­ституционных рамках;

2) авторитарный режим. Его характерными призна­ками являются: ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование только двух партий); фактическое, а порой и формальное отсутст­вие разделения властей; недемократический характер выборов (отсутствие реальной возможности выбора). Отли­чительной чертой авторитаризма является сильная испол­нительная власть, как правило, основанная на личности лидера. Яркий пример тому — режим Наполеона во времена Первой империи во Франции;

3) тоталитарный режим. Его характерные черты: принципиальный отказ от идеи прав человека и граждани­на; приоритет партии или государства в системе социальных ценностей; однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобязательной государственной идеологии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальный отказ от разделения властей; вождизм, точнее, сакрализация (обожествление) лидера, который преподносится как самый мудрый, непо­грешимый, справедливый, неустанно думающий о благе народа. При тоталитаризме устанавливается полный (тоталь­ный) контроль над всеми сферами жизни общества. Государ­ство стремится буквально «слить» общество с собой, полно­стью его огосударствить. Примерами тоталитарного режима являются нацистская Германия, фашистская Италия, ста­линский Советский Союз, маоистский Китай.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал