Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И исследовательских услуг
Для студентов социологическое образование служит сегодня не механизмом профессиональной специализации, а «образованием вообще», т.е. способом аккумуляции неспецифического культурного капитала. Косвенным подтверждением тому служит рост конкурса на социологическом факультете МГУ и аспирантуре Института социологии РАН, происходящем в ситуации перепроизводства дипломированных социологов на рынке труда. Студент оказывается незаинтересованным потребителем социологического знания. В свою очередь, логика преподавания, свободная от императива исследования, становится все более консервативной: под академическим подразумевается мемориализация классического наследия. Между социологическим образованием и рынком социологических услуг образовался разрыв. Рынок исследовательской продукции функционирует прежде всего как рынок опросов, маркетинговых и консультационных услуг, политически формулируемых проектов. Здесь, как и в образовательной сфере, социологическая проблема- тика подчинена внешним для нее принципам. Этот рынок, отделенный от образовательного и подчиненный прежде всего экономической логике, сильно фрагментирован и не ориентирован на воспроизводство социологии как самостоятельной дисциплины. Он неспособен поставлять образовательной социологии новые объяснитель- ные схемы, интересные эмпирические данные i исследовательские практики. Речь идет не о полном отсутствии исследование или социологии как таковой, но об отсутствш рынка фундаментальных исследований, т.е. об ласти производства специфически социологи ческих схем, готовых к использованию или мо гущих быть приспособленными к классическо му образованию. Одновременно продолжаете кого, но и вообще никакого образования. Таким образом, в некоторых фирмах все еще работает принцип семейственности. Гришина Ю.: Согласна, но есть возможность создать свою маркетинговую фирму. Заказов на рынке достаточно много, а «монстры» берутся не за все, требуя огромные гонорары. Например, средняя цена небольшого исследования — 20 тыс. долл., а провести тендер небольшая фирма готова за 7 тыс. долл. Со временем крупная фирма начинает бюрократизироваться. Правда, и в этом случае она гарантирует и обеспечивает на деле высокое качество — ведь она не первый день на рынке. К тому же «монстры» начинали как филиалы западных фирм, многому учась у них. И сегодня они всегда имеют заказы от крупных западных компаний типа «Coca-cola». Малышева П.: Проводя свое исследование среди фирм, занимающихся маркетинговыми и прикладными социологическими исследованиями, я установила, что основная проблема для них — кадры. Новички обладают хорошими теоретическими знаниями, но не имеют практических навыков полевой работы. «Они даже анкеты в руках не держали», — заявляет руководство опросных фирм. В результате можно говорить о разрыве, если не пропасти, между тем, кого готовят, и тем, кто нужен на самом деле. Правда, выяснилась одна важная деталь. Хотя именно в маркетинговых фирмах остро стоит кадровая проблема и именно они, а не академические институты, сегодня наиболее динамично развиваются, применяя самые прогрессивные социологические технологии, то, что они делают, на мой взгляд нельзя считать социологией. Настоящая наука там, где есть гранты и тендеры. Здесь можно повториться, говоря о возрождении заводской социологии. И не только в НИИ, но и, например, в нефтяном бизнесе. активная рецепция западных теорий, транслируемых через рынок книжной продукции. Переводческая и издательская деятельность выходит за рамки как образовательной, так и исследовательской сферы, хотя именно здесь сосредоточены основные потребители социологической литературы: исследователи, студенты и преподаватели. Поскольку исследовательский рынок фрагментирован, а образовательный воспроизводит консервативную ориентацию, издательский рынок функционирует в логике производства готового знания: выпускается классика, прежде всего теоретического характера, и учебники. Инвестиции в долгосрочные и рискованные проекты, в неизвестные имена экономически невыгодны. При этом в книгоиздании, ориентированном на воспроизводство теоретической базы социологии, также проявляется консервативный акцент: динамика рынка за два периода (1991-1995 и 1995-1999) по приблизительной оценке соотношения количества переводов и числа новых авторов существенно различаются. Относительно второго периода можно говорить о скрытой стагнации. Дело в том, что с 1991 по 1995 г. на рынок был введен почти весь круг авторов, чьи работы продолжают переводиться и издаваться сегодня. За последующие четыре года произошло увеличение числа издаваемых работ уже известных авторов, но не введение новых имен. В настоящее время на книгоиздательском рынке происходит эксплуатация круга «великих» имен (недавно к числу «великих» социологов прибавились имена Хабермаса, Бурдье и Лумана). Издательская стратегия, будучи grosso modo консервативной, только укрепляет консервативные тенденции на образовательном рынке. Поскольку государство остается монопольным центром символического производства, социология сохраняет черты советского периода. Хочу подчеркнуть: речь идет не об отсутствии каких бы то ни было отличий, а о том, что позиция социологии в действующей системе обмена удерживает ее в роли инструмента монополии государства на символическое господство. Социологическое образование воспроизводит не новую социальную позицию (критическую и освободительную, как это виделось в конце 1980-х), а схемы политического здравомыслия. Сокращено и адаптировано по источнику: Бик-бов А.Т. Условия действительности социологического образования в России // https:// cerfsophi.narod.ru/PUBI7TXT/soced.html ОБО Резникова Т.: Необходимо отметить еще одну тенденцию — для построения карьеры необходимо иметь «погоны», т.е. хотя бы кандидатскую степень С ними оплата труда резко возрастает. Престижная и весьма привлекательная сфера занятости для социолога — аналитика. Скажем, надо быстро и качественно провести контент-анализ прессы по конкретной проблематике Коммерческие фирмы такую работу ценят все еще невысоко. Она хорошс оплачивается в зарубежных фондах. Однако почти все они имеют свой постоянный штат аналитиков, среди которых не просто специалисты, а высокостатусные личности, например депутаты Госдумы. И это не просто подкармливание депутатов и их помощников. Многие партии подбирают себе i аппарат действительно специалистов. Кстати, некоторые даже создают свог социологические службы, не доверяя чужой информации. Гришина Ю.: Важно отметить необходимость знания как минимум одного языка (английского), а лучше двух. Обязательно надо владеть пакеток-SPSS. Таков джентльменский набор современного социолога-прикладника Считайте его студенческим минимумом. Загорулько Е.: Не надо забывать и о возможности преподавательской деятельности. Сейчас она не так высоко оплачивается, но работа творческая А кроме того, график свободный. Есть все возможности для занятия наукой Резникова Т.: Кроме того, существуют и традиционные жанры, например научная карьера, в частности, в Институте социологии РАН. Конечно, оплата труда ученого сейчас невысокая, но это чрезвычайно интересная деятельность. К тому же она не исключает возможности подработать: время и квалификация для этого всегда будут. Здесь уже говорилось о «грантовой» социологии. Она тоже неплохо кормит людей. Кто-то не вылезает из зарубежны> командировок и свой доход измеряет в долларах. Сейчас именно так и выжи -вает академическая социология. Причем в последнее время активно поддерживаются молодые ученые. А возможности для карьеры здесь немалые, так как постепенно уходит предыдущее поколение социологов, а молодежи мало. Кравченко А.И.: В заключение я скажу, что у социолога сегодня многс возможностей для карьеры. Страна встает с колен и начинает решать научные проблемы. А это значит, что социологи-прикладники будут востребованы. Выскажу совсем неожиданную мысль: рынок труда для них даже более перспективный, чем для экономистов и юристов. В конечном счете даже неважно, пойдете вы в академическую сферу илг в прикладную. Важно, что у вас будет в голове, насколько легко вы сможете ориентироваться в изменяющемся обществе. Оглянитесь вокруг себя: высококлассный специалист, будь то гончар или сантехник, устраивается гораздо лучше, чем средних способностей и не очень грамотный юрист.
|