Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические задания. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются, часто противоречивые
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Последствия распада Древнерусского государства имели негативный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
– бесконечные междоусобные войны вели к хозяйственному разорению княжеств;
– дробление княжеств и земель вело к ослаблению военной мощи, что увеличивало опасность внешнего вторжения;
– в результате распада усиливалось хозяйственное обособление русских земель, что вело к разрыву торговых связей;
2) в опровержение, например:
– опасение набегов половцев на южные земли, участившихся вследствие распада Древнерусского государства, заставляло людей переселяться в более безопасные земли, прежде всего на северо-восток; это способствовало освоению новых земель, на которых появлялись новые города;
– дробление земель вело к появлению новых самостоятельных княжеств, в которых удельные князья украшали города, поощряли ремесло и торговлю, возводили храмы, что способствовало хозяйственному и культурному развитию этих земель;
– в результате распада Древнерусского государства в одних землях установилась великокняжеская власть в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества), в других возникли боярские республики (Новгород, Псков), что свидетельствует о разнообразии политического устройства русских земель и возникновении вариативности их развития.
Могут быть приведены другие аргументы
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
|
| Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
|
| Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведены только два в опровержение оценки
|
| Приведён только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 4
|
Прочтите ответы 1-10 и оцените их.
Ответ 1
Ответ 2
Ответ 3
Ответ 4
Ответ 5
Ответ 6
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформаторская деятельность Александра I была неэффективной».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
– вопрос о судьбе самого многочисленного крестьянского сословия России решён не был: так, указ «о вольных хлебопашцах», по которому крестьяне могли быть отпущены помещиком на волю с земельным наделом, коснулся лишь 0, 5% крепостных, т.е. продемонстрировал нежелание подавляющего большинства помещиков отменить крепостничество;
– политика сокращения расходов на армию путём создания военных поселений не увенчалась успехом, так как привела к большим материальным затратам и восстаниям военных поселян;
– в ходе финансовой реформы все налоги увеличивались более чем вдвое (в том числе был введён «подоходный прогрессивный» налог с земель помещиков), что стало важнейшей причиной всеобщего недовольства деятельностью правительства и отставки М.М. Сперанского;
– разработанные конституционные проекты не были реализованы в масштабе всей страны;
– недовольство итогами реформаторской деятельности правительства выразилось в организации тайных обществ декабристов, подготовивших и осуществивших вооружённые выступления (восстание на Сенатской площади, восстание Черниговского полка);
2) в опровержение, например:
– указ 1801 г. разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, так как давал право мещанам, государственным крестьянам, купцам покупать незаселённые земли; эти собственники земли, как правило, были более энергичными и рачительными хозяевами, чем многие дворяне;
– первым выражением правительственного намерения отменить крепостное право стал указ «о вольных хлебопашцах», по которому крестьяне могли быть отпущены помещиком на волю с земельным наделом, а впоследствии им разрешалось «учреждать» фабрики, заводы, что расширяло возможности развития отечественной промышленности и накопления капитала;
– в ходе министерской реформы в стране создана отраслевая система управления и заложены её правовые основы;
– введённый экзамен на чин объективно был направлен против бюрократизации госаппарата, предоставлял возможность наиболее способным чиновникам успешнее продвигаться по служебной лестнице;
– в ходе реформы в области просвещения был осуществлён план широкого развития среднего и высшего образования (возникновение сети местных учебных заведений всесословного характера; открытие университетов и др.).
Могут быть приведены другие аргументы
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки
|
| Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
|
| Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки
|
| Приведён только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 4
|
Ответ 7
Ответ 8
Ответ 9
Ответ 10
Экспертные оценки и вопросы
Вопросы:
1. Почему в ответе 2 не принят аргумент 2 в подтверждение? Почему в этом же ответе не принят аргумент 2 в опровержение?
2. Почему в ответе 3 не приняты оба аргумента в опровержение?
3. Какое одно положение из приведённых в ответе 4 должно быть принято?
4. Почему в ответе 6 не принят аргумент 1 в подтверждение?
5. Почему в ответе 7 не принят аргумент 1 в подтверждение?
6. Какой аргумент в опровержение принят в ответе 7? Почему не приняты остальные?
7. Почему за ответ 8 выставлено 0 баллов?
|