Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Эстетика» являются формирование эстетического сознания личности, научных основ эстетической деятельности в культуре и социуме. Учебная дисциплина «Эстетика» знакомит студентов с основами этой науки, вводит в проблематику человеческой субъективности в ее чувственно-оценочном отношении к миру, а также личностного и всечеловеческого опыта культурного творчества. Основная цель курса - освоение способов осмысления явлений культуры как продукта эстетической деятельности в ее истории и современности. Задачи курса: 1. Развивать гуманистическое мышление как элемент профессиональной культуры специалиста-культуролога на основе универсальных антропософских критериев творческого, чувственно-образного и художественного отношения к социальной действительности, миру в целом. 2. Универсализировать эстетическую рефлексию как способ восприятия красоты в человеческой деятельности в быту, межличностных и социальных взаимодействиях, общественной культуре. 3. Сформировать представление о повышении аксиологического (ценностного) статуса эстетического сознания и эстетической деятельности в становлении гражданского общества, развитии прав и свобод человека. 4. Обеспечить знание и понимание студентами сущности, происхождения и основных законов художественно-эстетической деятельности и ее высшей формы – искусства. 5. Дать представление об основных принципах философско-эстетического дискурса. 6. Сформировать способность к профессиональному эстетическому анализу природных, социальных явлений, культуры и искусства, развивать навыки активно-критического освоения и оценки социально-управленческого опыта на основе универсальных эстетических критериев. Курс «Эстетика» – возведение индивидуального опыта эстетических переживаний и рефлексии на уровень теоретических размышлений о нем; – освоение основных принципов и понятий философско-эстетического дискурса; – достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой; – акцентировать внимание студентов на особенностях отечественной эстетической мысли; – развитие способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев. 7. Предмет дисциплины: – эстетическое сознание и эстетическая деятельность: происхождение, сущность, структура и функции; – система эстетических категорий – искусство как высшая профессиональная эстетическая деятельность: законы, историческая морфология, объективная дифференциация; - специфики эстетической и художественной культуры ХХ – ХХ1 веков 2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Эстетика» принадлежит к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла, модулю современных культурных форм и практик. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические, искусствоведческие знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («История мировой культуры», «Философия», «Социология культуры», «История искусств», «Семиотика культуры» и др.). Важным является также владение полученными в процессе освоения вышеперечисленных дисциплин навыками анализа художественных процессов и явлений, а также приобретение эмпирических знаний по истории художественной культуры, философии и языке искусства. Дисциплина «Эстетика» необходима для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «Массовая культура», «Культура постмодерна», «Культурная политика», «Международная защита культурных ценностей» и др.. 2.1. Учебная дисциплина относится к Профессиональному учебному циклу Базовая (общепрофессиональная) часть учебного цикла. 2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен: Знать: основные философии и теории культуры; основные этапы развития истории мировой и отечественной художественной культуры, основные направления развития художественной культуры;; основы истории литературы и искусства; Уметь: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; критически использовать методы современной науки; Владеть: понятийным аппаратом; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии. Владеть следующими компетенциями: владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); использованием основных положений и методов социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); способностью понимать, изучать и практически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1); владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2); способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-7). 2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: Художественная критика; Международная защита культурных ценностей; Культура постмодерна; Массовая культура; Культурная политика; Культура повседневности; Прикладная культурология. Данная учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: Теория культуры, Художественная критика, Международная защита культурных ценностей, 2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами: 1. Теория культуры в части: Теории ценностей культуры; эстетическая и художественная культура; семиотика культуры; языки культуры; искусство как язык культуры; посмодернизм и современная культура; культура повседневности; глобализация культуры 2. История философии в части: эстетика как философская наука; история философско-эстетической мысли 3. Историческая культурология: культурогенез и первобытная культура; происхождение искусства; 4. История культуры в части: Культуры древних цивилизаций; Культура античного мира; Культура Средних веков; Культура Западной Европы и Новое время; Культура ХХ-ХХ1 веков; История русской культуры; Российская культура ХХ- начала ХХ1 вв. 5. История литературы в части: Жанровое разнообразие литературы; Значение литературы на формирование мировоззрения личности 6. История кино в части: история зарубежного и отечественного кинематографа 7. Социология искусства в части: искусство и общество; искусство и зритель 8. История искусства в части: История Западноевропейского искусства; Искусство стран и народов Востока; Русское искусство Х-ХХ1 в. Искусство Византии. 9. История повседневности в части: Телесность в культуре; эстетические аспекты повседневности 10. Массовая культура в части: Искусство в системе массовой культуры; Массовые виды и жанры искусства 11. Культурная политика в части: государственные программы эстетического воспитания населения 12. Межкультурные коммуникации в части: Искусство и СМИ в межкультурной коммуникации; 13. Лингвистика и семиотика в части: Искусство как языки культуры. 14. Методы изучения культуры в части: нестандартные методологические процедуры изучения культуры 15. Прикладная культурология в части: Социальные институты культуры, обеспечивающие хранение, накопление и трансляцию эстетических ценностей 16. 3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); использованием основных положений и методов социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); способностью понимать, изучать и практически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1); владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2); способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации (ПК-5); владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-7); способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11); способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16). В результате освоения учебной дисциплины студент должен: Знать: – основные категории эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство); – сущность, происхождение, структуру и функции эстетического сознания и эстетической деятельности; – морфологию эстетического суждения; - специфику эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства – видовую и жанровую классификацию искусств; – закономерности и тенденции исторического развития и специфику современного состояния искусства периода постмодерна; - роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой ; Уметь: – разграничивать онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты эстетики; – определять, классифицировать и характеризовать формы эстетического сознания и деятельности, эстетические потребности, виды и жанры искусства; – выявлять эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы»; – формулировать абстрактно-логические эстетические суждения и конкретизировать их – использовать в профессиональной практике культуролога Владеть: понятийным аппаратом эстетики; познавательными подходами и методами изучения эстетических теорий и явлений; навыками эстетического суждения в профессиональной сфере; навыками формирования эстетического вкуса и эстетического развития личности; развить способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев. 4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 5, 5 зачетных единиц 120 академических часов. Учебно-тематический план дисциплины для очной формы обучения
5. Содержание учебной дисциплины 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
|