Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи учебной дисциплины






Целью освоения дисциплины «Эстетика» являются формирование эстетического сознания личности, научных основ эстетической деятельности в культуре и социуме. Учебная дисциплина «Эстетика» знакомит студентов с основами этой науки, вводит в проблематику человеческой субъективности в ее чувственно-оценочном отношении к миру, а также личностного и всечеловеческого опыта культурного творчества. Основная цель курса - освоение способов осмысления явлений культуры как продукта эстетической деятельности в ее истории и современности.

Задачи курса:

1. Развивать гуманистическое мышление как элемент профессиональной культуры специалиста-культуролога на основе универсальных антропософских критериев творческого, чувственно-образного и художественного отношения к социальной действительности, миру в целом.

2. Универсализировать эстетическую рефлексию как способ восприятия красоты в человеческой деятельности в быту, межличностных и социальных взаимодействиях, общественной культуре.

3. Сформировать представление о повышении аксиологического (ценност­ного) статуса эстетического сознания и эстетической деятельности в становлении гражданского общества, развитии прав и свобод человека.

4. Обеспечить знание и понимание студентами сущности, происхождения и основных законов художественно-эстетической деятельности и ее высшей формы – искусства.

5. Дать представление об основных принципах философско-эстетического дискурса.

6. Сформировать способность к профессиональному эстетическому анализу природных, социальных явлений, культуры и искусства, развивать навыки активно-критического освое­ния и оценки социально-управленческого опыта на основе универсальных эстетических критериев.

Курс «Эстетика»

– возведение индивидуального опыта эстетических переживаний и рефлексии на уровень теоретических размышлений о нем;

– освоение основных принципов и понятий философско-эстетического дискурса;

– достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой;

– акцентировать внимание студентов на особенностях отечественной эстетической мысли;

– развитие способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.

7.

Предмет дисциплины:

– эстетическое сознание и эстетическая деятельность: происхож­дение, сущность, структура и функции;

– система эстетических категорий

– искусство как высшая профессиональная эстетическая деятельность: законы, историческая морфология, объективная дифференциация;

- специфики эстетической и художественной культуры ХХ – ХХ1 веков

2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Эстетика» принадлежит к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла, модулю современных культурных форм и практик. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические, искусствоведческие знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («История мировой культуры», «Философия», «Социология культуры», «История искусств», «Семиотика культуры» и др.). Важным является также владение полученными в процессе освоения вышеперечисленных дисциплин навыками анализа художественных процессов и явлений, а также приобретение эмпирических знаний по истории художественной культуры, философии и языке искусства. Дисциплина «Эстетика» необходима для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «Массовая культура», «Культура постмодерна», «Культурная политика», «Международная защита культурных ценностей» и др..

2.1. Учебная дисциплина относится к Профессиональному учебному циклу Базовая (общепрофессиональная) часть учебного цикла.

2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:

Знать: основные философии и теории культуры; основные этапы развития истории мировой и отечественной художественной культуры, основные направления развития художественной культуры;; основы истории литературы и искусства;

Уметь: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; критически использовать методы современной науки;

Владеть: понятийным аппаратом; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии.

Владеть следующими компетенциями: владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); использованием основных положений и методов социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способностью понимать, изучать и практически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-7).

2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: Художественная критика; Международная защита культурных ценностей; Культура постмодерна; Массовая культура; Культурная политика; Культура повседневности; Прикладная культурология.

Данная учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: Теория культуры, Художественная критика, Международная защита культурных ценностей,

2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:

1. Теория культуры в части: Теории ценностей культуры; эстетическая и художественная культура; семиотика культуры; языки культуры; искусство как язык культуры; посмодернизм и современная культура; культура повседневности; глобализация культуры

2. История философии в части: эстетика как философская наука; история философско-эстетической мысли

3. Историческая культурология: культурогенез и первобытная культура; происхождение искусства;

4. История культуры в части: Культуры древних цивилизаций; Культура античного мира; Культура Средних веков; Культура Западной Европы и Новое время; Культура ХХ-ХХ1 веков; История русской культуры; Российская культура ХХ- начала ХХ1 вв.

5. История литературы в части: Жанровое разнообразие литературы; Значение литературы на формирование мировоззрения личности

6. История кино в части: история зарубежного и отечественного кинематографа

7. Социология искусства в части: искусство и общество; искусство и зритель

8. История искусства в части: История Западноевропейского искусства; Искусство стран и народов Востока; Русское искусство Х-ХХ1 в. Искусство Византии.

9. История повседневности в части: Телесность в культуре; эстетические аспекты повседневности

10. Массовая культура в части: Искусство в системе массовой культуры; Массовые виды и жанры искусства

11. Культурная политика в части: государственные программы эстетического воспитания населения

12. Межкультурные коммуникации в части: Искусство и СМИ в межкультурной коммуникации;

13. Лингвистика и семиотика в части: Искусство как языки культуры.

14. Методы изучения культуры в части: нестандартные методологические процедуры изучения культуры

15. Прикладная культурология в части: Социальные институты культуры, обеспечивающие хранение, накопление и трансляцию эстетических ценностей

16. 3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

 

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

использованием основных положений и методов социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способностью понимать, изучать и практически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации (ПК-5);

владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-7);

способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);

способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать: – основные категории эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство);

– сущность, происхождение, структуру и функции эстетического сознания и эстетической деятельности;

– морфологию эстетического суждения;

- специфику эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства

– видовую и жанровую классификацию искусств;

– закономерности и тенденции исторического развития и специфику современного состояния искусства периода постмодерна;

- роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой

;

Уметь: – разграничивать онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты эстетики;

– определять, классифицировать и характеризовать формы эстетического сознания и деятельности, эстетические потребности, виды и жанры искусства;

– выявлять эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы»;

– формулировать абстрактно-логические эстетические суждения и конкретизировать их – использовать в профессиональной практике культуролога

Владеть: понятийным аппаратом эстетики; познавательными подходами и методами изучения эстетических теорий и явлений; навыками эстетического суждения в профессиональной сфере; навыками формирования эстетического вкуса и эстетического развития личности; развить способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 5, 5 зачетных единиц 120 академических часов. Учебно-тематический план дисциплины

для очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела Всего ак. час./ зач.ед. № семестра В том числе, ак. час./ зач. ед.   Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Эстетика в системе гуманитарных наук. Предмет эстетики. Эстетическое отношение и деятельность. 6 ч.   2 ч.   - - - . Конспекты;
2. Сущность и структура эстетического сознания. Эстетическое чувство, отношение, суждение, вкус     2 ч.   - - -   Конспекты; Контрольная работа
3. Основные эстетические категории     2 ч. 2ч. - - -   Конспекты; Дискуссия на семинаре
4. Основные этапы истории эстетической мысли     2 ч. 4 ч. - - -   Конспекты; Семинар - закрепление знаний
5. Эстетическая и художественная деятельность. Эстетика как философия искусства. .   2 ч.   - - -    
6. Философско-эстетические концепции творчества; личность творца     2 ч.   - - -   Конспекты; Представление исследовательского проекта
7. Жизнь произведения искусства в культуре. Восприятие искусства.     2 ч. 2 ч. - - -   Конспекты; Участие в case-study
  Эстетика повседневности     2 ч.           Конспекты; Участие в case-study
  Итого:               .  
  Итоговый контроль:                 Экзамен

5. Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал