Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития детей в младшем школьном возрасте






Развитие личности ребенка осуществляется под воздействием разных социальных институтов, в первую очередь, семьи и школы. Особенно сильное влияние названные институты оказывают на детей младшего школьного возраста.

И.В. Дубровина пишет, что «младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка»[9].

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека.

Специалисты обращают внимание на то, что в этот возрастной период ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Тем не менее, не только учебная, но и иные виды деятельности, в которые включен младший школьник, - игра, общение в семье и со сверстниками, труд воздействуют на его личностное развитие. Так, огромное влияние оказывает общение в семье, условия семейного воспитания. А.Г. Ковалев замечает: «В младшем школьном возрасте яснее начинают выступать основные тенденции морально-психологических развития личности. При некоторых неблагоприятных условиях воспитания в семье у младшего школьника формируется резко отличная картина поведения от поведения дошкольника. Так, дошкольник раньше проявляет доброту; став младшим школьником, начинает проявлять скупость. Искренность и прямодушие иногда сменяется у одних сдержанностью, у других – льстивостью, у третьих – замкнутостью»[10].

Крайне важны благоприятные внутрисемейные отношения и супружеские, и детско-родительские в момент поступления ребенка в школу, первых месяцев обучения. Успешность адаптации ребенка к школе напрямую связаны с развитием личности младшего школьника, поскольку формирует благоприятную почву для этого. Задача родителей в этот период довольно существенна: им необходимо организовать атмосферу поддержки и понимания, чуткого отношения друг к другу, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению. Н.В. Самоукина также подтверждает: «Успешность адаптации к школе зависит от многих факторов, в том числе и от влияния семьи»[11].

Во время кризиса 7 лет одновременно с адаптацией к школе у ребенка имеют место глубокие изменения в психике, в личностном развитии. " В данный период – замечает И.Ю.Кулагина, - у ребенка изменяется восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возраста». Младший школьник приходит к опознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович, «кризис 7 лет – период рождения социального " Я" ребенка».[12]

Изменение самосознания младшего школьника ведет к переосмыслению ценностей. Старые интересы, мотивы утрачивают свою побудительную силу, на смену им приходят новые. В этом возрасте имеет место активное формирование мотивации достижения успеха. Рассматриваемый период – это время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого свойства личности. Предпосылки к развитию указанного мотива начинаются появляться у ребенка еще в дошкольном детстве. В младшем школьном возрасте мотив достижения закрепляется, становится личностной чертой. В начальной школе окончательно оформляется личностные свойства, нужные для реализации этого мотива:

1. Безграничное доверие к взрослым, учителям и родителям, подчинение и подражание им.

2. Сознательная постановка детьми цели достижения успехов и волевая регуляция, позволяющая ребенку добиваться ее.

3. Осознание ребенком своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

Родителям необходимо всегда помнить, что воспитывать разные позитивные свойства младшего школьника следует не только путем бесед, наставлений, поручений, поощрений и наказаний, но и собственным примером, вовлечением в коллективную совместную деятельностью.

Таким образом, в младшем школьном возрасте под влиянием семьи и школы осуществляется активное развитие личности ребенка, в частности мотивационной сферы – мотива достижения успехов как важного личностного образования, самосознания – самооценки и уровня притязания, личностных качеств. На развитие личности в рассматриваемый период большое влияние оказывает и школьная успеваемость, поскольку учебная деятельность становится для младшего школьника ведущей. Большое значение имеет для развития личности ребенка семья. Благоприятные семейные взаимоотношения помогают преодолению кризиса семи лет, развитию адекватной самооценки и высокого уровня притязания, лучшей адаптации ребенка.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал